Диктаторский способ политического управления в политологии ХХ века.



Формы правления делятся на демокр. и диктаторские. Демократия и диктатура сущ-ют в чистом виде только как теор. конструкции, а наилучшей формой правления явл. смешанная. При диктатор. способе пол. руководства система общеполитийных руководящ. структур не допуск. участия некоторых субъектов внутриполитийного общения в контроле над общеобязат. норматив. регулированием. Формулирование пол-ки явл. монополией остальных индивидов и орг-ций, кот. принадлежат к политии. Для сохр. такого положения общеполитийные органы управления применяют все рычаги воздействия, вплоть до воор. сил. Часто ущемляются права граждан, жалобы не удовл-ся, но они вынуждены сносить нарушения под угрозой санкции со стороны правоохр. органов за малейший протест. Разрядить напряженность может реформа сверху, под влиянием групп, кот. понимают, что ведение данной политики не в их интересах, т.к. недовольство их партнеров по пол. деятельности растет. Если этой реформы нет, то терпение угнетаемой группы к-нибудь кончается и на силу они отвечают силой(вспышки насилия). Средством устранения деспотии явл. прим-ие демокр. способа правления. Для диктатуры сопротивление усилиям верх. власти – отклонение от нормы, кот. д.б. подавлено. Субъектов внутриполитийной жизни рук-во отстраняет от участия в формир. соц. норм, применяя прием, по кот. центр. власть решает местные дела. Ограничение нормотворчества противников верх. власти, санкционирования организаций уровня промежуточных групп. Большая детализация прав. регулирования поведения тех субъектов, по отнош. к кот. он прим-ся. Высокая степень формализации поведения людей(огранич-ся рамки своб. усмотрения).


Социалистические полит-е учения в ХХ веке.

Новое развитие идеи социального гос-ва получила в XX веке даже раньше. 1848г. М. Энгельс в сер. XIX века. Развивалась в работах русских революционеров (Ленин, Энгельс). Не только в России, но революции произошли в Германии, Венгрии. Ленин «Гос-во – революция» (первый период - диктатура пролетариата, второй- построение идеального общества). Воплощение идей социального типа – период Маркса, Ленин гов-т о развивающемся гос-ве- об отмирании. б) период – после второй Мировой войны касается стран Восточный Европы. а) – победа над фашизмом. 2-й – формирование нового типа гос-ва, новых форм правления. Построение гос-венной структуры управления, эконом-й, полит-й систем – отличны были. Мировая социальная система существует, получила развитие в экономике. В 1955г. Варшавский договор, присутствие холодной войны. 3-й- всплеск, период 60-х годов. 1959г. – Карибский кризис; ряд освободительных революций. Охватывает африканский континент английские, фр-е владения колониями. А) приобретает национальные, полит-е независимости. Пути форм правления- капиталистический или социалистический; вырабатываются не марксистские концепции социализма: «этический», «экологический», «африканский»…- социализм. –попытки поиска третьего пути. Идея социализма близка африканскому народу. Природа свойственна африканцам, включены элементы эконом-го развития западно-европейских стран. Теория исламского социализма - Китай, Корея. Исламский мир всегда находится в поиске. В Ливии Мафар Кадафий создает третью мировую теорию, пишет зеленую книгу. Уверен, что эра правления гос-ва как институт подавляющего класса – эти позиции утрачиваются. Наступает эра массы – неприемлит капиталистическому развитию, критикую парламентскую систему, все процедуры выборов антидемократические (места в парламенте получают богачи). Многопартийную систему критикует если однопартийная – то тоже форма неподходящая. Предлагает, что эромасс должна быть связан с управлением всем народом, на местах – народные конгрессы, советы, комитеты. Полиция – сам народ, самоконтроль, армия- сами вооружались. Вывод: много элементов религиозности, в экономике принцип социализма.


Эволюция теоретических представлений о генезисе политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания в конце XIX-XX вв.

1. Социальная организация изначально складывается и далее функционирует как прежде, так и после возникновения цивилизации, на основе целого ряда факторов – возраста, пола, родства и свойства, личных качеств и товарищества людей, а также территориальности. И. Шапер указывал, что родство и местность одновременно «служат повсюду, чтобы связывать людей вместе».

2. Все нецивилизованные общества являются несовершенными с точки зрения идеала полной и точной реализации целей нормативного регулирования. В общественных организмах , не достигших уровня цивилизации, нормативное регулирование обеспечивает лишь большее или меньшее приближение к этому идеалу. В нецивилизационном обществе не до конца реализуется аристотелевская идея распределяющей и уравнивающей справедливости (люди потребляют больше, чем производят).

