Почему Жан-Пьер Вернан считал риторическое слово одним из важнейших факторов формирования греческого сознания?



Место риторики в античной культуреВся культура Греции и Рима в большей степени была культурой устного слова, а не письменного. Истоком риторики как науки является Древняя Греция. 5-4 век до нашей эры – существовали полисы. С возникновением АД зарождается новая мысль. Проблемы обсуждались и решались на форуме. Каждый гражданин должен был уметь выступить или защитить себя. В борьбе мнений побеждал тот, чьи аргументы признавала другая сторона путем голосования. Д – власть аргументов, которые разделяет большинство, но основа демократии – оппозиционное меньшинство, так как оно необходимо для дискуссии, сл. для рождения аргументов в споре. Софисты – первые теоретики риторики, создали в Греции культ слова и тем самым подняли риторику на небывалую высоту. Обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. Софисты основывались на учении об относительности истины, их целью в споре было не раскрыть истину, а убедить слушателя в своей правоте. Истинный оратор одну и ту же вещь может и хулить, и восхвалять. Ориентирование на толпу, манипулирование. Первый вызов софистическому идеалу философии и риторики был брошен Сократом. Вопреки софистам, он настаивает на логическом доказательстве. Сократ считал, что истина рождается в спорах, путем столкновения противоположных мнений происходит движение мысли и возникает новое видение проблемы. «диалектика» означало «искусство мыслить в форме беседы». Для Сократа диалектика – способ поиска истины и моральности. Сократ не оставил после себя никаких письменных работ, его мысли были изложены учеником Платоном в форме диалогов. Платон не разделял учение софистов, тк для него главным в рит искусстве было найти истину, которая рождается в споре. Он считал, что риторика софистов представляет собой разновидность сноровки, лести и угодничества.   Аристотель проанализировал и теоретически обосновал достижения греческого ораторского искусства, сформулировал законы риторики как науки. Автор многих теоретических трудов. В «Риторике» рассматривает и предмет риторики, и способы убеждения, говорит об особенностях самой речи, язык должен соответствовать предмету речи. Для Аристотеля риторика наука о способах доказательства, а не само доказательство, главное – ясность речи. Дар речи находит применение при самых разнообразных случаях. Важна убедительность и эффективность. Ар разделил красноречие на судебное, торжественное и совещательное. Определение качеств речи: доступность, ясность, уместность. Много говорит об уместности: разная речь на форуме и суде. С упадком др-гр культуры риторика развивается в Др Риме. Возрастает роль судов, народных собраний → потребность в навыках красивой убеждающей речи. Греческое ораторское искусство + греческая риторическая наука => римское красноречие. Цицерон – известный оратор, политик, писатель. Три книги: «Об ораторе», «Брут (О знаменитых ораторах)» и «О стиле речи». Высказал главные назначения ораторского искусства: убедить, усладить и взволновать. Идеал цицероновского оратора в культурном отношении очень высок, он считает философское образование необходимым для оратора, дарования недостаточно. С падением Рима риторика не прекращает свое существование, но видоизменяется.

Почему овладение риторическим искусством стало одним из условий формирования гражданского общества в античных демократиях?

Истоком риторики как науки является Древняя Греция. В др. Греции расцвет красноречия приходится на 5-4 века до н.э. и совпадает с периодом подъема рабовладельч. демократии. В момент наибольшего расцвета красноречия в 5-4 веках до н.э., совпавший с периодом подъема рабовлад. демократии, складывалось представление об идеале человека – «общественного человека», способного участвовать в управлении государством. Человек становится гражданином, когда участвует в принятии решения. Со становлением античной демократии, появлением полисов возникла потребность в умении убеждать, тк демократия – власть рождающихся в споре аргументов, кот. разделяет большинство. Поэтому для этого образа умение владеть словом было непременной чертой. Дискуссия необходима для демократии; в борьбе мнений побеждает тот, чьи аргументы принимает другая сторона, признав их более убедительными. Каждый гражданин должен был уметь выступить на форуме. Ареопаг, где решения принимались устно путем голосования, также влиял на развитие риторики. Гражданин должен был уметь в случае необходимости защитить себя на суде. Функции защиты выполнял сам обвиняемый, и только позднее — наемный оратор. Решение суда присяжных во многом зависело от впечатления, которое производил на собрание тот или иной из судящихся. Убедительность и логичность речи, естественность и благородство поведения, умение разжалобить судей имели немаловажное значение. Отсюда возникло стремление блестяще го­ворить, умение держать себя на публике. Риторические школы оказываются востребованы, т.к необходимы для формирования гражданина и умения убеждать. Римское красноречие обладало огромной практической силой. Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, в Сенате и суде, где мог выступить практически каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимо для римского гражданина. Риторика и политическое искусство тесно связаны, тк полит. искусство – умение владеть словом. Когда словом пользуются политики, оно обретает силу – силу суждения и силу убеждения. Ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы. Несомненно, сама структура антич. демократии способствовала развитию ораторского искусства: дебаты в народном собрании, в суде присяжных, необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать в своей правоте слушателей способствовали развитию риторики и формированию гражд. общества.

