В чем состоит эпистемическая функция риторики?
Собственной функцией риторики является не красноречие, не убеждение; суть риторики в том, что она является искусством рождения мысли, искусством рождения смысла в слове, ее собственная сущность раскрывается в ее эпистемической функции. Благодаря риторике истина бытия сказывается.
Часто в теоретических трудах, в конечном счете, функции риторики сводятся к красноречию и убеждению. Но это лишь ее частичные функции, которые не выражают саму сущность риторики. Эпистемическая функция – основная функция риторики, которая выражает ее природу. Эта функция представляет риторику как средство рождения мысли, обретения смысла и истины. Т.е в процессе обретения и выражения некого знания присутствует и риторика.
Существуют две базисные концепции: риторика, во-первых, это средство постижения истины бытия; во-вторых, это средство выражения истины, достигнутой независимо от риторич. искусства.
Риторика, прежде всего, это искусство рождения мысли, которая рождается в слове и определяется им. Слово употребляется как способ присутствия мысли; только будучи сказанной, выраженной посредством языка, мысль обретает форму и смысл. «Язык – орган, образующий мысль», слдв, форма сказывания определяет суть сказывания. Язык направляет слово. Слово определяется контекстом, поэтому слово, отдельно взятое и употребленное за пределами языка, теряет свой смысл, становясь лексисом. Поэтому перевести слова невозможно, но можно перевести связанный и упорядоченный набор слов, т.е. текст. Этот порядок является одним из условий рождения мысли, но мысль не сводится к рациональному логическому порядку. Понятия слова и мысли едины, тк одно не существует без другого. Процесс говорения реализует разум в языке, поэтому справедливо высказывание «я мыслю = я говорю, слдв существую». Сделать известным, а слдв, сделать сказанным – вот основная функция риторики. Риторика как искусство слова есть по своей сути искусство рождения мысли.
|
|
Разъясните смысл хайдеггеровского утверждения “Язык – дом истины бытия”.
По Хайдеггеру, «язык – это дом истины бытия». Человеческий язык — не просто выражение мысли, чувства и желания, язык — это способ познания мира, тк именно через язык нам открывается мир. Язык – особая сила, позволяющая упорядочить, и слдв, понять мир. Истина – непотаенность потаенного, которая открывается для ищущей мысли. Сказывание бытия – переход от сокрытости к непотаенности. Именно мысль дает бытию слово, позволяет стать высказанным невыговоренному смыслу бытия. Мир присутствует в языке, и только человек может дать миру слово, чтобы мир явился человеку, стал доступным для его сознания. Человек же требует мира, потому что иначе он не узнает себя, не мыслит.
|
|
Путем размышления можно обнаружить присутствие мысли. Мысль есть акт размышления. Смысл обретается в разуме, когда мы размышляем о тех или иных вещах, т.о мы приписываем смысл миру. Но чтобы понять смысл вещи, надо правильно высказаться. Не показать, не продемонстрировать, а рассказать о вещи. Изобразить движение, указать на стол не значит понять, чем это является. Рассказать значит понимать, т.е, только то, что нам понятно, и может быть нами высказано.
Истина раскрывается в процессе сказывания, как и мысль, она обретает форму в слове. А поскольку невозможно выразить мысль иначе, кроме как средствами языка, справедливо сказать, что не мы говорим языком, а язык говорит нами. Язык – орган, образующий мысль, и мы, прислушиваясь к нему, открываем в себе то, что может быть высказано с помощью слов.
Почему слушатель несет ответственность за сказанное?
Мы оцениваем как истинную или ложную не ту мысль, которую, как нам кажется, выразил с помощью этого предложения его автор, а мысль, которая в нашем сознании связана с данным предложением. При чтении мы оцениваем не то, что имел в виду автор, когда он прочитывал это же предложение, а то, что рождается в нашем собственном разуме. Книга не содержит мыслей, мысль рождается в процессе чтения и размышления. То, что мы читаем – продукт нашего собственного разума, т.е прочитываемое предложение, становясь фактом нашего языка, нашей речи, становится тем самым и фактом нашего сознания. Но как продукт нашего сознания оно выражает нашу мысль, которую мы оцениваем как истинную / ложную. Она необязательна тождественная той, которая высказана автором. Мы можем лишь предполагать, какая мысль высказывалась автором, ведь в процессе чтения мы имеем дело со своей собственной мыслью. Высказывание всегда должно иметь соавтора, тк сказать никому значит сказать ничего и ни о чем, а слдв, это не является высказыванием. Речь, мысль только тогда обретают смысл, когда есть слушатель или читатель. То, что сказываем, зависит от собеседника. Элементы, из которых состоит речь говорящего, должны присутствовать и в разуме слушателя, т.е. должна быть возможность толкования высказывания слушателем. Риторика как искусство рождения и обнаружения смысла не сводится к вербальному и письменному выражению, она выходит за пределы вербальных форм. Слушатель в своем разуме толкует услышанное, внося тот или иной смысл в произнесенное говорящим, делая т.о это продуктом собственного разума.
|
|
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!