Третий этап творчества 1825-1829гг. – эволюция в сторону романтизма.



В 1825 Грибоедов уехал на Кавказ, где написал стихотворение «Хищники на Чегеме». Описывает нравы горцев, воюющих против России: романтический взгляд на «южных людей». В 1825г. был арестован за подозрение в принадлежности к декабристам. Провел 4 месяца в тюрьме.

В сентябре 1826 года вернулся на службу. В 1828г. пишет драму «Грузинская ночь». Показан интерес к южным людям, патетика, романтический пафос. Герои находятся во власти страстей, что говорит о движении творчества в сторону романтизма. В 1828г. принял участие в заключении Туркманчайского мирного договора. Назначен послом в Иран. В этом же году женился в Тифлисе на княжне Нине Чавчавадзе, но провел с женой только несколько недель.

Грибоедов уезжает в Персию в Тереган, где создан заговор против заключения мира и самого Грибоедова. В результате резни в русском посольстве он погиб 30 января 1829. Тело Грибоедова было изуродовано настолько, что его смогли опознать только по мизинцу левой руки.

 

 

Билет 4. Биография Евгения Абрамовича Баратынского


Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 года в имении Мара Тамбовской губернии, из польского рода. Учился дома у итальянца Боргезе, в детстве овладел французским и итальянским. В 1808 Баратынский в Петербурге поступил в частный немецкий пансион. В 1812г. зачислен в Пажеский корпус. Там он вступил в «общество мстителей», организованное учащимися. В результате одной из шалостей украли у одного из родителей 500 рублей и табакерку. В 1816г. Баратынский был отчислен. Покинув Пажеский корпус, несколько лет жил с матерью в Тамбовской губернии и у дяди в Смоленской губернии В 1818г. повторно поступает рядовым в гвардейский Егерский полк.

Первый этап творчества – 1819-1827гг. – психологический и философский романтизм.

В 1819г. пробует себя в литературе. Он показал свои стихи Дельвигу, благодаря которому они появились в печати. В 1820г. Баратынский служит в Нейшлодском полку в Финляндии. В марте 1821-го становится членом «Вольного общества любителей российской словесности». Осенью 1824 началось его увлечения женой генерала А. Ф. Закревской. Весною 1825 года Баратынского производят в офицеры. В 1826г. вышел в отставку, женился на Настасье Энгельгардт и переехал в Москву.

На первом этапе выделяют несколько тем: призыв радоваться жизни в рамках эпикурейской философии, любовные элегии об отсутствии любви и философские медитации. В поэме «Пиры» (1821) прославляются земные удовольствия, эротические наслаждения; наблюдается сходство с ранним Батюшковым.
Любовные элегии объединяет мотив психологического препятствия для любви. Лирический герой жаждет любви, но не может любить. Он – жертва страстей, находится в состоянии разочарования. В элегии «Ропот» (1819) поэт фиксирует внутренние препятствия и парадоксы лир. героя, пытается осмыслить противоречия. Используется тезис «да.., но…». В элегии «Оправдание» (1824) лир.герой сначала признает себя виновным, но потом оправдывается перед возлюбленной в своих увлечениях другими женщинами. Снова повторяется диалектика. В элегии «Признание» (1823) лир. герой не способен ответить на чувства и не может следовать своим клятвам. Поэт размышляет о закономерностях любви и причинах ее угасания. Происходит движение от личного к общему, от «я» к «мы». Выводом является неизбежность угасания чувства из-за влияния времени и судьбы – романтическое миропонимание. На первом этапе – психологический романтизм, но анализ более глубокий и сложный, чем у Жуковского.

В элегии «Финляндия» (1820) Баратынский примеривает на себя изгнание, воссоздает асеановский колорит. На фоне всесильности времени и природы человек незначителен, однако поэт приходит к парадоксальному выводу: спасение от смерти заключается в самой смертности человека. Но картина мира - пессимистическая.

 В стихотворении «Напрасно мы, Дельвиг, желаем найти» (1821) воссоздается миф о рождении души на небе, но страдающей на земле. Душа тянется к небесной родине, но небесный идеал недоступен.

