Третий этап творчества 1837-1841.



В конце 1837 г. Лермонтов возвращается из ссылки в Петербург, в 1838 г. переведен в Гусарский полк Его Величества. Из первой ссылки на Кавказ, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. Впечатления о Кавказе и о «южных людях» отражены в творчестве. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и начинает печататься в «Отечественных записках», постоянные читатели. В 1840г. выходит единственный прижизненный сборник из 26 стихотворений и двух поэм.

Лермонтов создает поэмы исторического содержания "Бородино" 1837, "Песня про купца Калашникова" 1837. создаются поэмы «Демон»1839 и «Мцыри»1840. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема безвольного и прогнившего общества, не способного на деяние, страсть, творчество. Создаются стихотворения: "Дума" 1838, «Поэт» 1838, "Не верь себе" 1839, «Узник» 1837, "Журналист, читатель и писатель" 1840, "И скучно, и грустно..." 1840..  Мотивы невозможности любви и губительной красоты, поиск душевной гармонии в стихах: "Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841.

В свете Лермонтов привлекает внимание дам, начинает ухаживать за княгиней Щербатовой, чем вызывает ссору с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. В 1840 состоялась дуэль на том же месте, где стрелялся Пушкин. Но дуэль окончилась бескровно, противники помирились. Однако о дуэли стало известно правительству, Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ в одну из самых горячих точек военных действий. По приказу императора поэта не отпускали с первой линии и задействовали во всех военных операциях.


Лермонтов задумал роман «Герой нашего времени» во время первой ссылки на Кавказе в 1837г.
Сначала роман существовал в виде отдельных глав, напечатанных как самостоятельные повести в журнале «Отечественные записки». Но в 1840г. роман был полностью опубликован. После выхода первого издания большинство критиков сошлись на мнении, что в образе Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Во втором издании появилось предисловие, в котором Лермонтов провел черту между собою и своим героем. Первый русский психологический роман.

Зимой 1841г. Лермонтов приезжает в Петербург и мечтает выйти в отставку, чтобы полностью заняться литературой. Но не решается это сделать, т.к. бабушка не разделяла его литературных увлечений и боялась, что внук не сделает карьеры.
В апреле 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск, где он находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтов поссорился с Мартыновым. Ссора повлекла за собой вызов. Дуэль произошла 15 июля 1841г.Поэт стрелял первым – вверх. Лермонтов был убит выстрелом в грудь, скончался на месте. Ему было 27 лет. Несмотря на хлопоты друзей, он не мог был похоронен по церковным обрядам. Похороны состоялись на старом кладбище в  Пятигорске, где тело покоилось 250 дней. В январе 1842г. Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы, получив разрешение, тело поэта было перевезено в марте. 23 апреля 1842г. свинцовый гроб с телом поэта был перезахоронен в фамильной часовне-усыпальнице.

 

Билет 8. Биография Николая Васильевича Гоголя до 1836г.

 

1809-1828. Детство. Годы в гимназии.

 

Родился 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в Полтавской губернии и происходил из старинного малороссийского рода. В семье помещика было 12 детей. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. В 10 лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из  учителей; затем В мае 1821г. он поступил в гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью. Он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. С литературными интересами развилась и любовь к театру. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Однако он мечтает о юридической карьере.

 

1828 – 1830.Петербург.

 

В декабре 1828 г. Гоголь выехал в Петербург. Скромные его средства оказались в большом городе очень скудными. Он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой, но актерская карьера не ладилась, а служба не приносила удовольствия. В начале 1829 г. появляется стихотворение «Италия» - первые литературные пробы. Под псевдонимом В. Алова издана романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен" (1829), но после выхода Гоголь уничтожил весь тираж из-за плохих отзывов критиков. В Петербурге он очутился в малорусском кружке. Он нашел, что Малороссия возбуждает в обществе интерес. Создает повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1829-1832гг. В 1829 были начаты "Сорочинская ярмарка" и "Майская ночь». В начале 1830-х напечатана повесть «Вечер накануне Ивана Купала», которая подарила писателю известность. Она была переработана из первого произведения «Басаврюк», изданного под псевдонимом Рудый Панько.
В конце 1829г. Гоголь попадает на службу в Департамент уделов(апрель, 1830) и оставался там до 1832 г. В 1829 на месяц уезжает за границу в Любек, но уже в сентябре того же года возвращается в Санкт-Петербург.

