Глобализация и проблема развития национально-политических систем.



Глобализация ( англ. globalization ) - преобразование определенного явления на мировое, планетарное, то, которое касается всей Земли, Земного шара.

Глобализация - это процесс Основными последствиями этого процесса является международное разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и зависимым от всех его субъектов. Происходит увеличение как количества общих для групп государств проблем, так и количества и типов интегрированных субъектов.Ускорение темпов глобализации привело к возникновению в мире оппозиционного к ней политического движения антиглобалистов. Антиглобалисты обвиняют глобализацию в том, что она увеличила неравенство и деградацию окружающей среды. Недовольство глобализацией характерно как в развивающихся, так и в странах с развитой экономикой. Перенос производства из развитых стран в страны с дешевой рабочей силой приводит к ликвидации рабочих мест и безработица в первом мире. Например, на Среднем Западе США глобализация разрушила конкурентоспособность промышленности и сельского хозяйства, снижая тем самым качество жизни.Некоторые также видит растущую проблему во влиянии глобализации на культуру. Параллельно с глобализацией экономик и торговли, культура импортируется и экспортируется также. Проблема в том что более крепкие, большие страны такие как США, могут заполонить культуры других, меньших стран, приводя к тому, что их традиции и ценности исчезнут. Этот процесс также иногда относят к американизации или Макдональдизации.

Глобализация, обусловленная центростремительными тенденциями мировых интеграционных процессов, призванная консолидировать планетарное сообщество на почве единого в глобальном масштабе экономического пространства. В геометрической прогрессии всеобъемлющая экономическая интеграция в настоящее время формирует единую транснациональную систему хозяйства - глобальный экономический монолит. Процесс интернационализации производства настолько втягивает народы, страны, регионы в единое мировое мегасоциум, что это само собой, надо надеяться, нивелирует в будущем суть и облик национально-государственных образований. Государственные структуры со временем начнут растворяться, их военно-политические потенции - самоанулироваться, межгосударственные границы - разрушаться. Общая экономическая интеграция, устраняя межнациональные барьеры, разрушая межгосударственные границы, растворяя собственно сами национально-государственные образования, объективно призвана трансформировать эти образования в единую, целостную, неделимую межнациональную общность - глобальныйсоциомонолит - с единым наднациональным центром координации, управления, контроля.

Глобализация и развитие национальных экономических систем.

Глобализация и ее этапы. Проблемы сохранения национального хозяйства

глобализация – это процесс, направленный на сближение стран, их унификацию в различных сферах.

Этот процесс затрагивает экономику, культуру, технологию и управление. Отличительные особенности процесса глобализации:

  • появление мировых рынков валюты и капиталов, которые непрерывно обеспечивают совершение операций на расстоянии и в реальном времени;
  • новые средства коммуникации (интернет, сотовая связь, информационные сети);
  • активизация действующих во всемирном масштабе экономических организаций;
  • повышение роли многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной собственности, безопасности, экологии.

Следствием глобализации экономики стало формирование мировой экономики (мирового хозяйства) – совокупности национальных экономик в их постоянной динамике и развитии, взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга.

Мировое хозяйство как целостная система оформилось на рубеже XX и XXI веков. Выделяют следующие этапы развития мировой экономики (мирового хозяйства).Первый этап становления современной мировой экономики (XIV – конец XIX вв.) связан с появлением первых элементов мирового хозяйства - мировой торговли, зарождением, становлением и развитием мирового товарного рынка.Второй этап становления мировой экономики (конец XIX в. - начало XX в.) – в период перерастания капитализма в монополистическую стадию.

Третий этап (между Первой и Второй мировой войнами) – разрушение многих, достигнутых ранее мирохозяйственных связей. Четвертый этап (после окончания Второй мировой войнами и до начала 90-х годов) – перестройка международных экономических отношений. Пятый этап (с начала 90-х гг.) – современный этап развития мирового хозяйства. Главные факторы развития - крах системы «реального социализма», переход бывших колоний и социалистических стран Центральной и Восточной Европы к рынку сделал экономику этих государств более открытой. Для современного этапа развития мировой экономики характерны следующие особенности: интернационализация хозяйственной жизни; либерализация внешнеэкономических связей; региональная экономическая интеграция; унификация правил хозяйственной жизни, создание системы межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей; транснационализация капитала и производства.

