Особенности и проблемы семейного воспитания
3.3.1. Сущность семейного воспитания
3.3.2. Духовно-нравственные традиции российской семьи
3.3.3. Проблемы современной семьи и семейного воспитания
3.3.4. Педагогическая культура родителей
3.3.5. Формы взаимодействия образовательных учреждений с семьей
Особенности формирования семейной среды по произведению А.С.Макаренко «Книга для родителей»
Резюме
Вопросы для самопроверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИКУМ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Тесты для самоконтроля
Ключи к тестам для самоконтроля
Задания для контрольных работ
Вопросы для подготовки к экзамену
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Основы воспитания» является одним из составных модулей курса «Педагогика». Курс рассчитан на студентов бакалавриата направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля подготовки «Начальное образование».
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть:
- общекультурными компетенциями (знанием и пониманием места воспитания в культуре мировых цивилизаций; знанием законодательных основ воспитания в системе образования; знанием культурных традиций воспитания различных народов; способностью к анализу, обобщению, восприятию информации; способностью видеть проблемы воспитания в современной практике);
-общепрофессиональными компетенциями (способностью и умением использовать знания психологии, истории, философии для понимания современных проблем воспитания; владеть культурой изложения информации в устной и письменной речи).
|
|
-профессиональными компетенциями (владение основами знаний по проектированию и анализу воспитательно-развивающих возможностей образовательной среды).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать:
- Базовые педагогические понятия
- Противорения и закономерности воспитания
- Методы и приемы воспитания
- Современные проблемы воспитания
· Уметь:
- Анализировать цели воспитания
- Структурировать педагогическую информацию
- Вычленять актуальные проблемы воспитания
· Владеть:
- Методикой анализа педагогического текста
- Методикой написания педагогического эссе
- Методикой анализа педагогической ситуации
Курс «Основы воспитания» содержательно связан с учебными дисциплинами «Сравнительная педагогика», «Теории обучения и воспитания».
ГЛАВА 1. Общие ориентиры воспитания
Комплексная цель
знать:
- этапы развития воспитательной практики;
- базовые идеи классической педагогики;
- цели воспитания на современном этапе развития системы образования;
- философско-педагогические модели воспитания;
|
|
уметь:
- анализировать цели воспитания, обозначенные в государственных документах;
- вычленять актуальные проблемы воспитания;
- интерпретировать идеи классической педагогики на современную действительность;
владеть:
- базовыми педагогическими понятиями;
- методикой работы с педагогическими текстами.
Рекомендации по самостоятельному изучению главы
Работа над учебником должна сопровождаться знакомством
- с основными документами: Законом Российской федерации «Об образовании» (1992 г.); проектом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.); Национальным проектом «Образование»; Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
- базовыми концепциями: «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России».
- классическими педагогическими текстами авторов: Я.А.Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоции, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, Я.Корчака, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко.
История возникновения и развития воспитательной практики
Воспитательная практика в первобытный период
|
|
Воспитание – это явление общественной жизни, которое возникло на определенном этапе развития общества. Социальная значимость воспитания обусловлена необходимостью передачи социально-культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание в широком смысле слова –процесс усвоения культурного опыта предыдущего поколения. Под культурным опытом следует понимать знания, умения, навыки, а также нравственно-этические ценности.
В первобытный период образ жизни племени определял содержание знаний, умений, навыков, нравственных ценностей, которые необходимо было передать молодому поколению. Воспитание осуществлялось стихийно, в процессе жизнедеятельности племени.
Необходимые знания, умения и навыки усваивались в процессе трудовой деятельности, в которую дети включались по мере взросления. Обряды племени выполняли как обучающую, так и воспитательную функцию. Например: обрядовые зоофагические пляски помогали изучить повадки животного, они сопровождались ряжением под него, своеобразной инсценировкой охоты. Участие детей в «репетиции» охоты способствовало усвоению ими умений и навыков, необходимых для осуществления того или иного рода деятельности.
|
|
Наряду со знаниями и умениями передавались обычаи племени. Первобытная община была общиной равных, но в условиях жестокой борьбы за существование равными были лишь полноценные члены производственного коллектива. Поэтому обычаи могли быть достаточно суровыми: право умертвить слабого ребенка, геронтоцид («добровольная смерть»).
Повсеместно в родоплеменных общинах выделялись группы детей, взрослых мужчин и женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами. Общественно значимую воспитательную практику осуществляли старейшины. Они приучали подростков к собиранию плодов, обучали правилам охоты, изготовлению простейших орудий труда, передавали заветы предков, моральные нормы. В воспитании широко использовались такие формы, как заговоры, заклинания, магические действия, ритуальное песнопение.
Большое значение придавалось моменту перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Посвятительные обряды должны были определить физическую зрелость юноши и его производственную готовность встать в ранг зрелых мужчин. В разных обществах инициации проходили неодинаково, но по существу они всегда заключались в приобщении подростков – обычно каждого пола в отдельности – к хозяйственной и общественной жизни полноправных членов общины. Иногда процедура инициации была мучительной и сопровождалась голодовками, нанесением ран, прижиганием огнем, выбиванием зубов, вырыванием волос. Не выдержавшего испытание ждал позор.
Девушку, как правило, не подвергали сложным испытаниям. Ее лишь заставляли соблюдать некоторые запреты, учили песням и мифам, совершали различные религиозные обряды.
Педагогический опыт закреплялся в пословицах, поговорках, сказках, легендах, в которых содержались те или иные знания, нормы, общественно значимые ценности, которые необходимо было передать молодому поколению.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!