Учение Дж. Локка о государстве и праве («Два трактата о правлении»).



работе «Два трактата о государственном правлении» Джон Локк (16321704) изложил свое понимание политико-правовых концепций.

Локк уделял внимание естественному состоянию человеческого общества. Его он рассматривает как состояние не войны, а мира, полной свободы и равенства. Но механизма, способного обеспечить сохранение естественных прав (права собственности, личной свободы, состояния равенства), нет, так как в условиях естественного состояния люди руководствуются своими интересами, которые могут вести к несправедливости одного человека по отношению к другому. Не хватает строго установленного закона, по общему согласию устанавливающего нормы справедливости и несправедливости, а также силы, способной поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение. Люди отказываются от индивидуального права на наказание, которым располагал каждый из них в условиях естественного состояния, «для того, чтобы оно осуществлялось только тем из них, кто будет назначен на это, и посредством тех законов, о которых согласится сообщество или уполномоченные на то лица». Это, считал Локк, является «первоначальным правом и источником как законодательной, так и исполнительной власти... ».

Новый порядок утверждается посредством общественного договора, на основании которого гарантом прав и свобод человека становится государство.

Локк наделяет государство строго определенными функциями, которые не дают ему покушаться на естественные права людей. Тогда же появляется гражданское общество. В целях предотвращения злоупотреблений государством своими полномочиями и упорядочения взаимоотношений между его различными органами Локк одним из первых обосновывает принцип разделения властей. Он предлагает создать законодательную и исполнительную власть, наделив первую верховными полномочиями. При этом всякая власть обязана править согласно законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов. Суд он не относит к числу самостоятельной ветви власти. Но полагает, что верховная власть должна править с помощью справедливых судей, опирающихся на законы и обладающих властью разрешать все затруднения на их основе.

В гражданском обществе все без исключения должны подчиняться закону, который является основой свободы и порядка.

Формы правления, считал мыслитель, зависят от того, кому принадлежит власть законодателя. Отсюда - демократия, олигархия, наследственная или выборная монархия. Локк был сторонником конституционной монархии.

Теория разделения властей Ш.Л. Монтескьё («О духе законов»).

Теория разделения властей — одна из ведущих политических доктрин и прин­ципов буржуазного конституционализма. Как правило, она противопоставлялась кон­цепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Генезис теории разделения властей связан с возникновением буржуазных политико-правовых теорий прежде всего в Англии XVII в.[1], самым авторитетным политическим мыслителем которой был Д. Локк. Однако у него это, скорее, учение о соподчинении властей в государстве, созданном общественным договором, где «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов общества истекают из нее и подчинены ей».[2]

Классическую формулировку данная теория, как известно, получила в трудах выдающегося французского философа, юриста и просветителя Шарля Луи Монтескье (1689—1755). Целый ряд аспектов политико-правового наследия Монтескье уже освещался в советской юридической литературе. Подвергалась анализу и его теория разделения властей, хотя она и не была предметом специального рассмотрения.[3] В зарубежной литературе этой проблематике традиционно уделяется существенное внимание.[4] Вместе с тем многие буржуазные авторы учение Монтескье о разделе­нии властей интерпретируют в целях теоретической легитимации основных институ­тов, норм и концепций современного буржуазного строя. В настоящей статье данная теория исследуется системно, выясняется ее роль и место в истории учений о раз­делении властей.

Учение Монтескье возникло в середине XVIII в., когда абсолютная монархия начала тормозить развитие буржуазных производственных, отношений и производи­тельных сил, когда Франция уже приближалась к политической революции, но власть в стране находилась в руках самодержавного монарха. Цель учения — гаран­тировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечить политическую свободу.

Монтескье различает естественную и политическую свободу. Естественная сво­бода, по его мнению, существует только в дообщественном состоянии. Как и равен­ство, свобода «есть предмет заботы дикарей»,[5] она обеспечивается справедливостью, нравами, обычаями; ею не обладают лишь племена, не следующие праву и потому обреченные на гибель.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 1537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!