Темавойны 1812г. Бородинскоесражениекаккульминационныйцентрромана



Nbsp;

Системаобразоввромане «Войнаимир» Л. Н. Толстого

Системаобразов. Спецификасистемыобразовромана «Войнаимир» определяетсяпреждевсегоединымцентром («мысльнарод­ная»), поотношениюккоторомухарактеризуютсявсегероиромана. Вгруппуперсонажей, которыевходятвобщенародный «мир» (вна­цию) иливпроцессежизненныхисканийнаходитпутьсоединениясним, входят «любимые» авторомгерои — АндрейБолконский, ПьерБезухов, НаташаРостова, княжнаМарья. Ониотносятсяктипуроманныхгероев, вотличиеотэпических, ккоторымсредиперсонажей «мира» принадлежитКутузов. Эпическиеобразыобла­даюттакимикачествами, какстатичность, монументальность, по­сколькувоплощаютнеизменныекачества.

ТаквобразеКутузовапредставленылучшиекачестварусскогона­циональногохарактера. Этикачестваможнообнаружитьивроман­ныхгероях, ноониобладаютизменчивостью, постояннонаходятсявпроцессепоисковистиныисвоегоместавжизниипройдячерезпутьошибокизаблуждений, приходяткрешениюсвоихпроблемчерезединениесовсейнацией — «миром». Такихгероевещеназывают «ге­роямипути», ониинтересныиважныдляавтора, посколькувопло­щаютидеюнеобходимостидуховногоразвития, поискапутисамосо­вершенствованиядлякаждогочеловека. Впротивоположностьимсредироманныхперсонажейвыделяются «героивнепути», остано­вившиесявсвоемвнутреннемразвитииивоплощающиеавторскуюмысль: «спокойствие — душевнаяподлость» (АнатольиЭленКураги­ны, АннаПавловнаШерер, Вера, Берг, Жюлиидругие). Всеонивхо­дятвгруппуперсонажей, которыенаходятсявненации, отделеныотобщенационального «мира» ивызываюткрайнеенеприятиеавтора.

Приэтомкритериемопределенияместаперсонажавсистемеоб­разовпоотношениюк «мыслинародной» являетсяегоповедениевовремяОтечественнойвойны 1812 года. Вотпочемусреди «героевпути» оказываетсяитакойперсонаж, какБорисДрубецкой, кото­рыйпроходитсвойпутьисканий, но, озабоченныйэгоистическимиинтересами, онменяетсянеклучшему, адуховнодеградирует. Ес­ливначалеоновеянпоэзиейчисторусскойсемьиРостовых, тоза­темвсвоемстремлениисделатьвочтобытонисталокарьеруивы­годноженитьсяонсближаетсяссемьейКурагиных — входитвкругЭлен, апотом, отказавшисьотлюбвикНаташе, радиденегиполо­жениявобществеженитсянаЖюли. ОкончательнаяоценкаэтогоперсонажадаетсявовремяБородинскогосражения, когдаДрубец­койвмоментнаивысшегоединениявсейнацииозабоченлишьсвоимиэгоистическимикорыстнымиинтересами, рассчитывая, ка­койисходсраженияемувыгоднеесточкизрениякарьеры.

Сдругойстороны, среди «героеввнепути» оказываетсяНиколайРостов, кровносвязанныйссамойлюбимойавторомсемьей, вопло­тившейвсебелучшиечертынациональногохарактера. Безуслов­но, этоотноситсяикНиколаюРостову, ноэтотобразинтересенпи­сателюсдругойточкизрения. Вотличиеотисключительных, неординарныхнатур, подобныхкнязюАндреюиПьеру, НиколайРостов — типичныйсреднийчеловек. Внемвоплотилосьто, чтоприсущебольшейчастидворянскоймолодежи. Толстойубедитель­нопоказывает, чтоглавнаяопасность, таящаясявтакомхарактере, этоотсутствиесамостоятельности, независимостимненийипоступ­ков. НедаромНиколайтаккомфортночувствуетсебявусловияхармейскойжизни, неслучайноунеговсегдаестькумиры, которымонвовсемподражает: сначалаДенисов, потомДолохов. Человек, подобныйНиколаюРостову, можетпроявитьпрекрасныечертысвоейнатуры — доброту, честность, храбрость, истинныйпатрио­тизм, искреннююлюбовькблизким, номожет, какэтоследуетизразговорамеждуНиколаемиПьеромвэпилоге, оказатьсяпослуш­нойигрушкойврукахтех, комуонподчиняется.