 

1830 – 1836. Круг Пушкина. Расцвет творчества.

 

Сближение с кругом Жуковского и Пушкина. Гоголь печатается в "Отечественных Записках». Тесно сближается с Жуковским. В 1832г. по рекомендации Плетнева Гоголь становится учителем в патриотическом институте и познакомится с Пушкиным. Гоголь вошел в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы.

В 1832 г. Гоголь в Москве, знакомство с Аксаковым, Загоскиным и Погодиным. Гоголь усиленно работал. Проявляется интерес к истории. Пишет отрывок из истории Малороссии. 

К тридцатым годам относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя: "Шинель", "Коляска"; эти произведения явились в "Современнике".
В 1834 Гоголь читает лекции по всеобщей истории в Петербуржском университете. Но охладел к процессу преподавания. Создаются драма Альфред и комедия Владимир 3 степени.

В 1835 г. выходят "Арабески": "Портрет", "Невский проспект" и "Записки сумасшедшего", Несколько слов о Пушкине, "Миргород».

1835 г. написана комедия «Ревизор». Основной сюжет был сообщен Гоголю Пушкиным. Первая печатная форма комедии явилась в 1836 г. "Ревизор" был поставлен на сцене Александрийского театра. Тематика была нова для зрителя.  Действительность русской жизни была передана с такой силой и правдой, что вызвало отрицательную реакцию публики. .

В 1836 г. он уехал за границу из-за негативных отзывов на комедию «Ревизор». Он жил в Германии, Швейцарии,  зиму провел в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина. В общей сложности Гоголь провел за границей 12 лет.

 

 

Билет 9. Биография Николая Васильевича Гоголя после 1836г.

 

1837 – 1842. Рим. Работа над «Мертвыми душами».

 

В марте 1837 г. Гоголь был в Риме, где усиленно работал: главным предметом этой работы были "Мертвые души", задуманные еще в Петербурге в 1835 г.; здесь же в Риме закончил он "Шинель", писал повесть "Анунциата", переделанную потом в "Рим". Опыт работы с «Мертвыми дущами», противоречивая реакция убедили Гоголя в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении и об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу. Осенью 1839 г. он отправился в Россию, в Москву, где читал ближайшим друзьям законченные главы "Мертвых душ". Гоголь опять отправился за границу в Рим.
В 1840 закончена Женитьба, в 42 поставлена без успеха и Игроки, в 1843 постановка

К лету 1841 г. первый том был готов и в сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Сталкивается с препятствиями цензуры, но благодаря поддержке влиятельных друзей книга с некоторыми исключениями была напечатана в 1842г. под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».

1842 году выходит собрание сочинений.

1842 – 1852. Последнее пребывание за границей.

В начале 1843 года была напечатана повесть «Шинель».
В 1843г. писатель уезжает снова за границу, где работа над вторым томом «Мертвых душ» протекала особенно напряженно и мучительно. Гоголь не отличался крепким здоровьем, несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение.
Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, то в Ницце, то в Париже. Летом 1845 – мучительный душевный кризис, в тяжелом душевном состоянии Гоголь пишет завещание и сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения.  Гоголь решает уйти в монастырь, но позже решил служить богу на поприще литературы.

Гоголь публикует "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847), где обращается к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. Подчеркнута необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого - в духовном самосовершенствовании. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. 1840-е годы — пора формирования различных идеологий – западников и славянофилов. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. «Выбранные места…» вызвали бурю негодования, особенно резкие обвинения выдвинул Белинский. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем. На долгие годы предметом его изучения становится духовная литература.

