Понятие социального и культурно-исторического времени



Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки изучает проблемы возникновения науки, ее особенности, историческую эволюцию, общественные функции. Самостоятельной областью исследований философия науки становится в середине XIXв.Становление и развитие философии науки связано с такими именами как У. Уэвелл, Дж. С. Милль, Эрнст Мах, Бертран Рассел, Л. Витгенштейн, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер и др. Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки- выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.В определении основной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. Так, Филипп Франк считает значимым вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. К. Поппер утверждает, что централь­ная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Рефор­мации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Тематика философии науки развивается по трем основным на­правлениям: К первому относится круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Ко второму — группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли кото­рого оказывается философия. К третьему направлению относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и возможных приложений. Философия науки также пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? 7. Наука и образование: перспективы интеграции. Основные направления реформы образования в современной России.Развитие науки представляет собой диалек­тический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, взаимопроникнове­нием и объединением в единое целое различных направлений научного познания мира, взаимо­действием разнообразных методов и идей. В последние годы проблема интеграции нау­ки и образования приобрела новое звучание. Яв­ным элементом новых стратегий развития образо­вания и науки становится новое понимание инте­грации, которая не может сводиться к объедине­нию материальных комплексов науки и образова­ния. Известно, что государством эти отрасли фи­нансируются недостаточно. Начинать реальную интеграцию науки и об­разования государству нужно не жёсткими, а мяг­кими инструментами. Мягкий инструмент госу­дарственного воздействия - это финансирование. Финансирова­ние должно быть достаточным для того, чтобы осуществить воспроизводство специалистов, кото­рые в это дело вовлечены. Такова форма интегра­ции науки и образования, которая сегодня может быть успешной. Надобно гарантировать академическим, ис­следовательским, преподавательским кадрам сколько-нибудь чёткую перспективу их деятельности.   2.Наука как генерация нового знания.Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая прямой целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными. 4.Формирование науки как профессиональной деятельности. Наука как призвание и профессия.(М. Вебер).На первых этапах формирования науки исследовательская дея­тельность не была еще профессией. Ею занимались любознатель­ные, образованные люди, которые обменивались результатами своих исследований либо при личном общении, либо путем переписки. В период с XVIII — до первой половины XIX вв. происходит резкий рост профессионализации ученых: они становятся теперь специалистами не только отдельных наук, но часто даже узких об­ластей таких наук. Одновременно с этим меняется сам характер коммуникации между учеными. На место личной переписки прихо­дят первые научные журналы, издаваемые часто на национальных языках, на страницах которых ученые получают возможность сооб­щать о своих новых результатах исследований, обмениваться мне­ниями и обсуждать возникшие проблемы своей науки.С развитием производства, переходом к машинной индустрии возникают технические и социально-гуманитарные науки. В связи с этим в самих техниче­ских науках появляются самостоятельные теоретические и при­кладные дисциплины. Если такие теоретические дисциплины были направлены на создание перспективной техники и новых методов управления технологическими процессами, то основная задача при­кладных технических наук состояла в доведении вновь созданных машин и устройств до производства. В дальнейшем непосредствен­ные задачи доводки новых машин осуществляли представители бо­лее массовой профессии — инженеры.