Социальные трансформации и изменение понятия «общество».



Общество– это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, регулируемая законом, обычаями, социальными институтами.Основные признаки общества:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы (автономность и самодостаточность общества).2. Браки заключаются между представителями данного объединения.3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями объединения (самовоспроизводство).4. Объединение имеет территорию, которую считает собственной.5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.Социальные изменения – это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальные изменения подразумевают не любые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической, духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.

Понятие “социальное изменение” конкретизируется понятием развития. Социальное развитие – это определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения, усовершен-ния. Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:1. На уровне личности и межличностных отношений (изменения модального типа личности, либерализация половой морали).2. На уровне организаций и институтов (изменение функций и типов семьи, целей образования).3. На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).4. На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

 

Роль протестантской этики в формировании западного капитализма.

Протестантская этика - это неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок.

Это — моральный кодекс, основанный на принципах бережливости, дисциплины, упорного напряженного труда и индивидуализма. В литературе указывается, что концепцию протестантской этики сформировал немецкий политический философ и социолог Макс Вебер. Он исследовал воздействие религии на экономическую жизнь, утверждая также, что не менее важны и обратные влияния. Англоязычное обществоведение добавляет сюда и английского историка Ричарда Х. Таунли. Оба ученых увидели сильную зависимость между протестантской этикой и возникновением и развитием капитализма. М. Вебер обнаружил факт, что современный капитализм развился главным образом в тех областях Европы, где в ходе протестантской реформации раньше укоренился протестантизм; это произвело на него очень сильное впечатление. В книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905; переработанное изд. 1920) Вебер доказывал, что между религиозной реформацией и становлением капитализма существовала причинная связь. М. Вебер утверждал, что в протестантских странах экономика развивается лучше, чем в католических и православных странах. Современные исследования подтверждают правоту М. Вебера. И социальное расслоение в протестантских странах, согласно опубликованным данным, существенно меньше, чем в государствах с другим вероисповеданием. В кальвинизме (одна из наиболее влиятельных ветвей протестантизма) очень многое выводится из доктрины предопределения, а Бог предстает как отдаленный и непостижимый. Вебер считал, что это создает в психике индивида, в личностном ощущении божественной благодати и небесного покровительства, сильное напряжение. Чтобы практически ослабить эту напряженность, кальвинизм ввёл понятие призвания, то есть систематической обязанности к упорному труду, к бережливости и самодисциплине. Материальное вознаграждение при этом не должно употребляться лично, следует его экономить и повторно вкладывать в дело. Тогда труд приобретал черты своеобразного мирского аскетизма. Коммерческий успех указывал индивидууму, что он находится под опекой Бога, что Бог взирает на его или её усилия с благосклонной улыбкой. Именно эти качества требовались для успеха в недавно появившейся экономике капитализма, и Вебер с полным на то основанием определил данное сочетание как «дух капитализма». Вебер предполагал, что с затуханием прямого влияния религиозного мировоззрения протестантская этика остаётся в общественном сознании именно как «дух капитализма».Теории Вебера, выдвинутые в 1905 году, широко распространились, нашли убежденных сторонников, а также критиков. Главная работа Таунли о религии и становлении капитализма была издана в 1926 году. Таунли в основном соглашался с М. Вебером, хотя меньше акцентировал причинные отношения между протестантством и капитализмом и не такое большое значение придавал кальвинизму. Он указал, что современный капитализм возник задолго до протестантской реформации; в качестве примеров появляющегося капитализма он приводил такие коммерческие центры XV века, как Венеция, Флоренция и Фландрия. Согласно Таунли, появляющийся средний класс стал тяготеть к новым протестантским сектам благодаря устоявшейся тесной связи господствующих церквей — римско-католической на континенте и англиканской в Англии — со старой землевладельческой аристократией. Поэтому протестантизм и капитализм развивались рядом, без «порождения» одного другим. 

44.Понятия «социальный капитал», «культурный капитал», «интеллектуальный капитал».Социальный капитал (socialcapital) – это связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают механизм социального взаимодействия. Основная характеристика социального капитала – это социальный взаимообмен внутри общества. Насколько мы взаимосвязаны, как мы взаимодействуем, можем ли мы договариваться – вот основные критерии социального капитала. Достижение договоренностей, принятие и соблюдение решений внутри любого сообщества требует определенных организационных затрат. Чем больше число членов сообщества, тем выше эти затраты.В классической модели социальный капитал состоит из трех элементов:

1.Донор - человек, который предоставляет другому свой социальный капитал (например, знакомит его со своими знакомыми)

2.               Реципиент - человек, который получает социальный капитал от другого

3.               Ресурс - полезные связи, которые донор передает реципиенту

Факторы социального капитала

Согласно трехфакторной модели Роберта Патнэма, социальный капитал имеет следующую структуру:

•                 Социальные нормы

•                 Социальные связи

•                 Доверие

Культурный капитал Культурный капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном состоянии [embodiedstate], т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированном

состоянии [objectifiedstate] – в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т.д.), являющих собой отпечаток или воплощение теорий или их критики, некоторого круга проблем и т.д.; наконец, институционализированномсостоянии [institutionalizedstate], т.е. в форме объективации (ее следует рассматривать отдельно,поскольку она, как будет видно на примере образовательных квалификаций, наделяет культурный капитал совершенно оригинальными свойствами, которые, как предполагается,тот сохраняет).КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ (culturalcapital) - богатство в форме знания или идей, которое узаконивает обладание статусом и властью. Как предложил, в частности, Бурдье, данное понятие расширяют марксистскую идею об экономическом капитале, ибо его обладатели оказывают значительное влияние на другие группы, используя знания для достижения привилегированного профессионально положения и узаконивания своих претензий на большую долю экономического капитала. Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных,программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.

 

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 673; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!