Вхудожественномполотне «Войныимира» протягиваютсянити «сцеплений» междуразнымигруппамиперсонажей. Единениевсехслоевобществапередлицомопасности, грозящейотечеству, всейнации, показаночерезобразныепараллели, связывающиепред­ставителейразличныхгруппдворянстваинарода: ПьерБезухов — ПлатонКаратаев, княжнаМарья — «божьилюди», старыйкнязьБолконский — Тихон, НиколайРостов — Лаврушка, Кутузов — Малашаидругие. Нояснеевсего «сцепления» проявляютсявсвое­образныхобразныхпараллелях, Соотносимыхспротивопоставле­ниемдвухосновныхконтрастныхчеловеческихтипов. Удачноена­званиепридумалдлянихкритикН.Н. Страхов — «хищный» и «смирный» типылюдей. Внаиболееполном, законченном, «мону­ментальном» видеэтопротивопоставлениепредставленовобразахэпическихгероевпроизведения — КутузовеиНаполеоне. ОтрицаякультНаполеона, изображаяегокак «хищныйтип», Толстойсозна­тельноснижаетегообразипротивопоставляетобразуКутузова — истиннонародноговождя, воплощающегодухнации, простотуиес­тественностьнарода, егогуманистическуюоснову («смирныйтип»). Нонетольковмонументально-эпическихобразахНаполеонаиКу­тузова, ноивотдельныхчеловеческихсудьбахдругих — романных - героевкакбыпреломляютсяпредставленияо «хищном» и «смирном» типе, чтосоздаетединствообразнойсистемы — роман­нойиреализующейжанровыепризнакиэпопеи. Приэтомгероиварьируются, дублируядругдругаикакбыперетекаядругвдруга. Так, например, уменьшеннымвариантомНаполеонав «романной» частиоказываетсяДолохов, человек, которыйивмирноевремясу­мелпривнестивойну, агрессию. ЧертыНаполеонаможнонайтиивдругихперсонажах, таких, какАнатольКурагин, БергидажеЭлен. Сдругойстороны, ПетяРостов, подобноКутузову, навойнеумудряетсясохранитьдомашниймирныйуклад (например, всце­не, когдаонпредлагаетпартизанамизюм). Подобныепараллелиможнопродолжить. Можносказать, чтокобразамНаполеонаиКу­тузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеютпрактическивсеперсонажи «Войныимира», разделенныетемсамымналюдей «войны» илюдей «мира». Такоказывается, что «Войнаимир» — этоизображениедвухуниверсальныхсостоянийчеловеческогобытия, жизниобщества. Наполеон, помыслиТолстого, воплощаетвсебесущностьсовременнойцивилизации, выражающуюсявкультеличнойинициативыисильнойличности. Именноэтоткультивно­ситвсовременнуюжизньразобщенностьивсеобщуювраждебность. ЕмупротивостоитуТолстогоначало, воплощенноевобразеКутузо­ва, человека, отрешившегосяотвсеголичного, непреследующегоникакойличнойцелиивсилуэтогоумеющегоугадыватьисториче­скуюнеобходимостьисвоейдеятельностьюспособствующегоходуистории, втовремякакНаполеонутолькокажется, чтоэтоонуправляетисторическимпроцессом. КутузовуТолстогоолицетво­ряетначалонародное, народжепредставляетсобойдуховнуюце­лостность, опоэтизированнуюавтором «Войныимира». Этацелост­ностьвозникаеттольконаосновекультурныхтрадицийипреданий. Утратаихпревращаетнародвзлобнуюиагрессивнуютолпу, единствокоторойдержитсяненаобщемначале, ананачалеиндивидуалистическом. Такуютолпупредставляетсобойнаполео­новскаяармия, идущаянаРоссию, атакжелюди, растерзавшиеВерещагина, которогоРастопчинобрекаетнасмерть.

Но, безусловно, проявление «хищного» типавбольшеймереот­носитсяктемгероям, которыестоятвненации. Онивоплощаютвненациональнуюсреду, вносящуювобщенародный «мир» атмо­сферувраждыиненависти, лжиифальши. Сэтогоиначинаетсяроман. СалонАнныПавловныШерерпохожнапрядильнуюмас­терскуюсееупорядоченным, механическимразинавсегдазаве­деннымритмом. Здесьвсеподчиненологикеблагопристойностииприличий, нонетместаестественномучеловеческомучувству. ВотпочемуЭлен, принадлежащаякэтомуобществу, несмотрянаеевнешнююкрасоту, признаетсяавторомэталономложнойкрасоты.

ВедьвнутренняясущностьЭленбезобразна: онаэгоистична, коры­стна, безнравственнаижестока, тоестьцеликомотвечаеттомути­пу, которыйопределенкак «хищный».

ЧужероднымиссамогоначалавыглядятвэтойсределюбимыегероиТолстого — князьАндрейиПьер. Обанемогутвписатьсявэтотвнешнеупорядоченныймир, гдевсеисполняютсвоироли. Пьерслишкоместествен, апотомунепредсказуем, асвободныйинезависимыйАндрейБолконский, презирающийэтотмир, никомунепозволитсделатьсебяигрушкойврукахдругихлюдей. Но, какэтонепарадоксально, основноекачествоэтогомира, котороесвязы­ваетсявроманесобразомНаполеонаиможетбытьназвано «напо­леонизм», присущепоначалуиПьеруикнязюАндрею. Какидлямногихдругихсовременниковэтихгероев, отраженныхвлитерату­ре, напримервобразеОнегина, Наполеон — ихкумир. Ноихжиз­ненныйпутьиной, чемугероев, связанныхссалоннойжизньювысшейаристократиииблизкихимподуху. ЕслипутьБорисаДрубецкого — этоприобщениекмиру «наполеонизма», топутьлю­бимыхгероевТолстого — избавлениеотнего. Такимобразом, рас­сматриваяисториюлюбимыхгероев, показываяих «диалектикудуши», Толстойведетречьонеобходимостиипутяхборьбыс «напо­леонизмом» вдушахлюдей, опутиизбавленияотэгоистическихустремленийисоединениясинтересамивсегонарода, всейнации. Аэто, безусловно, проблема, выходящаядалекозапределыизо­бражаемойэпохиипрямосвязаннаясживотрепещущимивопроса­митоговремени, когдасоздавалсяроман.