Почему Жан-Пьер Вернан считал риторическое слово одним из важнейших факторов формирования греческого сознания?

В связи с расцветом полисов и античной рабовл. демократии, возникает потребность в умении составления речей, имеющих четко отточенную форму антитетических доказательств. «Общественный человек», способный принимать участие в управлении государством, должен был уметь выступить на форуме и на суде. Многое, в том числе и само принятие решения, зависело от речи выступающего: учитывалась убедительность, логичность, впечатление, кот. производит оратор. Сама структура антич. демократии подразумевала решение вопросов путем голосований и споров. Слово превосходит иные орудия власти, становясь главным политич. инструментом. Т.о., устанавливается тесная связь риторики и политики как искусства владения словом. Когда слово используется политиками, оно обретает силу, т.е. осознает себя и свою эффективность через полит. функцию. В слове раскрываются силы убеждения и суждения, необходимые для политики.
Слово становится предметом торга, возникает потребность в умении утверждать так, чтобы убедить другую сторону. В споре апеллируют к основаниям для согласия или же предлагают их. Истина становится предметом дискуссии, а слово теряет свою сущность царственного изречения. Победа одного оратора над другим в споре определяется не истинностью сказываемого, а убедительностью аргументов. Истина — это только субъективное суждение о чем-либо. Поэтому нельзя говорить, что одно мнение истиннее другого, можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Целью спора не является выяснение истины.
С 5-4 веков до н.э. риторика становится не только частью образования, но и частью культуры наряду с философией. Наблюдается противостояние риторики как силы, ищущей убедительности, и философии, ищущей истины. Диалогический принцип лежит в основе формирования разума. Греческое сознание формировалось в процессе взаимодействия с природой, опосредованного взаимодействием с другим человеком. Т.е. совместная успешная деятельность требовала общения. Греч. разум, главным инструментом которого является язык, направлен не на преобразование природы, а на воздействие на людей – совершенствование, воспитание и образование людей.

4. Инвенция,нахождение — первый этап в создании письменного и устного текста. Включает в себя осмысленный выбор темы, определение ее объема, сбор и накопление материала, отбор фактического материала, работу с источниками. Необходим спорный пункт – предмет дискуссии. Вопросы классифицируются по отношению 1) к оратору 2) к слушателю 3) к предмету. Первые делятся на общедоступные и специальные, т.е. требующие доп проф знакомства с материалом. Вторые подразделяются на 1) те, которые надо принять в качестве знания. Служат предметом торжественного кр. Знакомят слушателя с тем, что есть в настоящем. Ориентируются в фактах путем накопления подробностей. Факты – хорошие и плохие. 2) те, по которым надо принять решение. Совещательное кр. Речь идет о возможных фактах. Ориентируется в фактах путем аналогии. Факты – полезные и бесполезные 3) те, по которым надо вынести оценку. Судебное кр. Речь о свершившемся. Путь логики – док-ва. Факты – не/справедливые.  Вопросы по отношению к предмету различаются: по степени сложности (простые, составные, сопоставительные), по характеру конкретики (конкретные и отвлеченные), по характеру содержания имеют 4 статуса: установления, определения, оценки и отвода. Установление. В суд. кр. за несомненную величину принимается закон, за сомнит. – поступок. Реконструкция события в три этапа: хотел ли обвиняемый совершить поступок, мог ли, совершил ли. В торж. кр. не применяется, в совещ. остается только 2 пункт: можем ли сделать то, о чем совещаемся? Определение. В суд. кр. за несомн – поступок, за сомнит. – закон. В совещ. статус сводился к уточнению формулировки. В торж. превращается в описание. Оценка. В суд. кр. за несомнен. – закон и поступок, за сомнит. – мотивы обвиняемого. возможны 4 варианта отклонения обвинения. В совещ. определяется ценностная характеристика дела. В торж. превращается в утверждание, главн. установку парадной речи. Для связи между спорным и бесспорным предложениями используются места, дающие убедительную реконструкцию спорного предмета. Опираясь на несомненное, места обосновывают и доказывают сомнительное. Средством утвердить свой взгляд на предмет спора были доказательства, которые делились на внешние, убед. по факту, и внутренние, требующ. рит. обработки. Делились на примеры, доводы и улики.

