Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологиисоциально-гуманитарного познания.



Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938):

- основоположник феноменологии;

- доктор математики, но позднее становится философом науки.

Глоссарий по феноменологической теории Э. Гуссерля:

- «эпохе» — (Центральная категория Ф. теории!!!) процесс «заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей», т.е. исследователь отказывается осуществлять о мире предварительные суждения, основанные на его предшествующих взглядах. Результатом осуществления эпохе является появление у исследователя возможности описывать «феномены»;

- «феноменологическая редукция» — (Центральная категория Ф. теории!!!) сопутствующий «эпохе» процесс сведения вещей (более сложных категорий) редукцию вещей к феноменам (более простым и обобщённым категориям) и вынесение за скобки обсуждения их [вещей] реального статуса. Впервые нечто похожее было предложено Рене Декартом;

- «коперниканский переворот» — результат освобождения сознания исследователей от натуралистической установки (с одновременным принятием феноменологической установки) как итог процессов «эпохе» и «феноменологической редукции»;

- «феномены» — (Центральная категория Ф. теории!!!) явления, которые предстают созданию после осуществления «эпохе», то есть после полного отрешения исследователя от философских, идеологических, политических, научных представлений, полученных ранее. Только путём описания «феноменов», по мнению Гуссерля, можно постичь суть вещей, а не факты, которые с ними связаны;

- «вещи» — некие относительно обособленные и устойчивые части бытия, которые воспринимает человек. Вещью может быть что угодно, подпадающее под обозначенные критерии, — от цветов, телефонов, рыбок до неба, Луны, звёзд и т.п.;

- «идеация» — (Центральная категория Ф. теории!!!) способность субъекта познания непосредственно наблюдать идеальные явления. У Гуссерля также способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений.

Основные положения феноменологической теории Э. Гуссерля:

1. основная идея теории состоит в свершении в создании исследователя «коперниканского переворота» — отказа от натуралистической установки (Ф. редукция) и предвзятости в целом (эпохе) в пользу чистого сознания и феноменологической установки;

2. «Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых»;

3. выработал новый метод (суть в лозунге «Назад к вещам!»), в соответствии с которым:

- постичь суть вещей можно только путём описания феноменов;

- иные методы изучения вещей не позволят постичь их сути, поскольку направлены на изучение фактов о вещах, а не самих вещей («Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». То есть, феноменолог изучает не отдельные внешние характеристики (цвет, размеры, дизайн) стола или стула, а то, почему именно эти объекты материального мира являются столом и стулом, а не другие, что есть стол, а что есть стул); - выявляет априорные (т.е. полученные до опыта и независимо от него, то есть знание, как бы заранее известное — термин в теорию познания ввёл Иммануил Кант) условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения;

- Ф. установка реализуется именно через этот метод;

- применяя этот метод субъект познания выходит за пределы конечного эмпирического мира (эмпирический субъект) и становится субъектом феноменологическим, то есть способным иметь априорное (доопытное) знание;

- с помощью этого метода Гуссерль надеялся превратить философию в строгую науку — теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

4. феноменология — «первая философия» (Гуссерль); наука о чистых принципах сознания и знания;

5. познание — поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности;

6. мир конструируется сознанием, поскольку субъективность, сознание взять в скобки (осуществить в отношении их редукцию и эпохе) нельзя. Следовательно, сознание — суть основание всякой реальности.

Зачем нужна новая (феноменологическая) философия?

- старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации;

- существовавшие ранее критерии научности перестали действовать, поэтому надо выработать новые;

- приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии.

О философии и науке:

- «в изначальном смысле … универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего»;

- «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций»;

- стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Основано на определенной установке:

1-мифо-религиозная,

2-практическая и

3-теоретическая установки — не ней базируется западная наука; предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность.

Проверка представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего общественного существования и собственных бесконечных задач». Достижение такой истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

Влияние на философию и науку:

- большая популярность в мире;

- гарант от «сползания» в крайности науки (формализм, сциентизм, техницизм), за которыми не видно самих исследуемых объектов (тех самых вещей, к которым Ф. призывает вернуться «назад!»);

- минусы:

1-не проработана проблема практики — сведена только к сопоставлению феноменов сознания;

2-«эклектичность» — Ф.-ги недостаточно четко отделяют друг от друга чувственные и рациональные формы познания.


 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!