ВисканияхАндреяБолконскогоиПьераБезухова, несмотряназначительнуюразницувиххарактерах, многообщего, хотяихпутиисканийимеютирядсущественныхотличий. ПереворотвдушекнязяАндреявпервыепроисходитнаполеАустерлица, гдеонищетславы, подобнойнаполеоновской, икакбудтосовершаетнастоящийподвиг. НоТолстойразвенчиваетего, показываяложностьидеаловкнязяАн­дреявсравнениис «высокимбесконечнымнебом», тоестьстем, чтонеизмеримовышелюбыхэгоистическихустремленийчеловека. «Вы­сокоенебо» высвечиваетиистиннуюсущностьбывшегокумиракнязяАндрея — Наполеона. Нопопытказамкнутьсебявограниченномсе­мейноммирепослевозвращенияизплена, рождениясынаисмертижены, неможетудовлетворитьвысокиежизненныезапросыАндреяБолконского. Пьер, одушевленныйвтовремямасонскимиидеями, выводиткнязяАндреяизсостоянияапатииивозвращаетегокмыслионеобходимостивестиактивнуюжизнь, направленнуюнаблагодру­гихлюдей. Ивновьэтотдушевныйпереворотсоотноситсясприрод­нымявлением — старымдубом, которыйкнязьАндрейвидитпопутивимениеРостовыхОтрадноеикоторыйоказываетсяспособнымот­кликнутьсянаобщеевесеннеевозрождение, позеленетьипомолодеть. «Нет, жизньнеконченавтридцатьодингод», — решаетдлясебяАн­дрейБолконскийисэнтузиазмомпринимаетсязаработувкомиссииСперанского, подготавливающейпроект, связанныйспроведениемвРоссиилиберальныхреформ. Ноэтотидеалтожеоказываетсялож­ным, ивновьоткрытьегонесостоятельностьпомогаеткнязюАндреюстолкновениес «живойжизнью» — теперьвоплощеннойвюнойНа­ташеРостовой. ЛюбовькНаташеосвежаетиочищаетдушукнязя, проясняетпризрачностьифальшьСперанскогоиегореформ. ЧерезНаташуАндрейБолконскийприближаетсякжизниземной, икажет­ся, онпочтидостигаетсчастья, представляющегосяемутеперьвсе­мейнойжизни. НодляэтогокнязьАндрейнесоздан, болеетого: оноказываетсянеспособенпонятьсвоюизбранницуисоглашаетсянаневыполнимоедлянееусловие. Своейотсрочкойсвадьбынагод, не­умениемловитьживуюжизньвеепрекрасныхмгновенияхон, посу­ти, провоцируеткатастрофу, априсущаявсемБолконскимгордостьнепозволяетемупроститьНаташеошибку. Лишьвогненароднойвой­ны, найдясвоеместонаполяхеесражений, средипростыхрусскихсолдатиофицеров, князьАндрейвкорнеменяетсвоипредставленияи, наконец, оказываетсяспособнымпонятьзаконностьсуществования «других, совершенночуждыхему» человеческихинтересов. Послера­ненияоннетолькооказываетсяспособенпонятьипроститьНаташу, нодажекраненомуАнатолюКурагинуиспытываетчувствоглубокогосострадания. Кажется, чтотеперьпереднимиНаташейвновьоткры­тадорогаксчастью, нопутьАндреяБолконскогообрываетсмерть. ВумирающемкнязеАндреенебоиземля, смертьижизньборютсядругсдругом, этаборьбапроявляетсявдвухформахлюбви: земной — кНаташе, и — ковсемлюдям; первая — теплая, живая, авторая — внеземнаяинесколькохолодноватая. ИменноэтаидеальнаялюбовьиотделяетАндреяокончательноотземлиирастворяетвтомвысокомнебе, ккоторомуонвсюжизньстремился.

ПутьисканийПьераимеетинойрезультат: онобретаетистинувединенииснародомивэтомнаходитвыходидлясебя. КакиАндрейБолконский, Пьерпроходитчерезцелыйрядзаблуждений, преждечемемуоткрываетсяэтаистина. НесчастливаясемейнаяжизньсЭленприводитегоккризисномусостоянию: он, человекпонатуредо­брый, способныйкпониманиюдругихисостраданию, чутьнеоказы­ваетсяубийцейнадуэлисДолоховым. Этотповоротныймоментза­ставляетегонетолькорасстатьсясЭлен, воплощениемзлаифальшиокружающейегожизни, ноипопытатьсянайтидлясебядостойныйжизненныйориентир, которымнаопределенноевремястановитсядлянегомасонство. Пьерискреннесчитает, чтомасоныозабоченытем, чтобыпомогатьстраждущим, ноубедившисьвнесоответствииихлозунговреальнымделам, онразочаровываетсявмасонстве. КакикнязьАндрей, напорогевойныПьерчувствуетсебяабсолютнопоте­рянным, онблизоккполномуотчаянию. ВотпочемуонтакторопитсяоказатьсявгущесобытийиспешитнаБородинскоеполе, гдедолжнапроизойтирешающаябитва. Человекневоенный, оннесразупони­маетвоеннуюзначимостьпредстоящегосражения — этообъясняетемукнязьАндрей, скоторымПьерслучайновстречаетсяпередБо­родинскойбитвой. НозатоПьерчувствует, какединыйпатриотиче­скийпорывохватываетвсех — отпростыхсолдат, ополченцев, довысшихофицеров, втомчислеиАндреяБолконского, иотдаетсяэтомуединениюцеликом. ОноказываетсянабатарееРаевскогосво­имсредипростыхсолдат, апослесраженияуженехочетрасставать­сясними, естссолдатамиизодногокотла. Довершаютдуховноепе­рерождениеПьерапленивстречасПлатономКаратаевым, вкоторомегопокоряетлюбовькмирубезмалейшейпримесиэгоисти­ческогочувства. ОбщениесКаратаевымдаетПьеруболееглубокое, народное, пониманиесмыслажизни, основаннойналюбвиклюдямиБогу. Пьеруоткрываетсятайнанароднойрелигиозности, основан­нойненаотреченииотмира, анадеятельнойлюбвикнему. Повест­вованиевроманестроитсятак, чтоописаниепоследнихднейжизниисмертикнязяАндреяперекликаетсясдуховнымпереломомвПье­ре, длякоторогожизненнаяфилософияПлатонаКаратаеванадолгостановитсяосновойсобственногомировоззрения. ВПьере, вотличиеоткнязяАндрея, побеждаетлюбовькжизни, котораяиреализуетсявеголюбвиисчастьесНаташейРостовой.

