Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве ивоспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.
Праксиология (от греч. prak. tik. os — деятельный) — один из разделов философии, посвященный исследованию человеческой деятельности.
Человеческая деятельность — особый способ бытия индивида и общества.
В социальной философии:
- значение деятельности — способ социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм.
- деятельность (социальное действие) — клеточка социального организма, характеризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества.
В онтологии:
- деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы.
В теории познания:
- деятельность — это практика, т.е. основа познания и важнейший критерий истинности знаний.
В философии:
- деятельность — особая форма активности, присущая человеку и имеющая содержанием целесообразное изменение внешнего мира.
В психологии:
- деятельность — такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет предпосылкой не просто знание о нем, но и представление о том, что он может получить в результате его преобразования — образ. Сама деятельность регулируется посредством осознания внешнего мира, т.е. формирования психического образа.
Деятельность всегда имеет мотив и не может быть безмотивной.
Мотив деятельности — тот предмет, на который направлена деятельность.
Строение деятельности:
|
|
А) Потребности:
1) витальные (как живого существа);
2) социальные (общественного развития, адаптации в обществе); и
3) духовные (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.).
Б) Действия и операции:
- деятельность состоит из действий, т.е. процессов, подчиненных особой цели, т.е. представлению о результате;
- цель образуется в сознании в процессе соотнесения потребности и мотива и объективных обстоятельств деятельности;
- операции — способы достижения цели; определяются условиями деятельности.
Атрибуты (свойства) деятельности характеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется. А именно:
А) Субъектность — деятельность опосредована прошлым опытом, ее потребностями и установками, мотивами и целями, эмоциональными и волевыми качествами, познавательными способностями и т.д.
Б) Предметность — направленность на внешние к человеку и преобразуемые им силы природы и общества. Но предметом может быть и сам человек.
В) Результат деятельности выражен в опредмечивании (превращается в предмет). Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий — орудийность. Орудие – связь между человеком и миром преобразуемых вещей. В созданных человеком орудиях и предметах потребления опредмечены духовные силы. Орудия несут в себе информацию о технологии деятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться вещами, созданными другими, человек должен проникнуть в их замысел, назначение, раскрыть их духовное содержание — распредмечивание, т.е. мысленное освобождение духовного содержания произведенного продукта от его материальной оболочки.
|
|
Г) Деятельность разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. Рациональность — способность разумно определять цели деятельности и свободно и сознательно управлять ими. Сознательность и целесообразность указывают на видовые отличия человеческой деятельности от активности животных. Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности. Целесообразная деятельность ориентирована на заранее запланированный результат. Но деятельность может быть и бесцельной, самоценной, бессознательной. Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (игра).
Д) Продуктивность. Деятельность продуктивна, утилитарна (практически применима), но может быть и непродуктивной и внеутилитарной (исполнение ритуалов).
|
|
Е) Материальная и духовная деятельность. Материальная — оперирование предметами, а духовная — образами этих предметов. В системе объективного идеализма признается существование некоей абсолютной и саморазвивающейся идеи вне ее материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности не существует духовной такой.
З) Знаковый аспект деятельности. Единство материальной и духовной деятельности означает, что процесс деятельности, ее результат — синтез материально-вещественного субстрата и духовного содержания, что независимо от человека, делает ее результаты системой знаков, т.е. носителей информации о духовном мире человека. Деятельность продуцирует идеальное, поскольку в предметной форме она производит предмет, а в знаковой — духовное содержание — знания, способности, нравственные установки, мастерство и отношение к своей профессии, к самому себе и другим.
Необходимая предпосылка деятельности — ориентация в своеобразном «языке», посредством которого передается информация о способах использования орудий, их назначении. Необходима и подготовка человека к их применению: выработка навыков и передача опыта и способов деятельности либо прямо, либо с помощью языка. Поэтому общение - фундаментальный вид деятельности.
|
|
Деятельность обусловлена культурой. Не случайно деятельность определяется как социальная по своей природе активность, программируемая и реализуемая механизмами культуры. Культура придает ей специфически человеческий характер.
Условия выживания и воспроизводства общества:
1. Общественное производство — совместная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Обеспечивает целостность общества. Является длящимся во времени и циклически повторяющимся процессом.
2. Духовное производство — деятельность, обеспечивающая формирование сознания, важнейшее условие человеческого общения и взаимодействия между индивидами.
В современной социальной философии и социологии знания анализируется «индустрия знаний», т.е. сфера их производства и распространения, включающая в себя:
1) научные исследования и разработки;
2) образование;
3) средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать, телефон и т.д.);
4) информационные машины, в т.ч. компьютеры и информационные сети;
5) информационные услуги (Ф.Махлун).
3. Социальные связи и социальные отношения: организационно-экономические, производственно-технологические, социально-экономические
4. Институт собственности и социальное неравенство
5. Управление. Политическая система как средство согласования связей и интересов людей
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.