 В «Истине» (1823) отражается пессимистическая картина мира, размышления о бытии. Лирическому герою является Истина, предлагающая бесстрастье, хладнокровность вместо страстей и прелестей бытия. Основной мотив – жажда и недостижимость счастья.

В 1827 году выходит первый сборник стихотворений.


Второй этап творчества 1827-1835гг.
Наблюдается уход от психологизма, сугубо философская поэзия о бытии и смерти. Однако в каждом стихотворении представлен отдельный философский сюжет, диалектика, нет целостности философской позиции. Баратынского называют «поэтом мысли», а его стихотворения – «элегической поэзией современного человека». После восстания декабристов на первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества. Вопрос о смерти – один из ключевых.
В 1827г. создано антиутопическое стихотворение «Последняя смерть», в котором поэт рисует картину гибели и деградации человечества. Власть духа, уход в фантазии становятся причиной телесной смерти человека, т.к. он – существо плотское. В стихотворении «Смерть» (1828) смерть представлена как высшее благо, способное решить все конфликты и загадки. В некотором смысле – буддийская философия.
В стихотворении «На смерть Гете» (1832) – оптимистическое видение смерти. Вопрос об оправдании смерти: сама гениальность, величие Гете способны оправдать его жизнь и смерть.

Тема последующей судьбы поэта. Баратынский признает скромность своего таланта, но осознает особость и непохожесть своей поэзии.«Муза» (1829) - традиция анти-Памятника: Баратынский считает свои стихи скромными, однако его непохожесть может заслужить чью-то похвалу. «Мой дар убог и голос мой негромок» (1828) – поэт признает, что далекий потомок оценит его творчество. Но оно не для всех, а для кого-то одного, кто действительно способен откликнуться.
Также развивается мотив о дисгармоничности человека и противопоставлении всесильной природе. В «К чему невольнику мечтания свободы?» (1833) поэт размышляет о возможности бесстрастности человека. Однако человек – существо страстное по воле бога, по воле природы. В этом заключается трагизм и дисгармоничность человека.

Поэма «Бал» вышла в 1828г. под одной обложкой с «Графом Нулиным» Пушкина. Строфа напоминает «Евгения Онегина». Нет стремления к детерминизму, рок и судьба властвуют над человеком. Герои – исключительные, романтические. Нина – противоположность скромной и нравственной Татьяне Лариной. Арсений - герой байронического плана, есть сходство с Онегиным. Несмотря на клишированный сюжет, поэма встречена тепло публикой.

В 1831г. написана повесть «Перстень». Мотив восприятия жизни через литературу, кажется, будто есть влияние «Повестей Белкина». В этом же году создана поэма «Наложница».

В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. Общается с кругом Пушкина и его противниками. После закрытия журнала он впадает в тоску. Пессимистические настроения Баратынского усиливаются, он разочарован в поэзии.

В «Недоноске» (1835) снова звучит мотив диалектики. В образе недоноска – представление о слабости духовного начала человека, которому нет места ни на земле, ни на небе. Не хватает телесности. Приговор рационализму. В 1835г. выходит второй сборник.

Третий этап творчества – 1835-1842/44гг.

«Приметы» (1839) противопоставляется современный и древний мир. Раньше человек был един с природой, был ведом судьбой, т.к. он верил в приметы и не пытался анализировать. Но человек современности утратил контакт с природой, т.к. подвергает все анализу и пытается подчинить логике. Парадоксальная драма Баратынского: мысль несовершенна, но он сам – поэт мысли.

«Все мысль да мысль» (1840) Баратынский сознательно пренебрегает звукописью, т.к. мысль сложна, поэтому сложно и читать. Он видит рационализм как причину дисгармоничности человека.

Баратынский уединяется в деревне, почти целиком отдавая себя хозяйственным заботам. Литературные и идейные схватки не увлекают его: он понимает, что для поэзии наступает трудное время.