Наташа — особаягероиняромана, его «живаяжизнь», пословамавтора. Вотпочемуейненадо, каккнязюАндреюиПьеру, заду­мыватьсяосмыслежизни, постигатьегоумом — онаживетим, знаетегосвоимсердцем, душой. НеслучайноПьерговоритоней: «Онанеудостаиваетбытьумной», — потомучтоНаташавышеисложнеепонятийумаиглупости. Миронапознаетцелостно, какчеловекискусства. Неслучайнописательнаделяетееудивитель­нымпевческимталантом. Ноглавноевней — талантжизни, чув­ства, интуиции. Онапростаиестественнавсегда, вкаждыймоментсвоегосуществования. Новместестемейоткрываютсятайнычело­веческойдуши. «Живаяжизнь», Наташа «заражает» людейсвоимоптимизмом, неистощимойэнергией, открываетимновыйвзгляднамир. ТакпроисходитсАндреемБолконскимиПьером. Свет, ис­точаемыйНаташей, оказываетсяспособендажеспастиотсмерти — такбылосеематерью, убитойизвестиемосмертиПети, новоскре­шеннойдеятельнойлюбовьюНаташи. ЭтажепотребностьнестилюбовьижизньпроявляетсявНаташеитогда, когдаоначувствуетсвоюсопричастность «общейжизни». Именноэточувство, выра­женноевсловахмолитвы «Миромгосподупомолимся!», помогаетНаташепреодолетьтоттяжкийкризис, вкоторомонаоказываетсяпередначаломвойныврезультатеисториисАнатолем.

Кажетсяневозможным, чтобыэтотбезнравственный, эгоистич­ней, недостойныйчеловекоказалсяблизокНаташе. НоТолстойнеразотмечал, чтоименноздесьнаходитсяважнейшийпсихологиче­скийузелромана. Инетолькопотому, чтогероиняполучаетздесьнелегкий, новажныйжизненныйурок. Главное, чтовэтомэпизодевырваласьнаружусиласамойжизни — непредсказуемой, ирра­циональной. ИменноэтастихийнаясиласближаетНаташуиАна­толя. Ведьемутакжеприсущаполнаяраскованность, неограни­ченнаяникакимиусловнымирамками. НоеслидляАнатолябезграничнаясвобода — этосвободаиотнравственныхнорм, тодляНаташинравственность — естественнаясторонаеенатуры, апотомуееглубочайшеераскаяниевслучившемсянеизбежно. ТаквэтомэпизодероманаТолстойпроводиточеньважнуюдлянегомысль. Онпоказывает, чтопагубеннетолькоизбытокинтеллекта, приглушающийвчеловекенепосредственноечувствожизни, каквкнязеАндрее, ноистихийнаяжизненнаясила, неконтролируемаяразумом. ВсоюзеНаташииПьераТолстойпытаетсянайтигармо­ничноесочетаниеэтихкачеств. Ипоказательно, чтоПьер, нашед­шийистинувглубинахнародногосознания, соединяетсвоюжизньсНаташей, воплощающейстихиюнароднойжизни. Онанаполняетсущностьгероинитакестественно, чтодаженевозникаетвопросаотом, принадлежитлиэта «графинечка» нации, народу, илинет. Свидетельствотому — сценаохотыипляскивдеревенскомдомеродственникаРостовых: «Где, как, когдавсосалавсебяизтогорус­скоговоздуха, которымонадышала, — этаграфинечка, воспитан­наяэмигранткой-француженкой, — этотдух, откудавзялаонаэтиприемы? … Нодухиприемыэтибылитесамые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которыхиждалотнеедядюшка. Онаумелапонятьвсето, чтобылоивАнисье, ивотцеАнисьи, ивтетке, ивматери, ивовсякомрусскомчеловеке». Итакоежепониманиеглу­бинныхосновжизниНаташасохраняет, ставзамужнейдамой, ма­терьюсемейства, женойПьера.

 

Вэпилоге, гдепредставленысемейныесоюзы, соединившиелю­бимыхгероевТолстого, мывидим, какснимаютсяпротивоположно­стимедусупругами, вобщениимеждунимивзаимнодополняютсяличностикаждогоизних. ТаковысемьиМарииБолконскойиНи­колаяРостова, ПьераиНаташи. МногимсовременникамТолстогоНаташавэпилогепоказаласьопустившейся, утратившейсвоеоча­рование, связьсживойжизнью. Ноэтонетак: писательпростоде­монстрируетдействиевыведенногоимнепреложного «законатеку­чести». Наташа — идеальноевоплощениеженственности — взреломвозрастеостаетсявернойсамасебе. Всеприродныебогатст­ваеенатуры, всяполнотаеежизнелюбивогосуществанеисчезают, акакбы «перетекают» вдругуюформу — вматеринствоисемью. КакженаиматьНаташапо-прежнемупрекрасна.

