Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.



Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

Познание возможно постольку, поскольку существует знание, востребованное обществом и являющееся основанием нового знания. Но наличное знание может стать основанием нового знания при условии, если оно становится достоянием всех, кто производит новое знание. А это предполагает наличие коммуникации. Коммуникация в широком смысле представляет собой смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия, а действие, сознательно ориентированное на его смысловое восприятие, является коммуникативным действием. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности участников и самого сообщения. В структуру коммуникации входят: участники коммуникации, наделенные сознанием и знанием норм некоторой знаковой системы; объект или ситуация, которую они стремятся осмыслить и понять; тексты, выражающие смысл ситуации, как она представляется одному или всем участникам.

Сами средства коммуникации имеют иерархическую структуру: сообщение, текст, специализированная культурно-семиотическая подсистема (языки науки, искусства и т.д.); локальная культурно-семиотическая подсистема (национальные языки); глобальная семиотическая система (интернациональный специализированный язык, язык межнационального общения). Коммуникация может быть рассмотрена как система и как процесс. Условием коммуникации является общий язык и общие правила его использования. Коммуникация предполагает наличие соответствующих каналов передачи информации, а также правил передачи информации (как семиотических, так и этических, и правовых). Поскольку каждое действие может быть рассмотрено как коммуникативное, постольку оно требует соответствующего понимания. Но коммуникативным является лишь такое действие, которое предполагает передачу информации. Коммуникативное действие имеет свою мотивацию, оно ориентировано на передачу определенной информации. Структура коммуникации включает двух и более участников коммуникации, владеющих нормами определенной семиотической системы (язык, его правила); ситуация, которую стремятся осмыслить и понять; тексты, выражающие смысл ситуации в языке принятой семиотической системы; мотивы и цели, делающие тексты направленными и побуждающими передавать и принимать информацию; процесс передачи информации.

 

Типология процессов коммуникации может быть построена по разным основаниям: по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и т. п.); по формам коммуникации (вербальная, невербальная) по уровням протекания коммуникации (обыденная культура, специализированная практика - напр. коммуникация в науке). Содержание коммуникации - действия по построению текста сообщения и его реконструкции со стороны приемников коммуникации. Различают публичную, массовую, межличностную, научную и т. д. коммуникацию.

В самом широком смысле коммуникация - одна из основ человеческой жизнедеятельности, не обязательно предполагающая наличие содержательного смыслового плана (времяпрепровождение и игры, по Э. Берну).

С появлением первых научных и философских представлений появляются учителя, функция которых - обучение и воспитание молодежи. Непосредственный контакт учителя и ученика, контакты философов и ученых первоначально также были непосредственными. Позднее непосредственные контакты дополняются перепиской. Создание научных журналов и книг (фолиантов) существенно расширяют возможности коммуникации внауке. Возникают и соответствующие способы хранения, тиражирования и распространения научной информации.

Трансляция знания от поколения к поколению — не единственный способ коммуникации. Не менее важна роль горизонтальных связей между учеными («коммуницирующими индивидами»). Обмен информацией, совместный поиск решения научной проблемы, вошедшая в научный обиход практика «мозговых штурмов», конференции, симпозиумы, конгрессы — таков далеко не полный перечень форм коммуникации в науке.

Научная коммуникация исторически развивалась в контексте развития и использования ее форм и средств. Сегодня научная деятельность протекает в рамках научных коллективов - научного кружка, лаборатории, школы, кафедры, института, исследовательских групп с соответствующей иерархией и разделением труда. Здесь эффективная коммуникация не просто полезна, но является неотъемлемой формой совместной деятельности крупных коллективов ученых. Она осуществляется также на периодически проводимых конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, в работе экспертных советов и т. д. Коммуникация обеспечивает социализацию молодых ученых, усвоение и передачу исследовательского опыта, применение общего научного языка, оформление научного знания в форме текстов.