51.Понятие исследовательской парадигмы в социально-гуманитарных науках.Под научной (исследовательской) программой в философии науки понимается философская характеристика предмета, метода и основных принципов познания в определенной области научного знания. В области социально-гуманитарного знания понятия научной программы и парадигмы предельно сближаются по своему содержанию и могут рассматриваться как тождественные. Натуралистическая исследовательская программа в социально-гуманитарных науках формировалась под влиянием естествознания и строится, во-первых, на признании тождества их предметов или принципиального единства их методов. Согласно ему, социальные факты объективны в той же мере, как и материальные вещи, из чего следует:- возможность применить процедуру их подведения под «охватывающий закон», а также структурно-функциональный (системный) анализ;- ориентация на проникновение, прежде всего, в сущность социальных явлений и процессов.Второй особенностью натурализма в обществознании является использование объяснения, прежде всего причинного, как универсального познавательного приема. В этом случае, как и в науках о природе, «одно сущее в своем фактическом проявлении объясняется из другого сущего», а дедуктивный метод оказывается основным в мышлении исследователя. Антинатуралистическая (культуроцентристская) исследовательская программа в социально-гуманитарных науках сформировалась на рубеже XIX—XX вв., когда наряду с физической и психической действительностью философы стали выделять особую онтологическую реальность — культуру. Антинатурализм подчеркивает, во-первых, созданный, сконструированный характер социальной реальности. Во-вторых, в содержание социальной реальности, как объекта изучения, включаются теперь не только глубинные, устойчивые сущностные черты и свойства человека, общества, культуры, но и разнообразные проявления повседневности: «естественные» (самоочевидные) условия человеческой жизнедеятельности, мир здравого смысла, банальностей быта, разговорной речи, предрассудков и стереотипов. В-третьих, культуроцентризм подчеркивает подвижный, текучий, динамичный характер социальной реальности: она всегда множественна, открыта, незавершенна. Отсюда внимание социального познания к плюрализму культур, форм собственности, хозяйства и организаций, культур, ориентации сознания и поведения. Наряду с закономерным, типичным предметом анализа становится случайное, маргинальное, отклоняющееся от норм и стандартов.

53. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.Решение глобальных проблем — сверхсложная задача. Ни одна изних не может быть решена отдельно от других. Работа над каждой из них требует учета огромного множества взаимосвязей самой различной природы - экологических, технологических, социально-политических, культурно-традиционных и др.Наука играет здесь огромную роль. Существенная часть работы по выходу из глобально-кризисной ситуации принадлежит специальным научно-технологическим разработкам. Так, важными являются:-дальнейшее исследование закономерностей поведения сверхсложных экологических систем;- создание программ оздоровления и регенерации природной среды;- поисковые работы для обнаружения новых запасов топ­лива и сырья;- освоение новых источников энергии;- разработка ресурсосберегающих технологий и общее повышение эффективности используемого сырья;- повышение эффективности сельского хозяйства;Наука играет противоречивую роль в отношении к глобальным проблемам. С одной стороны, именно наука и научно-технический прогресс спровоцировали появление глобальных проблем. Но, с другой стороны, глобальные проблемы можно нейтрализовать или снять их остроту только посредством применения науки.Наука способна, прежде всего, осознать эти проблемы, выяснить причины глобального кризиса. Кроме этого, наука может предложить и предлагает реальные меры по смягчению глобальных проблем. Совр-ая наука разработала безотходные технологии.Предложив технологии использования альтернативных источников энергии (солнца, ветра, моря), а также технологии, связанные с сокращением вредных выбросов в атмосферу, почву, моря и реки.Общая ориентация мировой науки на глобальную проблеме тику должна стать ведущей стратегией будущего развертывания научно-технологических разработок. Мировая научная практик показывает, что перспективным способом организации подобных научных исследований является комплексно-междисциплинарный подход. Он выходит за рамки традиционного дисциплинарного взгляда и концентрируется вокруг конкретных проблем. Это позволяет объединить ресурсы различных дисциплин и сфокусировать их на совместном решении актуальных задач.