В 1842 Баратынский издал сборник «Сумерки», посвященный Вяземскому. Его отличает целостное цикличное построение. Сборник оказался почти незамечен современниками, но Белинский написал разгромную критическую статью. Баратынский глубоко переживал отсутствие живого и действенного контакта с новым читателем. В сборнике сводятся все темы вместе: одиночество, философия, поэт и поэзия, человек и природа. Подводится общий итог творчества. Основная линия: отрыв от лирического конкретного носителя и переход к объективации лирической формы. В первом тексте «Последний поэт» Баратынский вводит тему «железного» сумеречного века. Суицид романтизма: наступление антиромантичной эпохи, сама мечта занялась насущными вещами. Поэзия оказывается невостребованной уже в античную эпоху, нет отклика в душах читателей. Поэт чувствует себя одиноким, изгнанником. В последнем 26-м тексте «Рифма» Баратынский сомневается в самой ценности поэзии. В античности поэзия получала отклик, а в современную эпоху она не востребована. Задается ряд вопросов: что такое поэзия, если она не получает отклика: божественный дар или недуг? нужна ли тогда поэзия?

Осенью 1843 Баратынский осуществил свое давнее желание — предпринял путешествие за границу. В Париже он познакомился со многими французскими писателями. Перевел несколько своих стихотворений на французский язык. Бодрость и вера в будущее появляются в стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф", 1844 – о путешествии на корабле в «Элизий земной» в Италию). В 1844 Баратынский отправился в Неаполь, где с его супругой сделался припадок. Это так подействовало на Баратынского, что у него внезапно усилились головные боли, и он скоропостижно скончался 11 июля 1844 года. Его смерть практически не была замечена современниками.
Миф о Баратынском как о Сальери: вечно второй после Пушкина, однако ни в поэзии, ни в жизни этой зависти нет подтверждения. Сам Баратынский высоко ценился Пушкиным.

 

Билет 5. Биография Александра Сергеевича Пушкина до 1824г.

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в знатной, но небогатой дворянской семье. По отцу Сергею Львовичу род восходит к прусскому воину Раче, служившему при Александре Невском. Мать ведет свой род от Абрама Ганнибала. Пушкин был отдан на воспитание гувернеров-иностранцев. Сильное влияние литературы эпохи Возрождения и французской просветительской лит-ры. Первые произведения написаны на французском. В доме не было атмосферы любви и семейного очага. Летние месяцы Пушкин проводил у бабушки в имении Захарово.

Лицейский период (1811-1817).

Осенью 1811 г. Пушкин начал учиться в Царскосельском лицее. Ориентир лицея на гуманитарные дисциплины, новаторские и либеральные методы обучения. В лицее создалась литературно-творческая атмосфера, возникли своеобразные литературные кружки. В 1813г. пишет шутливую поэму «К Наталье» и поэму «Монах». Уже в 1814 г. в «Вестнике Европы» появляется его сатирическое послание «К другу», посвященное Кюхельбекеру. В этом же году написано сатирич. произведение «Тень Фонвизина». С 1815г. за Пушкиным закрепляется звание первого поэта лицея.

В 1815 г. - первый триумф Пушкина с «Воспоминаниями в Царском Селе», написанными для публичного экзамена при переходе с младшего курса на старший. Стихотворение содержит в себе черты оды и исторической элегии; получило одобрение Державина, присутствовавшего на экзамене, который увидел в Пушкине великого поэта. В 1815г. пишет стихотворение «К Лицинию». В стихотворении он рисует картины древнего Рима. Это первое гражданское выступление Пушкина-поэта, выражение его ненависти к угнетению и тирании. На Пушкина оказала большое влияние просветительская лит-ра Франции, итальянского Возрождения, анакреонтическая «легкая» поэзия и творчество ранних романтиков - Батюшков. С 1816г. под влиянием Жуковского появляются элегические мотивы. Основными жанрами и темами в лицейский период являются: дружеское послание, элегия, сатирические произведения, гражданская лирика. Новаторство Пушкина: сочетание жанровых особенностей в рамках одного произведения.

Петербургский период (1817 – 1820)

В 1817 г., окончив лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, Пушкин поселяется в Петербурге. Становится членом «Арзамаса» , вступает в литературно-дружеское объединение «Зелёная лампа», общается с декабристами.