Диспозиция ???

6. Элокуция(словесное выражение) – третий и самый важный раздел традиционной риторики, подразумевающий разработку словесной формы - словесное выражение. Предъявляются 4 требования: правильность (соответствие речи общеобязательным нормам со­временного литературного языка), ясность (понятность и доступность речи для слушателя), уместность (выбор выразительных средств языка в соответствии с регистрами речи) и пышность (украшенность речи). В основе элокуции лежат учение об отборе слов, учение о фигурах, учение о сочетании слов.
Сам этап словесного выражения текста можно подразделить на несколько подэтапов:
- первый подэтап подразумевает подбор необходимых слов, словосочетаний и предложения, письменное составление смысловых фрагментов текста и, наконец, само написание текста.
- вторым подэтапом станет работа над стилем написанного и украшение текста.
- третьим – совершенствование текста, т.е. его редактирование.      
Основное назначение (фигур и тропов): выявление главное мысли, придание большой живости выражению, орнаментальное значение, облагораживание речи, сокрытых, непристойных мыслей; обогащение языка с помощью умножения значений слова.

7. Тропы и фигуры в первую очередь относятся к словесному выражению (elocutio). Использование фигур речи было главным средством достигнуть пышности. Античные риторы рассматривали риторические фигуры как выражения, отступившие от разговорной естественной нормы. Современный взгляд, напротив, исходит скорее из того, что фигуры — естественная и неотъемлемая часть человеческой речи. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности, т.е чем богаче и разнообразнее средство выражения, тем лучше понимается действительность.
Античность различала тропы и фигуры, а среди фигур речи – ф мысли и ф слова. Тропы - отдельные слова, употребленные необычным образом ( но все равно в контексте). Фигуры – сочетания слов, отступавшие от некоторой нормы, которая считалась разговорной естественностью. Фигуры мысли и фигуры слова. Разница между ними проявляется в том, что замена слова разрушает фигуры слова, но не фигуры мысли. Изменение мысли ведет к исчезновению фигуры мысли. Ф м: рит вопрос, рит восклицание, рит обращение; умолчание, оксюморон

¾ уточняющие позицию оратора: простое уточнение; показное отступление; показное предоставление позиции противнику.

¾ уточняющие смысл предмета

¾ уточняющие отношение к предмету

¾ уточняющие форму обращения оратора к слушателям

Ф слова: прибавления (повторы, анафора) убавления (эллипсис, бессоюзие) перемещения (параллелизм, инверсия)

Тропы (или фигуры переосмысления) – фигуры, с помощью которых слову придается значение, отличное от прямого его значения, те. слово используется в переносном смысле. 4 основных тропа: метафора (перенос значения по сходству) метонимия (по смежности) синекдоха (по количеству) ирония (по противоположности). Основное назначение:

¾ ü Выявление главной мысли;

¾ ü Придание большей живости выражению;

¾ ü Орнаментальное значение;

¾ ü Облагораживание речи, сокрытие грубых мыслей;

¾ ü Обогащение языка с помощью умножения значений слова.

Важно, что фигуры не существуют в пределах монолога, тк возникают в диалоге, где есть соавтор – слушатель, читатель. Т.о. природа фигур диалогична. Мысль рождается в слове, но не выражается. Одно и то же слово нельзя высказать дважды. За словом всегда должна стоять мысль, рожденная в процессе мышления, иначе это не слово, не речь, а шум. Всякий раз меняются ситуации, которые добавляют слову новые оттенки, т.о слово становится иным.  