52.Роль социально-гуманитарных наук в осмыслении процесса социальных трансформаций.Развитие естественных, социально-гуманитарных, технических наук и их взаимодействие с обществом, а также рост университетов, престижа образования дали старт процессу, который получил название «онаучивание общества». Оно состояло в том, что донаучные и вненаучные представления людей стали пополняться и вытесняться теми, которые пришли вместе с наукой и обрели обыденность в своем употреблении. Онаучивание вело к повышению уровня рациональности в достижении целей, в улучшении жизни людей, в увеличении населения и его благосостояния. Вопрос об ответственности ученых или науки в целом ставится в тех случаях, когда возникает опасность, что научные решения не гарантируют положительного социального результата. В большей степени это относится к таким наукам, как экономика, социология, юриспруденция, чьи концепции могут быть положены в основу решений, предлагающих социальные технологии для практического изменения общественных состояний, и в меньшей степени — к гуманитарному знанию, осуществляющему консультативно-регулятивную роль. В любом случае ответственность трактуется как вина за неоптимальный результат.

Итак, важнейшими функциями социальных наук является критика действительности и ее проблематизация. Вопрос же о том, что позитивного для развития общества может дать наука не снимается этими утверждениями, а требует более дифференцированнoro подхода (применительно к разным областям знаний) и серьезных обсуждений. Многие ожидания от наук об обществе не оправдываются как раз потому, что остается неизвестным, чего следует ожидать от тех или иных наук. В целом социально-гуманитарные науки могут играть значительную роль в преобразовании общества. Так, немецкое послевоенное «чудо» следствие применения идей немецких экономистов, японское послевоенное «чудо» — следствие реализации проекта японских социологов. Идеи английского социолога Гидденса и немцкого философа Хабермаса подготовили политику новых лейбористов в Англии и Шредера в Германии. В «обществах знания» экспертные оценки ученых должны предсказывать риски и пути их уменьшения. В этом состоит значение основополагающих социальных исследований. Для предотвращения техногенных, политических и других рисков социальные инновации должны действовать технологическим, политическим и пр. инструментами.

 

54.Роль науки в развитии современной культуры.Наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке. Современная наука выполняет функции: 1.Культурно-мировоззренческая 2.Методологическая 3.Познавательная 4.Регулятивная5.Воспи-тательная 6.Прогностическая 7.Аксеологическая(ценностная)8.Управленческая В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Можно выделить два важных направления воздействия науки на культуру. 1)наука развивает культуру, а иногда тормозит. 2)направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей,на материальную и духовную культуру.

Первое направление указывает на локальность науки в культуре. Наука, обладая самостоятельностью в культуре, развивается по своим законам. Она способствует совершенствованию культурного процесса:- формированием своих особых культурологических основ становления и развития: отделение умственного труда от физического; связь с научным знанием; его конструктивно-творческие способности и т. п.;

— своей динамикой исторического развития;

— спецификой научной деятельности как разновидности социокультурногопроцесса;

— гносеологическим содержанием науки, представляющим ценность для общества: истинные знания; опредмечивание научных знании в продуктах материального и духовного труда; а также принципы, методы, средства добывания истинного научного знания и его воплощение в культуре;

Второе направление раскрывает воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы. Наука развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.

Наука тесно связана с образованием, воспитанием, видами искусства,информационной жизнью и др. элементами духовной культуры.