Это обстоятельство установилось, когда современные ученые опровергли мнение, что при нецивилизационном обществе один человек производит столько, что может едва обеспечить себя и членов своей семьи. В нецивилизационных обществах производится прибавочный продукт.

На основе этого ряд наших ученых отходят от концепции эволюции политической организации общества и права, сформулированных в XIX-XX вв.

В первой половине XIX века увеличилось количество сторонников точки зрения о праве, как о политическом явлении, право функционирует с момента возникновения человечества. Во второй половине XIX-началеXXвв., концепция о появлении политико-юридических феноменов одновременно с древнейшими коллективами людей. В теории второй половины XIX-начала XXвв. о присутствии политики и права во всех обществах, полностью или частично воспроизведены уже рассмотренные теоретические представления об основополагающих отличиях способа общественной организации на начальной фазе социальной эволюции.

Все больше современных ученых приходят к выводам теоретической позиции: реализующее систему потребностей своих членов и поэтому самостоятельное от человеческих общностей за пределами его границ социальное объединение со сложной структурой – феномен всей истории человечества. Первые политические организации общества функционировали в локальных группах кочующих охотников собирателей. Но признание небольшого социального объединения организованной общностью людей противоречит укоренившимся догмам, которые разделял Л.Г.Морган. Ж. Боден писал, что для образования политической организации общества достаточно 3 семьи. Также его суждения подхватил Ш. Монтескье. Д. Остин постулирует, что политическая организация общества существует при обеспечении всех потребностей социальной системы (должна составлять несколько сотен человек).

Д. Локк и Р. Филмер полагали, что наименьшая политическая организация общества охватывает только одну семью. Д Локк говорил, что в политическую организацию общества может объединиться «любое число людей».

Но, признание локальной группы охотников-собирателей политической организацией общества не должно влечь за собой критику за отступление от всех традиций политологи и юриспруденции.

Р.Х.Лоуи и И.А.Хобель привели некоторые аргументы в пользу «естественности», особенно о происхождении политико-юридических явлений и их основных чертах, они быстро стали преобладать, но ряд ученых с ними не согласны. В частности, Г.Л.А.Харт в 50-х –т 60-х гг сделал попытку доказать генезис права в функционирующем нецивилизационном обществе путем введения в действие правил признания, изменения и судопроизводства. Он полагал, что с помощью этих механизмов люди познают общеобязательные нормы. Он бал прав, что без феноменов право немыслимо.

67. Проблема легитимности политического руководства в политологии XX вв.

Легитимность – это качество взаимодействия власти и подвлас тных, кот-я выра-ся в добровольном признании власти, ее праве управлять. Термин л. появился во Фр.в 19 в. и обозначал законно установленную вл. в отличии от узурпированной. Современное понимание л. отличается от первоначальной. Признаки: 1.не имеет юр. содержание и не фиксируется в конституции, 2. отражает степень соответствия вл. ценностным представлениям большинства населения,3. л. включ 2 момента: признание власти правителей, готовность управляемых подчиняться; 4. л. означает передачу вл. общ-ва его особой организации-гос-ву, на том основании, что гос. власть будет соответствовать ожиданиям людей, 5. л. как правило включает легальность, 6.л. может быть как истинной так и ложной,7. л. должна постоянно поддержи ваться. Теперь стоит упомянуть, чуть подробнее о легальности, и о ее соотношении с легитимностью. Легальность- это юр. обоснование власти ее соответствие пр-ы нормам, установлен ным и гарантированным власти. Любая власть издающая законы и обеспечивающая их исполнение легальна. Легализация гос. вл. осуществляется основном конс-ми и иными правовыми актами. Противоположность легальности- узурпация. Легитимность не обязательно включает в себя легальность. В исторически обозримом отрезке времени любая легальная власть должна стать легальной, и наоборот, иначе данная политическая власть сойдет с исторической арены. Вл., кот-я установилась в результа те захвата вл., стремясь сделать себя легальной принимает различные временные акты (директивы, временные конст-ии, прокламации). В той мере в какой политическая власть поддерживается без обращения к принуждению, в той она обладает качеством легитимности. Часто для того, чтобы достигнуть легитимности, гос. вл. выдвигает идеи, способные стать основаниями оправдывающем в глазах населения руководящее положение и проводимую политику. Также распространяют теоретические представления о «господстве права». Тем самым населению адресуется идея , согласно которой индивиды подчинятся не др. др., а праву. Как правило, чем сильнее принуждение, тем меньше легитимность. Источники легитимности: Макиавелли: любовь, страх, позднее страсти и пороки ( алчность, боязливость). Его последователи выделили также убеждения и интерес. Тофлер: Сила, богатство, знание.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!