В конце 1847 года он переехал в Неаполь. В начале 1848 года отплыл в Иерусалим – паломничество в Святую землю.  Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, но большую часть времени живет в Москве. К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям. Здоровье писателя слабеет, творчество проходит мучительно. После смерти жены друга Гоголя, им овладевает страх смерти. Гоголь соблюдает пост и почти ничего не ест.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, впав в беспамятство от истощения сил, утром 21 февраля 1852г. он умирает.
Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в 24 февраля 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне «Голгофа», а на нём была высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.
31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли, и его останки перенесли на Новодевичье кладбище.

 

 

Билет 10. Басни Крылова.

Всего Крыловым создано более 200 басен, выпущено 9 сборников. В 1809г. вышла первая книга басен. В 1805г. создаются первые басни – «Дуб и трость», «Старик и трое молодых», «Разборчивая невеста».

Басня – античный жанр (Эзоп, Федр), который изначально развивался в России в форме притчи. Представляет собой сатирический дидактический иносказательный рассказ. Сложный жанр, проблематичный для трансформации и новаторства. Басня состоит из рассказа и морали, которая является обязательной частью басни. Мораль сближается с поговоркой и нравоучением.

Басенный рассказ включает в себя житейский вечный сюжет; персонажи абстрактны, показаны только основные их качества. Чаще всего представляет собой диалог или повествовательно-описательный жизненный эпизод. Герои басен – аллегоричны, представляют собой обобщенные и схематичные образы животных или людей.


Заслуга Крылова заключается в том, что он «возвел басню до совершенства»: модифицировал и расширил возможности жанра. Басня Крылова становится полностью художественным произведением. Изменяется худож. метод - просветительский реализм в основе творчества.

¾ Басня проходит путь от абстракции к детализации и конкретизации.

¾ Создается эффект жизнеподобия, персонажи отождествляются с читателем и вызывают эмоциональную реакцию.

¾ Изменяется соотношение морали и сюжета. Возрастает роль рассказа, который становится интересен и значим сам по себе. Сюжеты – актуальные и остроконфликтные. Мораль – не нравоучение, а вывод, основанный на наблюдениях над жизнью. Иногда приобретает эмоциональную окраску.

¾ Часто сюжет «сопротивляется» морали, басня становится менее дидактичной. По традиции жанра, порок всегда должен быть обличен и наказан. Но у Крылова порок изображается ярко, вызывая некоторую симпатию у читателя, и не всегда наказывается.


Развитие идейных особенностей говорит о подъеме басни с низшего уровня жанров классицизма. Крылов пытается осмыслить закономерности исторического развития, социальных процессов, человеческой сущности и его сознания. На протяжении творческого пути взгляд Крылова меняется: иногда конформистский, проявляются черты демократизма или же консерватизма. Но в основном, скептично-пессимистичный настрой, т.к. человек не способен совершенствоваться и извлекать уроки из жизни и истории.
По своей проблематике басни Крылова условно можно разделить на социально-политические («Лев на ловле»; «Слон на воеводстве»; «Рыбья пляска»), морально-философские («Стрекоза и Муравей»; «Огородник и Философ»; «Листы и Корни») и социально-бытовые («Слон и Моська»; «Свинья под дубом»). Испытывая воздействие тогда господствовавшей консервативно-реакционной идеологии, Крылов в ряде басен утверждал социальную иерархию («Лягушка и Вол»; «Колос»), религию («Безбожники»), довольство малым, но прочным («Дерево»; «Пастух и Море») и критиковал прогрессивно-демократические, революционные воззрения («Водолазы»; «Бочка»; «Конь и Всадник»).

В баснях Крылов показал русского человека, его жизнь, общественные несовершенства и пороки; людей различного социального положения; характеры различных социальных сред. Ряд басен дает критическое изображение дворянства в его морали, идеологии, отношении к крестьянам. Особенно большое значение имели те басни Крылова, в которых затрагивались вопросы общественно-политического характера. Он выступал с критикой многих явлений самодержавно-крепостнического строя: социальной несправедливости, произвола лиц, стоящих у власти, глупости и беспечности правителей («Слон на воеводстве», «Волк и ягненок», «Лев на ловле», «Мор зверей», «Лягушки, просящие царя»).
«Дуб и трость»: дуб вступает в разговор с тростью, хвалится своей силой и мощью. Трость, пусть слабая и тонкая, гнется от ветра, но не ломается. В финале дуб вырван с корнем во время урагана, а трость осталась невредима.
Конформистский взгляд: прогнуться не всегда плохо. Могущество не всегда сохраняется или помогает сохранить устойчивость. А гибкость и умение адаптироваться в любых ситуациях позволяют выжить и сохранить позиции.
«Листы и корни»: листья дерева хвалятся своей красотой и полезностью, однако корни из-под земли их прерывают и говорят, что без корней не было бы и листьев. Именно крестьянство создает благополучие высших классов. Власть зависит от простого народа, хотя кажется, что все наоборот.