Одновременно со становлением технического знания происхо­дило формирование социально-экономических наук. Развитие про­изводства и усиление товарно-денежных отношений в странах За­падной Европы способствовало поискам тех факторов хозяйства, от которых зависит богатство нации. Социология как самостоятельная наука об обществе и его соци­альных институтах возникла в XIX веке. Основателем ее был Огюст Конт, который ввел само название новой науки и отделил ее проблематику от общих проблем философии. Что касается гуманитарных наук, то исходные их идеи и методы некоторых из них возникли еще в античности (психология, педаго­гика, риторика, правоведение и другие). В дальнейшем на развитие гуманитарных исследований значительное влияние оказали естест­венные, технические и социально-экономические науки. В настоящее время современная наука представляет собой весьма сложную и разветвленную систему знаний, которая подробно изу­чается в рамках науковедения. Обычно в рамках этой системы вы­деляют четыре блока: математические, естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Философия науки также исследует проблемы строения и струк­туры научного знания, способы его получения и взаимодействия эмпирических и теоретических методов в процессе его развития.   3.Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки.Понятие «социальный институт» (зап.социологии, Р. Мертон) отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.Мертоном считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: Универсализм – Коллективизм – Бескорыстность главная цель деятельности ученых – служение истине. Организованный скептицизм –Позднее Барбер добавил еще два- рационализм и эмоциональную нейтральность: Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки.Основные этапы институционализации науки. 1) 16 – 17 вв. – наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках. 16 – 17 вв. – нет связи между наукой и производством. Конец 18 – начало 19 века – разделение науки на дисциплины, учат конкретной дисциплине; создаются научные сообщества.2) Вторая половина 19 – начало 20 в.: а) осознается обществом экономическое значение науки; б) ученый зарабатывает на жизнь наукой; в) результат научного исследования – не теория, а применимость (возникает прикладная наука) → 3) 1945 – конец 20 в. – расширение социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. 4) Конец 20 – начало 21 века – быстрый рост интеграционных и междисциплинарных исследований.→ переход от дисциплинарной к проблемной организации науки как задача. 60.Проблемы отчуждения человека и общества в системе современных отношений.Отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви, неуверенность в себе, моральный нигилизм и т. п.С проблемой “человек – общество” тесно связано понятие отчуждения. В социальной философии отчуждение касается деятельной личности и степени полноты проявления сущностных способностей человека. Одним из первых философов, обративших внимание на феномен отчуждения, был английский философ Т. Гоббс. Он обосновал взгляд на государство как на результат деятельности людей, согласившихся на его учреждение, но это государство отняло у людей все права, кроме, быть может, права на жизнь, стало им чуждым, подавляющим их творческие способности. С его точки зрения, до возникновения государства люди находились в состоянии “войны всех против всех” (“bellumomniumcontraomnes”). Человек, с одной стороны, злобен (хуже, чем зверь), эгоистичен, завистлив, недоверчив по отношению к иным людям, соперничает с ними, жаждет славы, власти над людьми и т.п.С другой стороны, страх одиночества, страх смерти, способность размышлять, что ему выгоднее, а что нет (т.е. наличие разума), являются основой второй тенденции в его природе – тенденции к солидарности, соглашению. Примерно через столетие после трактата Т. Гоббса “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского” (1651) вышла в свет работа французского философа Ж..Ж.. Руссо “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). В отличие от Т. Гоббса Ж..Ж.. Руссо считал, что в “естественном состоянии” человечества не было войны всех против всех; не конфликтность стала причиной общественного договора; гармоничные отношения между людьми были нарушены имущественным неравенством, что и вызвало необходимость в таком договоре. Немецкий поэт и философ Ф. Шиллер (1759-1805) одним из первых обратился к анализу отчуждения, имеющего причиной разделение труда. Его исходная позиция состояла в утверж-дении, что природа человека изначально целостна и заключает в потенции самые разнообразные способности; реализуя лишь некоторые из них, человек не обретает подлинного счастья; ощущение же неполноты самореализации (если, конечно, он способен осознать это) делает его несчастным. Разделение общественного труда духовно калечит человека. Будучи вечно прикованным к отдельному малому кусочку целого, указывает Ф. Шиллер, сам человек становится куском. Проблема отчуждения разрабатывалась на философско-идеалистической основе в немецкой классической философии (Фихте, Шеллингом, Гегелем); сопряженными с понятием отчуждения были при этом духовные целостности, отчуждавшие от себя противоположные структуры.