В первые послелицейские годы он пишет оду «Вольность» (1817) и стихотворение «Деревня» (1819), написанное под впечатлением о поездке в Михайловское. Ополчается против самодержавия, видит порок в деспотичной власти монарха. В оде видно сближение с лирикой декабристов, гражданский романтизм Пушкина. В «Деревне» видны черты горацианской поэзии, но основная тема: борьба против крепостничества, но без призыва к революции. Идеалом Пушкина является конституционная монархия.
В 1818 г. Пушкин пишет первое послание, обращённое к одному из друзей - «К Чаадаеву». Смешение жанров: первая часть как дружеское послание, вторая – гражданская ода.

Первое завершенное эпическое произведение Пушкина – поэма «Руслан и Людмила» (1817 – 1820). Новаторство: элемент пародийности и авторской иронии, сказочные вещи обытовляются, столкнувшись с реальным миром. По влиянием «Арзамаса» у Пушкина возникает желание создать нечто фольклорное на историческую тему. Поэма становится авторской лабораторией предромантизма.

В 1820г. Пушкин вызван к генерал-губернатору Петербурга за свои стихи и отправлен в ссылку – перевод по службе в Кишенев. В мае 1820г. в Екатеринославе Пушкин знакомится с Раевским и с позволения императора едет с ним на Кавказ, где проводит несколько месяцев. После Пушкин едет в Крым.

 

Южная ссылка (1820 – 1824).

Поэт попал в совершенно иную среду: дикие и суровые горы Кавказа, бесконечные морские просторы. Пушкин начинает зачитываться Байроном. Всё это усиливает романтическую настроенность Пушкина, поэт оказался в ситуации байроновского героя. Пушкин проецирует на себя романтическую ситуацию, биографически предчувствовал байроновский романтизм (тема изгнания и тема экзотических стран). Основные темы лирики: мотив разочарования в жизни и духовное возрождение в далеких краях; страсти южных людей; изображение сильной личности и ее роли в истории.

Первое стихотворение периоды ссылки - элегия «Погасло дневное светило» (1820). Основным мотивом является мотив разочарования героя в прежней жизни и его душевное возрождение в новой среде, в далеких краях. Пейзажная элегия; новаторство: олицетворения, эпитеты, глаголы в повелит. наклонении для описания одушевленной природы.

В 1820 году Пушкин принимается за работу над своей первой южной поэмой «Кавказский пленник» (1821); первая русская романтическая поэма. Поэма обращена к реальной жизни: Пушкин описывает «южных людей», но не идеализирует их, впервые пытается создать типического героя своего времени. В этом же году создаются стихотворения «Черная шаль» и «Молдавская песня».

В 1822г. Пушкин создал поэму «Братья-разбойники». Развивает мотив социального бегства в среду ярких и необычных личностей – разбойников и преступников - ориентация на романтизм.

В 1821-1823гг. Пушкин работает над поэмой «Бахчисарайский фонтан». Самая романтическая из всех поэм южной ссылки. Мотив – о южных людях и о непреодолимости страстей. Впервые введены яркая пара героинь в рус. лит-ре и любовный треугольник. Поэма отличается паузами в сюжете, намеренно опускаются детали.
В 1823г. Пушкин создает последнюю южную поэму «Цыгане». По сюжету схожа с первой поэмой, подобие цикла поэм. Пушкин стремится к объективации мира, он выдвигает идеи реализма. Первая попытка выйти за пределы романтизма. Поэма написана на границе творч. этапов – начата в Одессе, закончена в Михайловском.

Тема сильной личности развивается в романтическом ключе: личность – борьба и единство противоположностей, личность контрастная, яркая. Стихотворения «Дочери Карагиоргрия» (1820), «Наполеон» (1821) – о сильной личности, изображенной контрастно, которая вершит ход истории. Стихотворение «Кинжал» (1821) – о политических убийствах: злодеяния оправданы, т.к. приносят свободу.

