Классические педагогические идеи в области воспитания



Идея гуманизма

Классическая педагогика рассматривает воспитание как социально значимое явление, важнейшее условие развития и формирования личности. «Пренебрежение воспитанием есть гибель для людей, семей, государств и всего мира», – писал Я.А.Коменский. Этот тезис стал основополагающим в классической педагогике.

На протяжении столетий в педагогических трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоции, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко и др. обозначился ряд идей, которые выдержали испытание временем и служат основой для разработки множества современных воспитательных концепций. Вся классическая педагогика пронизана идеями гуманизма. Гуманизм понимается как признание человека высшей ценностью. Ж.-Ж. Руссо считает самым важным званием звание Человека. Воспитание призвано помочь сохранить и развить то человеческое, что есть в каждом ребенке, считает И.Г.Песталоции.

Окружающая действительность далеко не всегда создает атмосферу гуманизма. Мы должны формировать человеческие качества в несовершенном мире, где есть война, ненависть, подлость, предательство. Воспитатель вынужденный выполнять предписанную работу «втискивает» детей «в душные формы современной жизни», – с горечью писал Я. Корчак. Тем не менее, мы не должны ограждать ребенка от жизни.

«Подлинная гуманность воспитателя, – писал В.А.Сухомлинский – означает мастерство, искусство, умение пробудить у ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен быть». Нужно помочь каждому раскрыть свои жизненные силы, воплотить себя в жизни в чем-то социально ценном. В противном случае человек теряет ощущение значимости и полноты жизни.

Чтобы помочь человеку наиболее полно раскрыть свои жизненные силы, воспитание должно ориентироваться на жизнеутверждающие ценности: любовь, семья, здоровье, гармония с природой и др.

Развивая гуманистические идеи Ш.А.Амонашвили сформулировал заповеди воспитателя-гуманиста:

- Главный принцип гуманистического воспитания – расположить ребенка к воспитательному процессу, сделать его нашим помощником в своем же воспитании.

- Главный метод гуманистического воспитания – доставить ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха.

- Очень важно, чтобы наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше соответствовали томуидеалу, который мы стремимся вселить в ребенка.

- Мы обязаны развивать и беречь в ребенке веру в нас, в своих воспитателей, веру в своих товарищей, веру в людей, веру в самого себя.

- Наш воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности каждого ребенка, должен формировать у детей чувство заботы о товарищах, близких, о людях вообще.

- Человек должен развивать все свои способности и дарования и чувствовать себя счастливым.

- Воспитатели обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

- Воспитатели должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях решения воспитательных задач.

- Нами воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.

- Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.

Идея духовности

   Тема души, духа, духовности, как глубоко философская, находит отражение в трудах, как светских, так и религиозных мыслителей. Дух – это свойство которое присуще только человеку. Дух – это высшее свойство человека. Тема «духа» ярко звучит в народном эпосе. Все былинные сказания построены на утверждении силы духа человека над силами зла. Недюжинные силы, которые помогают былинным героям справиться с напастями, они черпают не в своей физической форме, а в силе своего духа.

    Светские ученые связывают развитие духа со следованием человека идеалами В.А.Сухомлинский утверждал, что стремление к идеалу и вера в идеал являются средоточием духовной жизни человека. Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. Идеалы побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира.

       Религиозные мыслители связывают дух и духовность человека с божественными силами и смыслами. «Духовная сила в человеке есть изначально не человеческая только, но богочеловеческая. Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку».[1] Человек должен увидеть себя в Боге и Бога в себе: «Высшее достижение человека, смысл его жизни в том, чтобы зажить жизнью божественного Смысла» (И.А. Ильин) [2]. Такое под силу великим святым.

      Таким образом, духовность, как в религиозном, так и светском смысле связывается с высокими жизненными целями человека, которые имеют нравственную основу и требуют от человека полной отдачи сил делу, которому ты служишь. Дух проявляется в стремлении и способности человека к саморазвитию, самосозиданию.

Но если религиозные мыслители связывают дух и духовность человека с божественными силами и смыслами, то светская основа духовности – это общественные идеалы и стремления человека. Мы не должны сводить духовность только как приобщение к религии, тем самым существенно обедним нашу педагогическую культуру.

Духовность – это высокие стремления человека, которые согласуются с общественно-значимыми идеалами или божественными смыслами и направляют жизненную энергию человека на преобразование своего внутреннего мира и служение(людям, делу, Богу).Духовное воспитание – это формирование высоких стремлений человека, которые согласуются с общественно-значимыми идеалами и направляют жизненную энергию человека на преобразование своего внутреннего мира и служение людям и обществу.

Идея природосообразности

Классики педагогики оптимистически смотрят на природу человека, утверждая, что «природа человека как бы сама призывает его к тому, что свойственно человеку» (Я.А.Коменский). Следовательно, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребенка. Я. А. Коменский считает, что педагоги должны «верно и мягко упорядочивать природные инстинкты, когда они сами проявляются». Они должны направлять развитие ребенка, не разрушая его, не запрещая ребенку быть самим собой.

Классики не отрицают факт ограниченности заложенных от природы возможностей человека, которые «искусство и усердие» бывают не в состоянии преодолеть, поскольку «самой природе одних людей не хватает той основы, на которой они могли бы достичь того, чего легко достигают другие» (Д. Локк). Но при этом классики педагогики утверждают, что помощь педагога открывает путь к совершенствованию всем без исключения.

И.Г.Песталоцци пишет: «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится». Поэтому идею элементарного образования он рассматривает как идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений».

Классики единодушно выделяют особый период в жизни человека – детство: «Незначительные или почти незаметные впечатления, производимые на нашу нежную организацию в детстве, имеют очень важные и длительные последствия» (Д. Локк).

Итак, воспитание должно осуществляться в согласии с природой ребенка, помогая каждому продуктивно развивать свои задатки.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!