Макс Вебер. Понимающая социология (основные тезисы о человеческой деятельности):
1) концентрировался на индивиде (как отдельном представителе общества) и культуре, притом что предшественники все исторические, культурные и т.д. явления рассматривали с позиции общества как единого целого (принижение роли индивида), не уделяя внимания тому, что общество состоит из индивидов, которые и являются движущей силой общества и творят эти исторические и прочие явления;
2) отсюда тяготение Вебера к принципу методологического индивидуализма — рассмотрение различных коллективных институтов (нации, политические и религиозные структуры, предприятия) исключительно как продукт действий отдельных личностей (наиболее ярко описано в Главе 1 «Экономики и общества»);
3) о соотношении объективности и субъективности:
- социальное действие можно исследовать через призму субъективных взаимоотношений между индивидами. При этом следует основываться на понимании субъективных смыслов и целей, которые сами индивиды придают своим действиям. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре»;
- роль субъективного фактора в социальных науках осложняет процесс выведения общих законов той или иной стороны общественной жизни:
«Не существует совершенно никакого «объективного» научного анализа культуры… Всё знание культурной действительности… всегда является знанием, искажённым точкой зрения»;
- объём объективного знания, которое когда-либо будет получено в сфере общественных наук, пугающе мал. С целью построения объективной системы общественно-научных знаний в целом соглашался, но считал её недостижимой.
Социальное действие — действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Признаки Социального действия:
1. осмысленный характер;
2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.
Четыре типа Социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:
1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;
2. ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;
3. традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.
4. аффективное — определяется эмоциями.
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Энтони Гидденс. Теория структурации (основные тезисы о человеческой деятельности):
- британский социолог;
- основоположник теории структурации;
- один из продолжателей идей понимающей социологии Веббера.
Теория структурации. Основные тезисы:
1) социальные действия создают структуры и их воспроизводят; структуры и действия тесно взаимосвязаны. Отсюда вывод Гидденса о «двойственности (дуальности) структуры»: структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие создает те же самые структуры — т.е., социальные практики (устоявшиеся модели социальных действий) имеют и структурный, и поведенческий компоненты. Структурная среда сдерживает поведение индивида, но одновременно делает его возможным.
Пример:
язык — это структура, состоящая из правил общения, которая кажется независимой от любого индивида. Чтобы язык сохранился, на нем должны говорить и писать в соответствии с существующими правилами. Язык изменяется: появляются новые слова, забываются старые. Это пример того, как люди своими действиями могут трансформировать и воспроизводить структуры;
2) «structuration» (структурация) — термин, введённый Гидденсом для описания взаимодействия структур и социальных действий;
3) Социальная система — образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве.
- социальные системы и институты тесно связаны с деятельностью людей — агентов (поскольку изначально занимают в обществе активную позицию);
- структура влияет на поведение человека благодаря знанию об обществе («общее знание» о том, как вести себя и как поступать с вещами), которым располагают агенты. В своем поведении агенты используют знание правил общества, зафиксированных в его структуре. Они также пользуются материальными и властными ресурсами, являющимися частями структуры общества;
- агент влияет на структуру: если сведения, подчерпнутые из «общего знания» не работают, агент переосмысливает свою деятельности, меняет модели деятельности и таким образом меняет социальную структуру;
- расширительное осмысление субъективных моментов социальных отношений: утверждает, что знание конституирует социальные отношения, а не просто воспроизводит их объективную данность; 4) использует логику герменевтической традиции в социологии:
- агенты всегда до некоторой степени осознают то, что они делают;
- общественный порядок (к которому стремятся индивиды), следовательно, является результатом некоторых запланированных социальных действий, а не результат механической эволюции; - т.о., социологи, в отличие от ученых в естественных науках, должны интерпретировать социальный мир, который уже интерпретирован акторами, населяющими его.
5) Гидденс отметил существование специфической формы социального цикла:
- социологические понятия формируются, - затем внедряются в повседневную жизнь и
- изменят образ мыслей людей.
Поскольку социальные акторы способны к рефлексии и склонны следить за текущими событиями и структурные условиями, они адаптируют свое поведение в соответствии с меняющимися представлениями социальной жизни. В результате знания социальной науки об обществе оказывают влияние на деятельность человека. Гидденс называет эту двухуровневую интерпретативую и диалектическую взаимосвязь между социальным научным знанием и человеческой деятельностью "двойной герменевтикой". 6) подчеркнул важность власти, которая является средством достижения цели и поэтому прямо фигурирует в действиях любого человека. Власть как способность людей изменять социальный и материальный мир, тесно связана со знаниями и пространством-временем. В «Новых правилах социологического метода» Гидденс писал, что: • Социология не данная априори вселенная объектов, а вселенная, создаваемая активными действиями субъектов.
• Производство и воспроизводство общества, таким образом, должно рассматриваться в качестве квалифицированного поведения со стороны его членов.
• Сфера деятельности человека ограничена. Люди создают общество, но в качестве исторически ограниченных субъектов, а не по их собственному выбору.
• Структуры должны рассматриваться не только как ограничения на человеческого поведения, но как инструменты его реализации.
• Процессы структурирования включают взаимодействие смыслов, норм и власти.
• Социолог не может рассматривать жизнь общества и в качестве независимого "явления", не используя собственные субъективные знания ней, поэтому для него она - "объект расследования". Он всегда конструирует «объект исследования».
• Погружение в социальную жизнь является необходимым и единственным способом для наблюдателя произвести такое конструирование.
• Социологические концепции, следовательно, подчиняются правилам «двойной герменевтики».
• В целом, основными задачами социологического анализа являются:
(1) герменевтическое объяснение и объединение различных форм социальной жизни в рамках описательных метаязыков социальной науки;
(2) объяснение производства и воспроизводства общества как результата социального действия.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!