В 1823г. Пушкин охладел к романтизму, наблюдается быстрая эволюция в сторону реализма.
1823г. – «Свободы сеятель пустынный» - в основе притча о сеятеле. Сам сеятель – фигура романтического индивидуализма – пытается вершить историю. Но Пушкин приходит к выводу, что личность не всесильна, есть объективные обстоятельства, независимые от человека. Неверие в возможность торжества свободы.
1823г. – стихотворение «Демон». Мотив разочарования: герой в тупике – старые идеалы разрушены, новые еще не созданы. Осознается выход за рамки романтизма.

В 1824г. намечается замысел «Евгения Онегина».

В 1823г. Пушкин служит в Одессе. Из-за конфликта с начальством Пушкин отправляется в экспедицию о нашествии саранчи в 1824г. Летом 1824г. Пушкин выслан в Михайловское.

Элегия «К морю» - итог Южной ссылки. Отражение элегии «Погасло дневное светило», но направленность иная: мотив прощания с морем и южными краями. Появляется чувство несвободы героя. Прощание с романтическими идеалами, т.к. не личность, а закономерности определяют ход истории.

 

 

Билет 6. Биография Александра Сергеевича Пушкина после 1824г.

 

Ссылка в Михайловском (август 1824 – сентябрь 1826).
Неожиданный творческий расцвет, т.к. поэт находится в полном одиночестве и отрыве от цивилизации. Написано около 100 произведений. Характеризуется поиском нового метода и постепенным развитием реализма. Основные принципы: власть объективных обстоятельств, детерминизм, стремление к объективности. Впервые соприкоснулся с крестьянской Россией, в творчестве возникает народная тема.

В отсутствие личного общения с друзьями П. велактивную переписку с Вяземским, Жуковским, Дельвигом, Пущиным, Бестужевым, Рылеевым и другими.

За весьма небольшое время – около 16 месяцев – Пушкиным необычайно быстро завершены начатые на юге «Цыганы», писались очередные главы «Евгения Онегина», были созданы «Борис Годунов» 1825, «Граф Нулин» 1825, «Сцена из Фауста», написано огромное количество небольших стихотворных произведений. В конце 1824 года он написал строки будущего пролога к «Руслану и Людмиле» - «Лукоморье». Работал над автобиографией, но сжег ее после восстания декабристов. Пушкин пишет в самых различных художественных жанрах. Необычайной зрелости и высоты достигает и пушкинская лирика. Основные темы: любовь и дружба.
«Разговор книгопродАвца с поэтом» (1824) – развитие идеи детерминизма – человек зависим от обстоятельств (деньги). Поднимается вопрос профессионализации писательского труда – поэт впервые рассматривается как профессия, а не увлечение. Неромантический подход к творчеству. Сам Пушкин хочет издаваться из-за нехватки денег.

В середине 1825 г. Пушкин пишет элегию «Андрей Шенье». Пушкин обращается к далёким лицейским товарищам («19 октября») – на день открытия лицея, пишет гимн любви «Я помню чудное мгновенье» («К***»), «Вакхическую песню» и обращение к няне «Зимний вечер».


Пушкин узнает о внезапной кончине Александра I, поэт надеется на Константина, но тот отказывается от престола. В конце декабря 1825 года Пушкин узнает о разгроме восстания декабристов новым царём Николаем I. Поэт начинает бояться за свою жизнь, не верит в милость Николая.
4 сентября 1826 г. Пушкин доставлен в Москву для личного разговора с императором. Николай играет роль милостивого государя. Пушкин освобожден из ссылки. Николай становится личным цензором Пушкина. На вопрос о роли в восстании декабристов Пушкин ответил, что был бы с друзьями в тот день.
 
В конце лета 1826 г. Пушкин пишет «Песни о Стеньке Разине», которыми начинается тема крестьянских восстаний. В 1826г. Пушкин создаёт стихотворение «Пророк» - в последние дни ссылки или по пути в Москву. Авторская рукопись не сохранилась. Развитие темы поэта и поэзии: поэт видится как пророк с божественной миссией перед людьми, а творчество – отказ от своей человеческой ипостаси.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!