Гегель говорил об отчуждении человека от созданных им результатов«физического и духовного умения». При этом отдельный человек отчуждается от «всеобщей жизни», становится зависимым от «чужой силы» – государства, права, морали и т. д.По Марксуотчуждение – это: • потеря права распоряжаться собственной деятельностью; • отчуждение продуктов труда от производителя; • отчуждение от достойных условий существования; • взаимоотчуждение;• утрата людьми своей социальной содержательности. Маркс считал, что источником отчуждения является частная собственность. Проблема отчуждения, точнее, проблема его устранения из жизни общества и человека, многими специалистами признается почти тупиковой, но просветы в ее решении, сколь бы сложной она ни была, как видим, все же имеются. Общество во всех своих проявлениях по отношению к человеку должно стать подлинно человечным. И деятельность общества, и деятель-ность человека должны быть устремлены на созидание человечности.     5. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм.В понимании генезиса возникновения науки сложилось два противоположных подхода: экстернализм и интернализм.ИНТЕРНАЛИЗМ ( - внутренний) признает движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций (главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки, ее цели, проблемы и программы исследования). Оформился в 30-е гг. 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Основные представители интернализма: Декарт (интуиция), позитивисты, Поппер, Гуссерль. Две основные версии интернализма: а) эмпиристская: источник роста научного знания – накопление фактов, теория вторична и представляет собой обобщение фактов; б) рационалистская (Декарт, Гегель, Поппер) – в основе лежат теоретические изменения. ЭКСТЕРНАЛИЗМ - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и социальный институт является имманентной, органиченной частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем. Основные представители ЭКСТЕРНАЛИЗМ: Гессен, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Малкей, Полани, Маркс).Различия между экстерналистами – какие социальные факторы оказывают решающее значение: экономика, социальная организация, культура (Шпенглер), научное сообщество (Кун) и т.д. Сторонники экстернализма считают, что основными факторами, определяющими рост знания являются социальные, экономические, технические и культурные причины и потребности. Экстернализм и интернализм – две крайние точки зрения. Экстерналисты не учитывают, что новая научная идя, может родиться от идеи, и поэтому не анализируют внутренние стимулы науки. Интерналисты все сводят к генерированию и разработке новых научных идей, и поэтому недооценивают значения внешних факторов в развитии науки. 6. Наука как особая сфера социальной культуры.Наука– это форма общественного сознания, особый вид познавательной деятельности. Она направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.С наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. В настоящее время наука предстает прежде всего как Социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Она - приоритетное направление деятельности любого цивилизованного государства. Современную науку называют Большой. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, фил-я науки, но и социология, психология, история. Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности. 8. Возникновение и развитие первых форм теоретического знания в Античности (Пифа- гор, Демокрит, Платон, Аристотель).Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. Виднейшим представителем материалистической традиции в Античной философии был Демокрит из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом "первокирпичиком" всего существующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы. Он становится создателем атомической картины мира.Под материей он понимает все то, что состоит из атомов. А под движением он понимает и перемещение атомов (они носятся как угорелые), и их соединение и разъединение. Заметное место в Античной философии этого периода занимает Пифагор (570 – 406/97 гг. до н.э.) и образованная им "Пифагорийская школа". Он был не только известным математиком и геометром, но также и выдающимся философом. Он предлагает оригинальное решение фундаментальной философской проблемы – что является основанием единства мира и наличествуют ли единые, общие закономерности в этом мире, и можем ли мы их познать и рационально выразить. Они объясняли события на основе чисел. В основе картины мира лежал принцип: началом всего является число. Философия Платона (427 – 347 г. до н.