Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.Особенности художественного хронотопа (М.М. Бахтин).



Роль научной картины мира, стиля научного познания, философскихкатегорий и принципов, представлений здравого смысла висследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

Научные КМ (НКМ) – это знания об устройстве мира на определенном этапе исторического развития науки. Определяет характер и направления научной деятельности, исследований (Эйнштейн). Это предельная форма научного знания, средство приращения нового знания.

А) общенаучная КМ – представление о мире при суммировании всего научного знания.

Б) естественнонаучная КМ – объединяет и корректирует КМ частных наук, систематизирует естественные науки, определяет граница этапов развития естественных наук, влияет на философскую КМ и мировоззрение: 1) первая – завершилась геоцентричной системой Птолемея. 2) вторая (17 век) – механическая, Ньютон: бесконечность вселенной, материя может существовать в виде множества космических объектов – центров гравитации. Время и пространство абсолютны, это фон процессов и явлений. 3) третья (19 век). Открытие рентгеновских лучей, электронов. Эйнштейн: время каждого индивидуально, время одного может совпадать с временем другого только если они в состоянии покоя относительно друг друга – теория относительности. Формула E=mc2 связь энергии и массы. Общая теория относительности – искривленность пространства и времени. Квантовая теория.

В) специальная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология) (биологический мир). Каждая из специальных - набор неких теоречиских конструктов, образная модель изучаемой области.

2) с точки зрения историческо-культурологической принадлежности: НКМ в основном выступает как ественно-научная картина мира, поэтому выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантовореляционая картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.

Желание создать интеграционную КМ: физ, био, соц, исторические реальности.

Термин «НКМ» - научная абстракция. Мир - это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир». В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанинем лишь относительное знание о фрагменте познанного мира. В действительности картина мира — это мир, теоретически осмысленный.

В понятии НКМ есть, во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагмент мироздания). Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики. НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей.

3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно-научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, картина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной области науки. Но есть и существенные различия между теорией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки.К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие.

Важная проблема - определение места парадигмы. Парадигма дает модель постанов-ки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм - изменение НКМ.

Определение понятия НКМ предполагает осуществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ. НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития научного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки.

3 функции: 1) систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

Философия — особая форма познаниямира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. В отличие от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Не ставит задачу отвечать на вопросы о причинах конкретных явлений, но создает методологические основания исторической науки, отвечает на вопрос, как надо подходить к отысканию этих причин. Опирается на собственные мировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппарата социальных и гуманитарных наук. Раскрывая социальное содержание своих категорий, философия осуществляет на этой основе анализ конкретно-исторических процессов. Одна из проблем философии истории - проблема единства исторического процесса и определение принципов типологии обществ и периодизации истории. Традиционно обществознание формировалось под влиянием разнообразных философских систем, что делало его в значительной степени умозрительным: проецирование основных предельно широких философских категорий бытия, сознания, познания на общество и его историю с необходимостью реализовалось в далеких от обще-ственной жизни спекулятивных конструкциях. Тем не менее, именно философии принадлежит заслуга в систематизации и классификации эмпирического материала обществознания. Задача выявлять фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы. Как интегральная форма научных знаний она опирается на результаты исследований в различных дисциплинах социально-гуманитарного цикла, стремится согласовать свои представления со здравым смыслом и опытом повседневности. Синтезирует конкретно-научные представления об обществе, истории, человеке.

Обращается к собственно гуманитарным наукам - психологии, искусствознанию, семиотике, искусству. Заслуга в определении предмета социально-гуманитарного знания и разработке методологии исследования общества и человека. Главное, что объединяет философию и обществознание, — ценностное отношение к миру, поиск смысложизненных ориентиров, проблемы свободы и ответственности, нравственного выбора и самореализации человека, специфики и функций культуры. Интегративная и систематизирующая функции философии получили свое выражение в формировании и оценке общетеоретических подходов, существовавших в контексте разнообразных мировоззренческих установок в различные периоды истории культуры.

Интегральный характер науки: главное здесь, что философия как система знаний воспринимает мир в его единстве и целостности, философия как единое целое. Философия – это учение об общем, любой другой предмет будет частным к ней. Философия, вбирая в себя знания экономики и т.д., выступает как единое (интегральное) целое и может затем рассматриваться в рамках любой науки. Сопоставление истории философии и истории естествознания позволяет констатировать, что философия обладает прогностичесими возможностями по отношению к естественнонаучному поиску, заранее вырабатывая необходимые для него категориальные структуры.

Функции: 1) Мировоззренческая — создать картину мира.2) гносеологическая: окр мир в сост покоя или изменяется.3) методологическая: разраб всеобщие, обосновывает частные и общенаучные методы познания.4) интегр-я: опираясь на спец-е науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Распр-ет ее не только на науку, но и на другие области дух-ой культуры, включая все формы общественного сознания: полит-е, правовое, мор-е, эстет-е, религ-е (атеист-е).5) Аксиологическая - ориентация на определенные ценности.

Понятие здравого смысла близко понятию достоверности социально-гуманитарного знания, т.е. совокупности стихийно сложившихся представлений человека об окружающем мире и самом себе. Социокультурная обусловленность достоверности - в изменении критериев оценки знаний, образа жизни, трудовой и иной деятельности как единственно правильных, эффективных, получивших практическое подтверждение. В основании здравого смысла - практическое отношение к миру. Он формируется под влиянием опыта повседневной жизни и деятельности человека и объединяет обыденные знания, традиционные представления и моральные ценности.

В естествознании могут быть противоречия со здравым смыслом, а в социально-гуманитарном познании обращение к здравому смыслу часто выступает как показатель их достоверности. Это объясняется, интерсубъективностью здравого смысла, т. е. общностью и принципиальным сходством представлений, тем, что он выражает верную точку зрения, хотя и не проявляет понимания их глубинного смысла. Гуссерль: основа науки о «духе» и достоверности познания в «жизненном мире», обыденном опыте, который обладает достоинством непосредственно очевидного, первичного. Жизненный мир - это круг «уверенностей», которые принимаются человеком как практически апробированные и принятые на веру до их научного обоснования. Здесь приобретает особое значение повседневность, обыденный опыт, которые являются для человека критерием достоверности. Хайдеггер усматривает достоверность как изначальную бытийную характеристику человека. Достоверность знания трактуется как укорененное не только в предметном мире (которому наше знание должно соответствовать), но и в самом бытии человека-в-мире, оно фиксируется в целостном контексте его языка и культурно-исторического опыта. Человек неотторжим от мира, он - часть его, он непосредственно переживает этот мир, соразмерен тому, что ему ближайшим образом открыто.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!