История у Крылова - регрессивное движение по вине людей. Прогресс в истории невозможен, т.к. человек не учится на своих ошибках. Человек недостаточно умен, не делает выводов, поэтому не может изменить свою судьбу.
«Госпожа и две служанки»: у брюзгливой и требовательной Госпожи две служанки должны прясть день и ночь. Служанки решили убить петуха, который будит старуху рано утром – но вышло только хуже: старуха не дает девушкам отдыха и будит еще раньше, чем кричат петухи. Фактически, Крылов формулирует грустный закон жизни: хотели как лучше, а получилось плохо. Писатель не верит в способность человека изменить свою жизнь. Также затрагивается социальный аспект: изображается помещичий произвол, несправедливое и тяжелое положение крестьянства. «Лягушки, просящие царя»: просят у богов царя – получают Осинового чурбана, недовольны. Боги посылают им Журавля, который поедает лягушек. Просят нового, но боги отказывают –«живите так, чтоб не стало хуже». Рассматривает проблему исторического процесса : по мнению Крылова, развитие общества должно проходить постепенно, без вмешательства извне. Главный недостаток, царящий в обществе -болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Насильственные перемены заканчиваются плохо.


Крылов затрагивает вопросы социальных отношений.
«Волк и ягненок»: мораль в том, что сильные всегда будут уничтожать слабых. Формулируется как закон жизни. Волк понимает неубедительность своих аргументов, поэтому поступает в соответствии со своей силой. Право его силы сильнее силы права.


Крылов разочаровывается в политике просвещения и часто изображает идеи просветителей в критическом свете.
«Огородник и Философ»: Простой крестьянин и барин-Философ поспорили об урожае огурцов. Огородник сажает, как умеет. Философ читает книги и журналы, в которых постоянно публикуются новые способы. Он постоянно пересаживает, поэтому ничего не выросло.

Практический опыт полезнее и ценнее абстрактных книжных знаний. Показан крах просвещение, т.к. идеи далеки от реальности и поэтому неуспешны.

«Сочинитель и Разбойник»: в аду идет суд над Разбойником, который при жизни грабил путников на дорогах, и над Сочинителем. Наказание Разбойника прошло быстро. А мягкое по началу наказание Сочинителя усиливалось и длилось без конца. хоть и было относительно мягким, длилось без конца и без края. Когда измученный Сочинитель начал возмущаться, явилась Мегера и сказала ему, что Разбойник приносил вред людям только при жизни, а Сочинитель продолжает приносить людям беды и несчастья своими сочинениями даже после смерти.

Грехи писателя хуже и тяжелее, чем грехи преступника. Вред просвещения в том, что произведения писателей развращают последующие поколения. Главное не знание, а то, как оно влияет на человека. Злоупотребление словом приносит больший вред, чем разбой.

«Водолазы»: один царь усомнился в пользе наук и собрал мудрецов, чтобы разобраться. В итоге, он обращается к пустыннику, который рассказал ему притчу о водолазах. Три сына рыбака решили добывать жемчуг. Один из них, будучи лентяем, искал жемчуг только вдоль берега и поэтому «едва-едва питался». Другой выбрал себе глубину по силе и «жил, всечасно богатея». Третий, «томимый алчностью» кинулся в самую пучину и погиб. Закончив притчу, пустынник сказал, что, хотя наука и дает людям множество благ, некоторые способны через науку навредить и себе, и другим.

Вопрос о пользе и вреде знания. Дерзкие умы, которые считают себя выше и умнее других, вредны и опасны.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 660; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!