ТаковозавершениепоисковгероевТолстого: ониприходяткис­коннымистинамиценностям — этолюбовь, семья, дружба. Познатьихимпомоглоединениеснародом, вкоторомэтиестественныеосно­выжизниостаютсявсегда. Ножизньтечет, появляетсяновоепоко­ление — детитолстовскихгероев — которомувновьпредстоитре­шатьтежепроблемы. Кним, своимсовременникамипоследующимпоколениям, иобращаетсяТолстой, призываявновыхусловияхот­крыватьдлясебяпутипоисковистиныидобра. ПословамДостоев­ского, «Войнаимир» — это «великолепнаяисторическаякартина, котораяперейдетвпотомствоибезкоторойнеобойдетсяпотомство».

Темавойны 1812г. Бородинскоесражениекаккульминационныйцентрромана

ОписаниеБородинскойбитвы занимаетдвадцатьглавтретьеготома «Войныимира». Это – центрромана, егокульминация, решающиймоментвжизнивсейстраныимногихгероевпроизведения. Здесьперекрещиваютсяпутиглавныхдействующихлиц: ПьервстречаетДолохова, князьАндрей – Анатоля, здеськаждыйхарактерраскрываетсяпо-новому, издесьвпервыепроявляетсебягромаднаясила, выигравшаявойну, – народ, мужикивбелыхрубахах.

КартинаБородинскогосражениявроманеданачерезвосприятиештатскогочеловека, ПьераБезухова, самого, казалосьбы, непригодногодляэтойцелигероя, ничегонепонимающеговвоенномделе, носердцемидушойпатриотавоспринимающеговсепроисходящее. Чувства, овладевшиеПьеромвпервыеднивойны, станутначаломегонравственногоперерождения, ноПьерещенезнаетобэтом. «Чемхужебылоположениевсякихдел, ивособенностиегодел, темПьерубылоприятнее…» Онвпервыеощутилсебянеодиноким, никомуненужнымобладателемогромногобогатства, ачастьюединогомножествалюдей. РешивехатьизМосквыкместусражения, Пьериспытал «приятноечувствосознаниятого, чтовсето, чтосоставляетсчастьелюдей, удобствожизни, богатство, дажесамаяжизнь, естьвздор, которыйприятнооткинутьвсравнениисчем-то…»

Эточувствоестественнорождаетсяучестногочеловека, когданаднимнависаетобщаябедаегонарода. Пьернезнает, чтотакоежечувствоиспытаютНаташа, князьАндрейвгорящемСмоленскеивЛысыхГорах, атакжемногиетысячилюдей. НеоднотольколюбопытствопобудилоПьераотправитьсянаБородино, онстремилсябытьсрединарода, там, гдерешаетсясудьбаРоссии.

Утром 25 августаПьервыехализМожайскаиприближалсякрасположениюрусскихвойск. Попутиемувстречалисьмногочисленныетелегисранеными, иодинстарыйсолдатспросил: «Чтож, землячок, тутположатнас, чтоль? АлидоМосквы?» Вэтомвопросенетолькобезнадежность, внемощущаетсятосамоечувство, владеющееПьером. Иещеодинсолдат, встретившийсяПьеру, сказалсгрустнойулыбкой: «Нынченеточтосолдат, аимужичковвидал! Мужичковитехгонят... Нынченеразбирают... Всемнародомнавалитьсяхотят, однослово – Москва. Одинконецсделатьхотят». ЕслибыТолстойпоказалденьнаканунеБородинскойбитвыглазамикнязяАндреяилиНиколаяРостова, мынемоглибыувидетьэтихраненых, услышатьихголоса. НикнязьАндрей, ниНиколайнезаметилибыэтоговсего, потомучтоони – профессиональныевоенные, привыкшиекужасамвойны. НодляПьеравсеэтонеобычно, какнеискушенныйзрительонзамечаетвсемельчайшиеподробности. Иглядявместесним, читательначинаетпониматьиего, итех, скемонвстречалсяподМожайском: «удобстважизни, богатство, дажесамаяжизнь, естьвздор, которыйприятнооткинутьвсравнениисчем-то...»

Ивместестемвсеэтилюди, каждыйизкоторыхзавтраможетбытьубитилиискалечен, – всеонисегодняживут, незадумываясьотом, чтоихждетзавтра, судивлениемсмотрятнабелуюшляпуизеленыйфракПьера, смеютсяиподмигиваютраненым. Названиеполяидеревнирядомснимещеневошловисторию: офицер, ккоторомуобратилсяПьер, ещепутаетего: «Бурдиноиликак?» НоналицахвсехвстреченныхПьеромлюдейзаметно «выражениесознанияторжественностинаступающейминуты», исознаниеэтотаксерьезно, чтововремямолебнадажеприсутствиеКутузовасосвитойнепривлекловнимание: «ополченцыисолдаты, неглядянанего, продолжалимолиться».

«Вдлинномсюртукенаогромномтолщинетеле, ссутуловатойспиной, соткрытойбелойголовойисвытекшим, белымглазомнаоплывшемлице», – такимвидиммыКутузовапередБородинскимсражением. Опустившисьнаколенипередиконой, онпотом «долгопыталсяинемогвстатьоттяжестиислабости». Этоподчеркнутаяавторомстарческаятяжестьислабость, физическаянемощность, усиливаетвпечатлениедуховноймощи, исходящейотнего. Онпреклоняетколенипередиконой, какивселюди, каксолдаты, которыхонпошлетзавтравбой. Итакже, какони, ончувствует, торжественностьнастоящейминуты.