э.)Платон был учеником Сократа, перед авторитетом которого и как философа, и как человека, он всегда преклонялся. Но как часто бывает, в развитии философии Платон пошел дальше своего учителя. Он признает существование объективного мира вне человека, независимого от нашего чувственного восприятия и который существует вечно и сам по себе, но имеющий собственное первоначало и собственную причину, из которой все в мире проистекает.Платон и является родоначальником философии объективного идеализма, оказавшей огромное влияние на все последующие типы философствования.В классическом периоде Античной философии выделяется особая фигура Аристотеля (Стагирита1, 384 – 322 гг. до н.э.), который явился основателем целого направления в философии, перипатетической школы философии, оформившейся позднее как Аристотелиум.Аристотель был учеником Платона и посещал его Академию. Но он создал свою собственную систему философии, направленную против позиции Платона, подвергнув ее критическому анализу. Он отвергает самостоятельное существование сверхчувственных идей. Они, по Аристотелю, лишь формы отражения вещей предметного мира, мира чувственно-воспринимаемого. Вещи, предметы (субстрат) существуют сами по себе, т.е. объективно и независимо от идей. 9. Развитие логических норм научного мышления в период средневековой схоластики.Для эпохи средневековья (II в. н. э. — XIV—XV вв.) характерны религиозная картина мира и «стиль социокультурного поведения», опирающийся на теологические ценности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются. В IX—XII вв. появляется схоластика – Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр и др. Схоласты защищают основные догматы официальной теологической доктрины, культивируют навыки интеллектуального мышления. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. Развитие схоластики связано с эволюцией системы образования от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к Парижскому и Оксфордскому университетам в период зрелой схоластики. Средневековая схоластика характеризуется мощным развитием норм логического мышления. Схоластика строит свою логическую систему на базе неформализованных языковых средств, учитывает богатство естественного языка.Схоластическая логика включает:1) древнюю логику, основанную на комментариях «Категорий» Аристотеля (до середины XII в.);2) «новую логику», основанную на знакомстве с «Аналитикой», «Топикой» и «Софистических опровержениях» Аристотеля (конец XII-XIII вв.); 3) современную логику, связанную с систематической разработкой логической проблематики и созданием самостоятельных логических компендиумов (XIV в.). С периодом схоластики связывают становление европейского стиля мышления и разработки категориального аппарата. Согласно Фоме Аквинскому, философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, должны быть дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение есть наука – теология, которая к другим наукам прибегает как к подчиненным ей служанкам. Таким образом,в средневековье был создан критерий истинности, основанный на авторитете Бога. 18. И.Лакатос. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ».И. Лакатос (1922—1974) был последователем К. Поппера. На начальном этапе своего творчества он основное внимание уделял анализу развития математики. Он показал на конкретном историческом материале, что в математике процесс становления новых теорий осуществляется через доказательство и опровержение. Идея развития теории в процессе ее фальсификации была обобщена на втором этапе творчества И. Лакатоса в его методологии исследовательских программ.В этой концепции, которую сам Лакатос именовал «усовершенствованным фальсификационизмом», развитие науки представлено как соперничество исследовательских программ, т.е. концептуальных систем, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений. Эти фундаментальные идеи, понятия и представления составляют «твердое ядро» научно-исследовательской программы. Развитие науки, согласно Лакатосу, осуществляется как конкуренция исследовательских программ. Из двух конкурирующих программ побеждает та, которая обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», т.е. увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла ее соперница. Но та исследовательская программа, которая перестает предсказывать факты, не справляется с появлением новых фактов, не может объяснить их, вырождается.