 

55. Сциентизм и антисциентизм.Сциентизм представил науку как культурно-мировоззренческий образец и рассматривался сторонниками этого мировоззрения как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Для сциентизма характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной развития культуры, убеждение в ненужности других сфер культуры (О. Конт), так как наука, согласно этому направлению, более успешно выполняет все культурные функции многообразного духовного мира человечества.Сциентизм.Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп, Кассирер): Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности. Антисциентизм, основан на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 в.в. в концепциях таких западноевропейских мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, К.Ясперс .Антисциентизм. Баденская школа Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конф­ликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциен­тизма относятся все те, кто приветствует модернизацию быта и досу­га, достижения НТР, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы чело­веческого существования. Сциентисты с воодушевлением приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия науч­но-технический революции, их пессимистические настроения усили­ваются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они подчеркива­ют значение искусства, религии, нравственности в жизни человека. Аргументы сциентистов и антисциентистов имеют диаметраль­но противоположную направленность. Сциентист приветствует дос­тижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность про­тив научных инноваций. Сциентист провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры. Антисциентист не устает подчер­кивать недостаточность науки и критическое к ней отношение. Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые про­блемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.Антисциентисты прибегают к предельной драматизации си­туации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

57.Социально-гуманитарные науки и развитие современного общества. Социально-гуманитарные науки исследуют закономерности социальной жизни, ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. В самом широком смысле предмет социально-гуманитарного познания — сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Социальные науки изучают общие социальные закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гуманитарных наук является человеческий мир. При этом в социальных науках используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гуманитарных базовым методологическим средством является понимание. Социальные науки используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Как подчеркивал М.М. Бахтин, «гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гуманитарного знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан человеку не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Среди принципов социально-гуманитарного познания чаще всего выделяются следующие:1) терпимости; 2) условности —относительности результатов; 3) аполитичности — предполагающий наличие системы запретов на идеологические предрассудки; 4) антиактивизма — состоящий в том, что нужно объяснять, а не изменять мир; Существуют различные классификации этих социальных наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука). С этой точки зрения можно выделить следующие группы социальных наук:
исторические науки (отечественная история, всеобщая история, археология, этнография, историография и др.);
экономические науки (экономическая теория, экономика и управление народным хозяйством, бухгалтерский учет, статистика и т. д.);
философские науки (история философии, логика, этика, эстетика и др.);
филологические науки (литературоведение, языкознание, журналистика и др.);
юридические науки (теория и история государства и права, история правовых учений, конституционное право и т. п.);
педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования, теория и методика обучения и воспитания и т. д.);
психологические науки (общая психология, психология личности, социальная и политическая психология и др.);
социологические науки (теория, методология и история социологии, экономическая социология и демография и т. д.);
политические науки (теория политики, история и методология политической науки, политическая конфликтология, политические технологии и пр.);
культурология (теория и история культуры, музееведение и др.).
В профильном классе особое внимание уделяется исторической, социологической, политической, психологической, экономической, юридической, правовой наукам и философии.

 

56.Рациональность в современной культуре. Научное, вненаучное, псевдонаучное знание.Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: - является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; - социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности. Вненаучное знание – знание, не являющееся результатом научного исследования и произведенное в других областях культуры (искусство, философия, мораль, право, обыденное познание и т.д.). Оно производится в определнных интеллектуальных сообществах, в соответствие с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного,например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Формы вненаучного знания (ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное). Псевдонаучноезнание предствляет собой интеллектуальную активность, спекулирующего на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человек, о чудовище из озера Лох-Несс. 7) Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. 8) Эзотеризм (от др.-греч. ἐσωτερικός – внутренний) – учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных; сфера специфических взглядов о глубинной мистической (неочевидной) сути эволюции мира, цивилизации и человека.
Псевдонау́ка (от греч. ψευδής — «ложный» + наука; синоним — лженау́ка) — деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.Другое распространённое определение псевдонауки — «мнимая или ложная наука; совокупность убеждений о мире, ошибочно рассматриваемая как основанная на научном методе или как имеющая статус современных научных истин»[3].

Рациональность (от лат. ratio — разум) — термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Существуют различные модели философского рассмотрения рациональности. Так, Макс Вебер различает формальную и субстантивную рациональность. Первая состоит в способности осуществлять калькуляцию и расчет в рамках принятия экономического решения. Субстантивная рациональность относится к более обобщенной системе ценностей и стандартов, которые интегрированы в мировоззрение[1]. В других моделях рациональности в качестве её основы рассматривались согласованность, эмпирическая адекватность, способность к росту содержательного знания.В плюралистических трактовках подчёркивается, что рациональность представляет собой конструкт, выполняющий роль методологического обоснования знания, но не имеющий универсального объективного референта. Применительно к разным культурам и эпохам выделяют свои виды рациональности: рациональность Нового времени, классическая рациональность, неклассическая рациональность и т. п. Каждой из таких рациональностей свойственен свой стиль мышления, свои проблемы и методы их решения, свой особый тип разума, порождающий такое знание, которое для данной эпохи и культуры считается рациональным. В философии науки проблема рациональности связана с проблемой научности и выделением рациональных методов науки. Эта проблема известна как проблема демаркации и успешного решения не имеет.