8. Учение об отборе и сочетании словотносится к словесному выражению (elocutio). Словесное выражение речи составляло главную заботу оратора. Кроме того, эта часть красноречия пользовалась наибольшей популярностью, тк представляла интерес не только для профессиональных ораторов, но и для историков, философов и других авторов письменной прозы. Теория словесного выражения делилась на три раздела: учение об отборе слов, учение о сочетаниислов и учение о фигурах. Речь оратора должна отличаться от обыденной речи. При отборе слов учитываются след. критерии: употребительность (слово понятно аудитории как речь ее дискурса) логика («разумность» речи) авторитет(необычное слово как особые признак речи авторитн. человека) старина (устаревшие слова вносят величавость и почтенность). При отборе слов речь шла, главным образом, о мере пользования словами малоупотребительными и редкими. Обычно выделялись три категории таких слов – слова устарелые, слова новообразованные и слова с переносным значением. Все они считались законным достоянием оратора, при условии разумного и уместного их применения. Использование слов диалектных или просторечных подвергалось гораздо более строгим ограничениям. При сочетании слов обычно рассматривались 1) благозвучное расположение слов, 2) соразмерное построение фраз, 3) ритмическое завершение фраз. Соединение слов разбиралось с двух точек зрения – смысловой (естественная последовательность и привычный порядок речи) и звуковой (отсутствия иных смыслов и неблагозвучия на стыках слов). Построение фраз сводилось к комбинациям комбинациям трех типов: короткой фразы – отрезка, средней фразы – члена, длинной фразы – периода. Выделяют несколько типов речей: 1) распущенная речь, где части перемешаны без разбора, связь ассоциативная. 2) нанизанная речь, где события излагаются так, как происходили 3) связанная речь представляет собой ораторскую речь с периодами.     Закругление фраз означает, что речь оратора должна обладать ритмом, но не должна быть похожа на стихотворение. Т.е ритм должен чувствоваться, но не достигать стихотворной правильности.

Риторика и политика ???

10. факторы саморазрушения риторики?Три аспекта существования риторической традиции. 2,5 тысячи лет существования риторики как искусства и само ее возникновение говорит о ее необходимости.
1. как неосознаваемое стремление, установка на взаимопонимание в диалогической практике, требующая выполнения определенных условий в пользовании речью (стихийная, «естественная» риторика); 2. как осознание этих условий и фиксация в диалог. практике норм для разработки правильной речи; 3. как школьная дисциплина, т.к появляется возможность научить рац использованию разработанных наукой и искусством правил.
4 разрушительных фактора рит традиции:1. рит схоластика, «школьная» риторика. Схоластика - средневековая ученость, тесно связанная со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе. Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. «семь свободных искусств» делились на «тривиум» и «квадривиум». (trivium: грамматика, логика и риторика; quadrivium: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.). Установка школьной риторики сводилась к тому, чтобы говорить правильно – т.е в соответствии с правилами. Ведет к выхолащиванию и варваризации культуры, тк правила вторичны, сначала определяется правильность.    2.1 сведение рит к теории и практике убеждающей, манипулирующ. публикой речи Рит в таком контексте использовалась не чтобы сказать, а чтобы убедить. Т.о. истина не открывается для другого, а становится средством манипуляции. Философия и риторика разделяют обязанности – первая стремится к истине, вторая ищет убедительности. Слово превращается из средства рождения истины в средство борьбы и убеждения, диалог и истина вытесняются из риторики.
2.2. Перерождение рит в демагогию; Рит теряет свое значение как средство убеждения, становясь средством в поддержку того или иного лица. Рит разрушает диалог, отказываясь от взаимопонимания: слушатель их субъекта, толкующего и понимающего, становится объектом. Исчезает второй субъект речи. Риторика – средство введения в заблуждение, техника силы. 3. сведение рит к искусству красноречия;  риторика не сводится к одной функции – красноречию, это лишь одна из функций, которая не выражает суть. Красноречие как культивирование формы ценно само по себе. Поэтич. средства украшают речь, повышают точность и образность высказывания, но поэтич. язык не говорит о мир, а создает свой собственный. В определенной степени поэтич. средства изначально лживы. По Аристотелю украшение речи бесполезно, тк не несет знания, но все же необходимо из-за испорченности слушателя. 4. подход к рит как к теории общих мест, формирование в рит «рит рационализма». Творчество сводится к системе элементарных действий, тонких упражнений, а не реальному процессу мышления. Такой комбинаторный процесс творчества исключает содержательность, суть сказываемого. Автор исчезает как субъект, стоящий за мыслит. деятельностью, хотя личность автора должна раскрываться в тексте. Общие места – как элементы, которыми надо умело распорядиться, чтобы они свидетельствовали об авторской воле.   Важно понимать, что в процессе возрождения риторика выходит за пределы частичных функций. Ни к одной из них сущность рит не сводится.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!