Понятие социального и культурно-исторического времени

 Рассмотрение проблемы времени в гуманитарном знании может опереться на важнейшие идеи философов, размышлявших о природе времени и пространства. Из концепции времени Канта следуют две идеи, важные для выяснения как форм присутствия времени в познании, с одной стороны, так и способов познания самого времени — с другой. Первая — это идея об априорности (apriori — до опыта) времени как необходимом представлении, лежащем в основе всего познания как его «общее условие возможности». Оно представлено аксиомами, главными из которых являются следующие: время имеет только одно измерение; различные времена существуют не вместе, а последовательно.

Вторая важная идея, следующая из кантовского понимания времени, — это видение его как «формы внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния», как «непосредственного условия внутренних явлений (нашей души)», определяющего отношение представлений в нашем внутреннем состоянии. Французский мыслитель А. Бергсон, разработавший концепцию времени как длительности, «дления» (duree), пересматривал все основные понятия философии с точки зрения этой концепции, в том числе главные категории теории познания — субъект и объект. Он пришел к выводу, что «их различия и их соединения должны быть поставлены скорее в зависимость от времени, чем от пространства». Для понимания природы времени в познании и способов его описания особую значимость имеют опыт и идеи герменевтики. Время осмысливается здесь в различных формах: как темпоральность жизни, как роль временной дистанции между автором (текстом) и интерпретатором, как параметр «исторического разума», элемент биографического метода, компонент традиции и обновляющихся смыслов, образцов. В герменевтике существует еще один опыт осмысления времени, также значимый для понимания методологии социально-гуманитарных наук. Речь идет о «герменевтическом значении временного состояния», как определил эту проблему Г. Гадамер в главном своем труде «Истина и метод». Проблема времени в гуманитаристике фундаментальна, в той или иной степени она исследуется давно, однако скорее эмпирически, описательно, нежели концептуально. Проблема социального времени, специфика исторического времени, природа времени в различных социальных и гуманитарных науках — вот наиболее распространенные направления исследований, т.е. само течение времени порождает изменение. Такой подход соответствует достаточно давно осуществленному П. Сорокиным и Р. Мертоном различению «астрономического» и «социального» времени, долгое остававшемуся без внимания, хотя параллельно, например, в экономической литературе также нащупывалось различение времени двух типов — времени как «схемы мышления» и времени как «двигателя опыта». В исторических исследованиях присутствуют оба типа времени, хотя и в «разных пропорциях», что также зависит оттого, идет ли речь о времени наблюдающего или действующего субъекта. Познание исторического времени происходит в «пространстве социальных наук», в частности политологии, экономики, социологии и психологии.

10. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке.Принято считать, что в XIV – XV веках естествознание близко подошло к созданию методов новой науки. Этому предшествовал прогресс ремесленного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком. В результате – усиление интересов к естественнонаучным идеям и исследованиям. Модель математического объяснения становится моделью идеального знания, даже теологическая аргументация формулируется согласно математико-дедуктивному методу.

Основные центры – Оксфордский и Парижский университеты.

Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания. Главная роль в становлении школы принадлежит францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому). Его научные интересы концентрировались вокруг оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. В своих работах он высказывал мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Для проверки гипотез Гроссетест использовал методы фальсификации и верификации.В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими «метафизическими» принципами:

 Принцип единообразия природы – все причины всегда единообразны в своих действиях, из разнородных действий следует вывод о разнородных причинах и наоборот.

 Принцип экономии – если одна вещь доказана из многих предпосылок, а другая вещь – из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает знание.

К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона – одного из наиболее интересных, оригинальных мыслителей своего века. Мировоззрение Бэкона формировалось под влиянием естественнонаучных интересов оксфордского кружка, с одной стороны, с другой же стороны – в неприятии умозрительных рассуждения схоластиков. Бэкон создает энциклопедию, в которой значительное место отводит математике (комплекс дисциплин из геометрии и арифметики, астрономии и музыки (акустика)). Он считает, что математика достоверна и несомненна, и с ее помощью необходимо проверять все остальные науки. Математика – самая легкая из наук, ибо она «доступна уму каждого», следовательно, с нее надо начинать обучение детей. Бэкон считал, что все науки должны познаваться с помощью математических доказательств, доходящих до истин, а не с помощью диалектических и софистических доводов. Английский философ и логик Уильям Оккам внес большой вклад в развитие логического учения. Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания:

 знание интуитивное – наглядное, включающее в себя как ощущение, так и внутреннее переживание его. С него и начинается основанное на опыте знание.

 Знание абстрагированное – это общее знание, которое тоже можно непосредственно постичь в душе, но оно относится к множеству единичных вещей.

Теорию общих понятий Оккам называет терминизмом. Термин – простейший элемент всякого знания, всегда выраженного словом. Различаются две разновидности терминов:

 естественные термины, которые могут быть непосредственно отнесены к соответствующим вещам;

 искусственные термины, которые условны. Словам придается то или иное значение, относимое не к одной, а ко многим вещам.

Пример науки второго рода – логика.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!