 

58.Понятие социального и культурного пространства.Культурное пространство – это многозначное понятие, имеющее социальные, культурные, экономические, политические, исторические и географические корни.

Следует выделить основные принципы формирования культурного пространства:· существование в многонациональной стране, каковой является Россия, множества культур;· существование множества субкультур, отражающих предпочтения отдельных однородных групп населения;· существование общей основы, объединяющей культуру того или иного народа, нарушение ядра которого разрушает данную культуру;· наличие тенденций сохранения, с одной стороны, этнических культур и их основ, а с другой стороны – противоположных тенденций, обусловленных взаимопроникновением культур, влиянием массовой культуры и процессами глобализации;· наличие существенных связей между этническими культурами, субкультурами, позволяющие удерживать эту культурную среду в некотором относительно стабильном и устойчивом состоянии в данной структуре.С точки зрения экономических отношений важно выявить, как и какие экономические механизмы обеспечивают единство и целостность культурного пространства в России.культурное пространство можно также определить как развивающуюся, взаимодействующую систему культурных потребностей населения страны, органически связанную с накопленным культурным наследием и его повторным освоением в связи с развитием новых форм культурного поведения, реализации новых творческих концепций и применения новых культурных технологий. Следовательно, культурное пространство характеризуется динамичностью, способностью к саморазвитию, изменению масштабов, объема и структуры, пространственных границ.

Социальное пространство— это интуитивно ощуща­емая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнооб­разны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство долж­но быть многомерным. Когда говорят, что человек «пошел вверх» или «опустился на дно жизни», имеется в виду со­циальное пространство.Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, находящимися в опре­деленных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообще­ние из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, социальной коммуникации нет. Так, читательское назначение книги есть ее социально-коммуникационный адрес, а почтовый адрес, по которо­му переслали книгу, — материально-пространственные координаты читателя.

60.Проблемы отчуждения человека и общества в системе современных отношений.Отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви, неуверенность в себе, моральный нигилизм и т. п.

С проблемой “человек – общество” тесно связано понятие отчуждения.
В социальной философии отчуждение касается деятельной личности и степени полноты проявления сущностных способностей человека.

Одним из первых философов, обративших внимание на феномен отчуждения, был английский философ Т. Гоббс. Он обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме, быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим их творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии “войны всех против всех” (“bellumomniumcontraomnes”). Человек, с одной стороны, злобен (хуже, чем зверь), эгоистичен, завистлив, недоверчив по отношению к иным людям, соперничает с ними, жаждет славы, власти над людьми и т.п.С другой стороны, страх одиночества, страх смерти, способность размышлять, что ему выгоднее, а что нет (т.е. наличие разума), являются основой второй тенденции в его природе – тенденции к солидарности, соглашению. Примерно через столетие после трактата Т. Гоббса “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” (1651) вышла в свет работа французского философа
Ж..Ж.. Руссо “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). В отличие от Т. Гоббса Ж..Ж.. Руссо считал, что в “естественном состоянии” человечества не было войны всех против всех; не конфликтность стала причиной общественного договора; гармоничные отношения между людьми были нарушены имущественным неравенством, что и вызвало необходимость в таком договоре.

Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805) одним из первых обратился к анализу отчуждения, имеющего причиной разделение труда. Его исходная позиция состояла в утверж-дении, что природа человека изначально целостна и заключает в потенции самые разнообразные способности; реализуя лишь некоторые из них, человек не обретает подлинного счастья; ощущение же неполноты самореализации (если, конечно, он способен осознать это) делает его несчастным. Разделение общественного труда духовно калечит человека. Будучи вечно прикованным к отдельному малому кусочку целого, указывает Ф. Шиллер, сам человек становится куском. Проблема отчуждения разрабатывалась на философско-идеалистической основе в немецкой классической философии (Фихте, Шеллингом, Гегелем); сопряженными с понятием отчуждения были при этом духовные целостности, отчуждавшие от себя противоположные структуры.Гегель говорил об отчуждении человека от созданных им результатов«физического и духовного умения». При этом отдельный человек отчуждается от «всеобщей жизни», становится зависимым от «чужой силы» – государства, права, морали и т. д.По Марксуотчуждение – это:

• потеря права распоряжаться собственной деятельностью;

• отчуждение продуктов труда от производителя;

• отчуждение от достойных условий существования;

• взаимоотчуждение;• утрата людьми своей социальной содержательности.

Маркс считал, что источником отчуждения является частная собственность.

Проблема отчуждения, точнее, проблема его устранения из жизни общества и человека, многими специалистами признается почти тупиковой, но просветы в ее решении, сколь бы сложной она ни была, как видим, все же имеются. Общество во всех своих проявлениях по отношению к человеку должно стать подлинно человечным. И деятельность общества, и деятель-ность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

59. Запад, восток, россия в диалоге культурДиалогом культур называется процесс взаимопроникновения культурных ценностей, присущих разным социумам. Диалог культур в современном мире предполагает взаимодействие Запада и Востока как соцоикультурных образований. Прежде всего следует обратить внимание на то, что понятие «Запад» и «Восток» неоднозначны. Культура Запада и Востока - это многообразие локальных культурных образований. Специфика восточных культур заключается, как правило, в том, что они ориентированы на устоявшийся образ жизни, коллективизм, сложившуюся социальную структуру, традиционные ценности и нормы поведения. Для большинства из них характерна нравственно-волевая установка на созерцательность. В свою очередь западные культуры более динамичны и ориентированы на новизну. Им свойствен индивидуализм, утверждение достоинства человеческой личности. Они более рационалистичны и характеризуются формально-правовой ориентацией.В этой связи возникает вопрос о месте России в диалоге культур. В русской историософии сформировались разные подходы к этой проблеме. Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) отстаивали идею самобытности, целостности русской культуры. Они считали, что русская культура противостоит западной культуре как раздвоенной: рассудочной и формально-правовой. Культурный фундамент России - православное христианство и община, они составляют основу духовной культуры. Православие повлияло на эмоциональную и интеллектуальную жизнь общества. Русскую культуру отличает духовная целостность, разумность, соборность, отсутствие классовых антагонизмов, общинное землевладение.Западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, А.И. Герцен) считали, что русская культура - это культура, отставшая от западной культуры. Задача России заключается в том, что она должна следовать за культурой Запада и пройти тот путь, который Запад уже прошёл. Западники полагали, что русская история есть история преодоления отсталости России от Запада. Евразийцы (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский) рассматривали Россию как Евразию, которой присущ восточный дух и западная свобода. Они считали, что культура народа определяется средой его обитания, географическими условиями - «месторазвитием народа». В этом они усматривали истоки самобытности различных народов, в том числе своеобразие русского национального сознания. Особое влияние на российское самосознание оказал восточный (тюркско-татарский) фактор, без которого нельзя понять ход русской истории. Между тем, включая истоки Запада и Востока, русская культура является абсолютно самостоятельной. Защищая идею геополитической и культурной общности евразийского континента, они полагали, что Россия способна без утраты своей самобытности и традиционной культуры принять вызовы информационно-технической цивилизации.Достаточно продуктивным является подход, согласно которому русская культура принадлежит европейской культуре как часть единой европейской культуры, но при этом обладает качественным своеобразием. В частности, Д.С. Лихачёв полагал, что русская и европейская культуры составляют единую европейскую культуру, истоки которой составляет христианство. Её особенностью является то, что она направлена на личность, даёт свободу для творческого самовыражения, способна воспринимать другие культуры. Своеобразие русской культуры заключается в том, что она более художественно-эмоциональна, направлена на исследование нравственных проблем.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 592; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!