НоТолстойнапоминает, чтоестьидругиелюди, думающиеобином: «Зазавтрашнийденьдолжны... бытьрозданыбольшиенаградыивыдвинутывпередновыелюди». Первыйсредиэтих «ловцовнаградивыдвижений» – БорисДрубецкой, вдлинномсюртукеисплетьючерезплечо, какуКутузова. Слегкой, свободнойулыбкойонсначала, доверительнопонизивголос, ругаетПьерулевыйфлангиосуждаетКутузова, азатем, заметивприближающегосяМихаилаИлларионовича, хвалитиеголевыйфланг, исамогоглавнокомандующего. Благодаряталантувсемнравитьсяон «сумелудержатьсяприглавнойквартире», когдаКутузоввыгналмногихемуподобных. Вотивэтотмоментонсумелнайтислова, которыемогутбытьприятныКутузову, иговоритихПьеру, рассчитывая, чтоглавнокомандующийихуслышит: «Ополченцы – тепрямонаделичистые, белыерубахи, чтобыприготовитьсяксмерти. Какоегеройство, граф!» Борисрассчиталправильно: Кутузовуслышалэтислова, запомнилих – ивместеснимиДрубецкого.

НеслучайнаивстречаПьерасДолоховым. Невозможноповерить, чтоДолохов, кутилаибретер, можетизвинитьсяпередкембытонибыло, ноонделаетэто: «Оченьрадвстретитьвасздесь, граф, – сказалонемугромкоинестесняясьприсутствияпосторонних, сособеннойрешительностьюиторжественностью. – Наканунедня, вкоторыйбогзнаеткомуизнассужденоостатьсявживых, ярадслучаюсказатьвам, чтояжалеюотехнедоразумениях, которыебылимеждунами, ижелалбы, чтобывынеимелипротивменяничего. Прошуваспроститьменя».

Пьерисамнемогобъяснить, зачемонпоехалнаБородинскоеполе. Онзналтолько, чтовМосквеоставатьсяневозможно. Онхотелсвоимиглазамивидетьтонепонятноеемуивеличественное, чтодолжнобылопроизойтивегосудьбеисудьбеРоссии, атакжеувидетькнязяАндрея, которыйсмогобъяснитьемувсепроисходящее. ТолькоемумогповеритьПьер, толькоотнегождалвэтотрешающиймоментсвоейжизниважныхслов. Ионивстретились. КнязьАндрейведетсебяпоотношениюкПьерухолодно, почтивраждебно. Безуховоднимсвоимвидомнапоминаетемуопрежнейжизни, аглавное – оНаташе, акнязьАндрейхочетпоскореезабытьоней. Но, разговорившись, князьАндрейсовершилто, чегождалотнегоПьер, – сознаниемделаобъяснилположениеделвармии. Какивсесолдатыибольшинствоофицеров, онсчитаетвеличайшимблагомотстранениеотделБарклаяиназначениенапостглавнокомандующегоКутузова: «ПокаРоссиябылаздорова, еймогслужитьчужой, ибылпрекрасныйминистр, нокактолькоонавопасности, нуженсвой, роднойчеловек».

КутузовдлякнязяАндрея, какидлявсехсолдат, – человек, которыйпонимает, чтоуспехвойнызависитот «тогочувства, котороеестьвомне, внем, – онуказалнаТимохина, – вкаждомсолдате». ЭтотразговорбылваженнетолькодляПьера, ноидлякнязяАндрея. Высказываясвоимысли, онсамяснопоняливполноймереосознал, какемубыложалкосвоюжизньисвоейдружбысПьером. НокнязьАндрей – сынсвоегоотца, иегочувстваникакнепроявятся. ОнпочтинасильновыставилПьераотсебя, но, прощаясь, «быстроподошелкПьеру, обнялегоипоцеловал...»

26 августа – деньБородинскогосражения – глазамиПьерамывидимкрасивоезрелище: пробивающеесясквозьтуманяркоесолнце, вспышкивыстрелов, «молнииутреннегосвета» наштыкахвойск... Пьеру, какребенку, захотелосьбытьтам, гдебылиэтидымы, этиблестящиештыкиипушки, этодвижение, этизвуки». Ондолгоещеничегонепонимал: приехавнабатареюРаевского, «никакнедумал, чтоэто... былосамоеважноеместовсражении», незамечалраненыхиубитых. ВпредставленииПьеравойнадолжнабытьторжественнымсобытием, адляТолстогоэто – тяжелаяикроваваяработа. ВместесПьеромчитательубеждаетсявправотеписателя, сужасомнаблюдаязаходомсражения.

Каждыйвсражениизанималсвоюнишу, выполнялчестноилинеоченьсвойдолг. Кутузовэтопрекраснопонимает, почтиневмешиваетсявходсражения, доверяярусскимлюдям, длякоторыхэтосражение – нетщеславнаяигра, арешающаявехавихжизниисмерти. Пьерволейсудьбыоказалсяна «батарееРаевского», гдепроисходилирешающиесобытия, какпотомнапишутисторики. НоБезуховуибезних «казалось, чтоэтоместо (именнопотому, чтооннаходилсянанем) былоодноизсамыхзначительныхместсражения». Подслеповатымглазамштатскогоневидновсегомасштабасобытий, авиднотолькото, чтопроисходитвокруг. Издесь, каквкаплеводы, отразилсявесьдраматизмбитвы, еенеимоверныйнакал, ритм, напряжениеотпроисходящего. Батареянесколькоразпереходитизрукврукисражающихся. Пьерунеудаетсяостатьсясозерцателем, онактивноучаствуетвзащитебатареи, ноделаетвсепонаитию, изчувствасамосохранения. Безуховустрашноотпроисходящего, оннаивнодумает, что «...теперьони (французы) оставятэто, теперьониужаснутсятого, чтоонисделали! Носолнце, застилаемоедымом, стоялоещевысоко, ивпереди, ивособенностиналевоуСеменовского, кипелочто-товдыму, игулвыстрелов, стрельбаиканонаданетольконеослабевали, ноусиливалисьдоотчаянности, какчеловек, который, надрываясь, кричитизпоследнихсил».