Значимость коммуникации для научного познания и культуры обусловливает интерес философов и ученых к выявлению средств и механизмов, обеспечивающих ее эффективность. К данной проблеме обращались многие известные философы и ученые современности: К. О. Апель, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ю. Хабермас и др. Так, Апель в качестве всеобщего условия идеального коммуникативного сообщества определяет истину, по своей природе обладающую интерсубъективным значением. Апель считает необходимым вырабатывать определенную коммуникативную этику, которая должна выявить всеобщие принципы коммуникативного сообщества в качестве базисных норм. Будучи освоенными, нормы этики превращаются в коммуникативную компетентность. Эффективная коммуникация обусловлена тем, что ученый, живущий в реальном коммуникативном сообществе, признает рациональность аргументации и оценивает лиц - участников коммуникации как таких, которые соблюдают правила рациональной аргументации. Иными словами, Апель выражает требование доверия к участнику коммуникации и выражения истины и ее рациональной аргументации, которая соответствует этике ученого.

 

Ю. Хабермас рассматривает коммуникацию в понятиях коммуникативного действия, которое упорядочивается обязательными нормами. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие ориентировано на взаимопонимание. Соответственно существуют два типа рациональности: инструментальная и коммуникативная. Контекст коммуникативного действия составляет жизненный мир как условие взаимопонимания ученых в процессе коммуникации. Жизненный мир - это ресурс интерпретаций, допущений, предпочтений, которые воспроизводятся в виде культурной традиции. Хабермас - автор проекта теоретического синтеза, включающего теорию языка и речевой коммуникации в целостную концепцию коммуникативного действия. «Мир традиционного смысла открывается интерпретатору только в той мере, в какой ему при этом проясняется его собственный мир. Понимающий устанавливает коммуникацию между обоими мирами: он схватывает предметное содержание традиционного смысла, применяя традицию к себе и своей ситуации» (Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. № 1. С. 94). Хабермас рассматривает коммуникацию как элемент повседневной практики людей и полагает, что коммуникативная рационализация лежит в основе современного гражданского общества.

Диалог, продуктивная коммуникация возможны лишь как взаимопонимание индивидов. Ведь все мы неповторимо своеобразны, укоренены в своей самобытной культуре, имеем собственный жизненный опыт и тот арсенал знаний, который называют тезаурусом. Каждый из нас независим, автономен, несет личную ответственность за свои убеждения и поступки. В то же время нам необходимо понимать относительность наших убеждений, их небесспорность. А это, в свою очередь, означает недопустимость навязывания каких бы то ни было идей, какими хорошими они ни представлялись. Вот почему проблема толерантности так важна в обществе, где взаимодействуют индивиды, исповедующие различные взгляды, относящиеся к разным культурам, воспитаны в разных традициях. По этой же причине коммуникация в науке имеет своим неотъемлемым условием толерантность. Однако толерантность имеет разные проявления. Толерантности как безразличие уместна по отношению к мнениям, истинность которых никогда не может быть установлена бесспорно: это религиозные взгляды, метафизические (онтологические) утверждения, специфические ценности различных культур, особенные этические верования и убеждения, некоторые личностные представления и т. п. Эти мнения, утверждает В. С. Лекторский, принимаются людьми на внерациональных основаниях. Что же касается познавательных истин (и особенно истин науки), то нельзя терпимо относиться к тому, что им противоречит, и к действиям, которые их нарушают: преступлении против морали и права наказуемы. Толерантность как возможность взаимопонимания означает уважение к другому, хотя я не могу принимать его мнение и взаимодействовать с ним. Толерантность как снисхождение предполагает не вступать в дискуссию с приверженцами явно ошибочной или устарелой концепции, если они не склонны принимать лучшую концепцию. Толерантность как расширение собственного опыта означает способность и необходимость видеть в иной позиции и иной культуре не то, что враждебно моей собственной позиции, но то, что может помочь мне в решении проблем, своих и чужих. Толерантность выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на изменение своей собственной и чужой позиции, на взаимное изменение позиции, как движение навстречу друг другу.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!