Теория правового государства И. Канта.



Философское осмысление проблема правового государства получила в трудах немецкого мыслителя Иммануила Канта. Суть её:

1. Государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

2. Законодатель должен руководствоваться требованиям, что народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить, относительно народа.

3. Каждое лицо является абсолютной ценностью, и никто не может рассматриваться в качестве средства для выполнения хотя бы из самых благородных планов.

4. Существует некий закон «доопытный» и «внеопытный», «доисторический» и «внеисторический», «априорный» и «абсолютный», которые Кант называет категорическим императивом: «Действуй так, чтобы правила твоих действий могло быть общим правилом для всех».

5. Всё то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому и есть право.

6. Государство, будучи реальной силой, придаёт праву общеобязательный принудительный характер.

7. Кант отстаивал идею народного суверенитета, утверждая, что народу принадлежит законодательная власть.

В своём поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчинённых правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Условия вечного мира И. Канта («К вечному миру»).

В трактате «К вечному миру» («ZumewigenFrieden») (1795) немецкий философ Иммануил Кант (ImmanuelKant) (1724 – 1804) излагает свою модель мира между различными государствами. По его мнению, вечный мир возможен в случае объединения различных стран в единое общечеловеческое государство. Именно эта модель была реализована в 20 в. на практике в рамках Европейского Союза.

Источник войн заключается в природном состоянии, в котором находятся страны и государства по отношению друг другу. Кант определяет природное состояние (Statusnaturalis) как «состояние войны, т.е. если не постоянное проявление враждебности, то вечная угроза таковой».

Главное свойство природного состояния – это «независимость от внешних законов», то есть отсутствие закона как элемента гражданско-правового регулирования. «Человек (или народ) в чистом природном состоянии отнимает у меня эту безопасность и вредит мне уже через одно это состояние, находясь рядом со мной, даже если не на деле (facto), то беззаконием своего положения (statusinjusto), благодаря которому я постоянно испытываю угрозу с его стороны, и я могу принудить его либо войти со мной в совместно-законное состояние, либо уйти из моего соседства», - пишет Кант.

Природному состоянию Кант противопоставляет гражданско-правовое состояние. Это состояние безопасности благодаря закону, который нивелирует угрозу вражды в обществе с помощью принуждения главенствующей юридической норме. Гражданское состояние заключается в том, чтобы «подчиниться законному, ими самими конституированному принуждению, то есть предпочитать безумную свободу свободе разумной». По словам Канта, «злобность человеческой природы» регулируется в гражданско-правовом состоянии «принуждением правительства».

Следовательно, чтобы устранить насилие и войны между странами, необходимо, чтобы они вошли в гражданско-правовое состояние по отношению друг другу, то есть заключили юридический и государственный союз друг с другом. Иными словами, вечный мир возможен тогда, когда человечество объединится в одно государство.

«Правовое устройство в отношении лиц, к нему причастных, таково: 1) устройство по праву государственного гражданства людей в составе народа (iuscivitatis); 2) устройство по международному праву государств в их отношении друг к другу (iusgentium); 3) устройство по праву всемирного гражданства (iuscosmopoliticum), поскольку люди и государства, находясь между собой во внешних взаимовлияющих отношениях, должны рассматриваться как граждане общечеловеческого государства», - пишет Кант.

Таким образом, задача человечества – создать общечеловеческое государство. Оно является выходом из войн между разными странами, так как все они будут находиться в едином государственно-правовом пространстве.

Заметим, что эта модель, изложенная Кантом, была реализована в Европе во второй половине 20 в. Европейский Союз, объединяющий на сегодняшний день 27 стран, является таким общеевропейским государством, существование которого обеспечивает мир между странами Европы вот уже более полувека.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 785; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!