Толстойстремилсяпоказатьвойнуглазамиееучастников, современников, ноиногдасмотрелнанеесточкизренияисторика. Так, онобращалвниманиенаплохуюорганизацию, удачныеинеудачныепланы, которыерушилисьиз-заошибоквоеначальников. Показываявоенныедействиясэтойстороны, Толстойпреследовалещеоднуцель. Вначалетретьеготомаонговорит, чтовойна – «противноечеловеческомуразумуивсейчеловеческойприродесобытие». Прошлойвойневообщенебылооправданий, потомучтовелиееимператоры. Вэтойжевойнебылаправда: когдаврагприходитнатвоюземлю, тыобязанзащищаться, чтоиделаларусскаяармия. Нокакбытонибыло, войнапо-прежнемуоставаласьгрязным, кровавымделом, чтоипонялПьернабатарееРаевского.

Эпизод, когдараниликнязяАндрея, неможетоставитьчитателяравнодушным. Носамоеобидное, чтоегогибельбессмысленна. Оннебросилсявпередсознаменем, какприАустерлице, оннебылнабатарее, какподШенграбеном, – онлишьходилпополю, считаяшагииприслушиваяськшумуснарядов. Ивэтотмоментегонастигловражескоеядро. СтоявшийрядомскняземАндреемадъютантлегиемукрикнул: «Ложись!» Болконскийстоялидумалотом, чтонехочетумирать, и «вместестемпомнилотом, чтонанегосмотрят». КнязьАндрейнемогпоступитьиначе. Он, сегочувствомчести, сегоблагороднойдоблестью, немоглечь. Влюбойситуациинаходятсялюди, которыенемогутбежать, немогутмолчатьипрятатьсяотопасности. Такиелюдиобычногибнут, новпамятидругихостаютсягероями.

Князьбылсмертельноранен; истекалкровью, русскиевойскастоялиназанятыхрубежах. Наполеонбылвужасе, онещеневиделподобного: «двестиорудийнаправленынарусских, но... русскиевсетакжестоят...» Онсмелписать, чтополебитвыбыло «великолепно», ноегоустилалителатысяч, сотентысячубитыхираненых, ноэтоуженеинтересовалоНаполеона. Главное, чтонеудовлетвореноеготщеславие: оннеодержалсокрушительнойияркойпобеды. Наполеонвэтовремя «желтый, опухлый, тяжелый, смутнымиглазами, краснымносомиохриплымголосом... сиделнаскладномстуле, невольноприслушиваяськзвукампальбы... Онсболезненнойтоскойожидалконцатогодела, которогосчиталсебяпричиной, нокоторогонемогостановить».

ЗдесьТолстойвпервыепоказываетегоестественным. Наканунебитвыондолгоисудовольствиемзанималсясвоимтуалетом, затемпринялприехавшегоизПарижапридворногоиразыгралнебольшойспектакльпередпортретомсвоегосына. ДляТолстогоНаполеон – воплощениесуетности, тойсамой, которуюонненавидитвкнязеВасилиииАннеПавловне. Настоящийчеловек, помнениюписателя, недолжензаботитьсяовпечатлении, котороеонпроизводит, адолженспокойноотдаватьсяволесобытий. Такимонизображаетрусскогополководца. «Кутузовсидел, понуривседуюголовуиопустившисьтяжелымтелом, напокрытойковромлавке, натомсамомместе, накоторомутромеговиделПьер. Оннеделалникакихраспоряжений, атолькосоглашалсяилинесоглашалсянато, чтопредлагалиему». Оннесуетится, доверяялюдямпроявлятьинициативу, гдеэтонужно. Онпонимаетбессмысленностьсвоихраспоряжений: всебудеттак, какбудет, оннемешаетлюдяммелочнойопекой, аверитввысокийдухрусскойармии.

ВеликийгуманистЛ.Н. Толстойправдиво, документальноточноотразилсобытия 26 августа 1812 года, давсвоютрактовкуважнейшемуисторическомусобытию. Авторотрицаетрешающуюрольличностивистории. НеНаполеониКутузовруководилисражением, оношло, какдолжнобылоидти, каксмогли «повернуть» еготысячиучаствующихвнемсобеихсторонлюдей. Прекрасныйбаталист, Толстойсумелпоказатьтрагедиювойныдлявсехучастников, независимоотнациональности. Правдабыланасторонерусских, ноониубивалилюдей, гиблисамирадитщеславияодного «маленькогочеловечка». Говоряобэтом, Толстойкакбы «предостерегает» человечествоотвойн, отбессмысленнойвраждыиоткровопролитий.

 

ИстинныйиложныйгероизмвроманеВойнаимир

ОбистинномиложномгероизмезадумываетсякнязьАндрей, когдаидетнавойнурадиславы. ПриШенграбенеонучаствуетвбитвеивидитподвигбатареискромногоинеловкогокапитанаТушина, прорывотрядакапитанаТимохина, которыйобращалфранцузоввбегство, смельчакаДолохова, героическипленившегофранцузскогоофицера. Геройнеможетразобраться, ктоизнихнастоящийгерой, хотяответлежитнаповерхности. Кпримеру, Долоховтребовалнаградызасвойпоступок, хвасталсяимнапостроении, аТушиназаегоскромностьедванелишиликомандования, илишилибы, еслибызанегонезаступилсяБолконский. Ктожеизнихгерой? КорыстныйДолоховилинеизвестныйгеройТушин? Какрешить, ведьобаонирисковалижизньюрадиобщейцели?


