Научные конвенции, их смысл и значение в развитии познания



Научные конвенции — соглашения ученых — являются одной из форм проявления такого консенсуса, а их введение или исключение — универсальной познавательной процедурой. Конвенции, в том числе и в социально-гуманитарных науках, представляют собой договоренности:

- о системе измерения и стандартах описания явлений и процессов;

- значении научных терминов;

- формах представления результатов исследований;

- закреплении научных приоритетов.

Конвенциональными по своей природе являются естественные и искусственные языки, а также иные знаковые системы — модели, схемы, правила.

Достижение соглашения между учеными базируется не только на сугубо познавательных критериях.

Социальный характер конвенций в общественных и гуманитарных науках пытаются обосновать различными способами:

посредством их связи с идеалами, нормами и оценками, имеющими социальное происхождение (К. Поппер);

через легитимацию языка молчаливым социальным соглашением (Э. Сепир);

через смысловую ориентацию на поведение других членов научного сообщества (М. Вебер).

Социальный характер таких конвенций проявляется также в ответственности ученого за их введение, изменение или отказ от них. Подробнее специфика конвенций социально-гуманитарных наук раскрыта в работах К. Поппера «Открытое общество и его враги» (Глава 5 «Природа и соглашение») и М. Вебера «О некоторых категориях понимающей социологии» (Глава VI «Согласие»).

Особенности конвенций в социально-гуманитарном знании обусловлены его спецификой и, прежде всего, ориентацией на качественную сторону явлений. Здесь возникают многочисленные разногласия, связанные с переводом качественных свойств и характеристик на язык количественных (математических) методов, при помощи которых осуществляется измерение, например в социологии или экономике.

Другая особенность конвенций в общественных и гуманитарных науках вытекает из их мировоззренческой и ценностной окрашенности, тесной взаимосвязи с определенными социальными и культурными условиями и, как следствие, отсутствия в них общепризнанных парадигм.

Следует также иметь в виду, что научный консенсус имеет иерархический характер: в нем выделяются низший (фактуальный); средний (методологический, процедурный) и высший (ценностно-целевой) уровни. В разных научных сообществах возможна разная степень согласия ученых. При этом если в естествознании ценностно-целевому консенсусу не придается особого значения, ибо по умолчанию предполагается, что он незыблем для всех ученых, то в социально-гуманитарных науках мировоззренческие и ценностные различия типичны и могут быть тесно связаны с методологическими.

38. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарныхнаукахПроблема истинности и рациональности — центральная проблема науки. Ее решение исторически изменчиво, но при всех изменениях цель научной деятельности остается направленной на получение истины, на формирование стандартов научной рациональности, неразрывно связанных с рациональностью во всех ее проявлениях и во всем объеме.Рациональность классической философии состояла в вере в способность разума к освоению действительности, в тождество разума и бытия. Неклассическая рациональность подменила эту формулу верой в способность науки к постижению и преобразованию мира. В постнеклассический период возникло представление о типах рациональности и тем самым ее плюрализме. Между тем во все времена научная рациональность была оплотом рациональности других сфер общества.На современном этапе происходит новый качественный скачок в науке. Она начинает учитывать нелинейность, историзм систем, их человекоразмерность.В философии, социально-гуманитарных науках, под истиной понимается, главным образом, соответствие научных положений теоретической и эмпирической проверяемости, что позволяет различать достоверное и недостоверное знание по степени его согласованности с действительностью.Знание как результат познавательного процесса может быть истинным и ложным. Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии.В методологии науки сложились следующие основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, конвенциональная и прагматистская.Ложное знание (ложь) – знание, не соответствующее действительности, преднамеренное искажение истины в корыстных целях.

Заблуждение – знание, не соответствующее действительности, непреднамеренное искажение действительности.Истина – процесс проникновения субъекта в сущность предметов.Проблема: Получает ли человек истинное знание о предмете сразу, полностью, или это знание расширяется и углубляется в процессе познания?Исследование этой проблемы дает возможность выявить два вида истины – абсолютную и относительную.Абсолютная истина – такое знание об объекте, которое не может быть опровергнуть в процессе развития познания.

Относительная истина – неполное знание об объекте, знание, которое может быть уточнено и дополнено в процессе развития познания.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!