ВбитвеприАустерлицеАндрейподнимаетсолдатнасмертельныйкровопролитныйбой, которогоможнобылобыизбежать. Герой, какиДолохов, польстилсянаславуинесчиталголовы, покоторымшелкней. НедаромКутузовучилегоберечьжизни, ноБолконскийэтомусоветуневнял. Этоиестьложныйгероизм, вчемкнязьубедилсянасобственномопыте.

 

Роман “Войнаимир” — величайшеепроизведениемировойлитературы. Создавалсяонс 1863 по 1869 гг. Вроманеболее 600 действующихлиц. Судьбыгероевпрослеживаютсянапротяжении 15 летвмирныхусловияхивусловияхвойны. ИхотяТолстойименномирнуюжизньсчитаетнастоящейжизньюлюдей, вцентреповествования — рассказобОтечественнойвойне. Толстойненавиделвойны, ноэтавойнасостороныРоссиибылаосвободительной, Россияотстаиваласвоюнезависимость, русскиелюдизащищалисвоеотечество. Естественно, поэтомуавторзатрагиваетвсвоемроманепроблемупатриотизма, норассматриваетеенеоднозначно. Ондоказывает, чтовдни, тяжелыедляРоссии, большинстворусскихлюдейпроявлялиподлинныйпатриотизмимужество, защищаяродину. Нобылиитакие — ихменьшинство, — ктотолькоиграливпатриотизмимужество. ЭтоненавистноеТолстомусветскоеобщество, завсегдатаисалоновШерер, Курагиной, Безуховой. Ихтакназываемыйпатриотизмвыразилсявтом, чтоонипересталиговоритьпо-французски, настолунихнеподавалисьфранцузскиеблюда, авсалонеЭлениотэтогонеотказалисьисочувствовалиНаполеону. Былилюди, подобныеБорисуТрубецкому, которыеделаликарьерувднистраданийотечества. Толстойпротивопоставляетэтойкучкелжепатриотовистинныхсыновотечества, длякоторыйвгодинуиспытанийглавнымбылародина. Народилучшаячастьдворянства, впониманииТолстого, составлялинацию. ВднивойнысвоюистиннуюлюбовькродинепроявилидворянеБолконские, Ростовыимногиедругие. Насвоисредстваснаряжалиополчение, сынБолконского, Андрей, отправилсявдействующуюармию, нежелаябытьадъютантом. ПьерБезуховостаетсявМоскве, чтобыубитьНаполеона. Ноэтогоемунеудается. НабатарееРаевскогоонпомогаетбатарейцам. ЖителиМосквыпокидаютисжигаютгород. КогдастарикБолконскийпровожаетсына, онговорит, чтоеслиАндрейповедетсебяподло, емубудетгорькоистыдно. Наташаотдаетподводыдляраненых. КняжнаБолконскаянеможетоставатьсявимении, захваченномврагами.
Толстойрассказываетонастроении, котороевладелосолдатами. НаканунеБородинскогосражениясолдатынаделичистыерубахи, потомучтошлинасвященныйсмертныйбойзаРоссию. Ониотказалисьотлишнейпорцииводки, таккакнехотелибытьодурманенными. Ониговорили: “Всеммиромнавалитьсяхотят, одинконецсделатьхотят. Писательпоказывает, каксражалисьсолдатыбатареиРаевского. Пьерапоражалабудничность, скоторойонивэтихстрашныхусловияхвыполняютсвойдолг. Толстойсчитает, чтоБородинскоесражениебылонравственнойпобедойрусскойармии. Русскиенеуступили. Стойкостьимужество, проявленныезащитникамиМосквывБородинскомсражении, питалисьименночувствомпатриотизма.
ПьербеседуетскняземАндреем. КнязьАндрейнастроенчрезвычайнозлобно: “Французы — врагитвоиимои. Онипришли, чтобыуничтожитьРоссию. Война — этомерзость, норусскиевынужденывестиэтувойну, аНаполеонпришел, какзахватчик, враганужноуничтожить, тогдауничтожитсявойна”.
Толстойпрекраснорисуетпартизанскуювойну. Восхищаетсятем, чтодесяткиКарповиВласов, вооружившисьвиламиитопорами, шлиназахватчиков. Иронизируетпоповодутого, чтоНаполеонвозмущенвойнойнепоправилам. Дубинанароднойвойныподняласьигвоздилафранцузов, поканеизгналапоследнегозахватчика. Партизанскоедвижениебылосамымяркимпроявлениемпатриотизмавсегонарода.
Кутузоввромане — выразительидеипатриотизма, онбылназначенкомандующимвопрекиволецаряицарскогодвора. АндрейобъясняетэтоПьерутак: “ПокаРоссиябылаздорова, хорошбылБарклайдеТолли... КогдаРоссиябольна, ейнуженсвойчеловек”.
Кутузовбылподлиннонароднымполководцем, онпонималсолдат, ихнужды, настроение, потомучтолюбилсвойнарод.
ВаженэпизодвФилях. Кутузовберетнасебятягчайшуюответственностьиприказываетотступить. Вэтомприказе — подлинныйпатриотизмКутузова. ОтступаяизМосквы, Кутузовсохранилармию, котораяпоканемогласравнитьсяпочисленностиснаполеоновской. ЗащищатьМосквузначилобыпотерятьармию, аэтопривелобыкпотереиМосквыиРоссии.
ПослетогокакНаполеонавытеснилизарусскиеграницы, КутузовотказываетсявоеватьзапределамиРоссии. Онсчитает, чторусскийнародвыполнилсвоюмиссию, изгнавзахватчика, инезачемболеепроливатьнароднуюкровь.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!