Возраст современной астрологической традиции.



Начала полизодиакальной астрологии

Птоломей Сварожич

 

‘…Astrologia, omni superstitione…eliminata,…’

Tommaso Campanella

Содержание

1. Введение. История астрологии и средневековые первоисточники.
Астрология как система знаний................................................................... 3

1.1. Возраст современной астрологической традиции................................. 6

1.2. Развитие системы понятий и методов вычислений
в средневековой астрологии.................................................................... 8

1.3. Астрология в XX веке............................................................................ 10

1.4. Понятийная система астрологии и естественно-научные
принципы мышления.............................................................................. 13

Зодиак массивного тела............................................................................... 18

2.1. Введение................................................................................................... 18

2.2. Теоретическая модель зодиака для рождённого,
находящегося в окрестности массивного тела..................................... 19

2.3. Выбор начала отсчета на локальном экваторе
(зодиакальном круге).............................................................................. 26

2.4. Примеры зодиаков.................................................................................. 28

2.4.1. Земной зодиак................................................................................ 28

2.4.2. Лунный зодиак............................................................................... 33

2.4.2.1.Лунные узлы....................................................................... 34

2.4.3. Солнечный и планетарные зодиаки............................................ 34

Взаимное проектирование 2 зодиаков...................................................... 35

Символические времена.............................................................................. 37

4.1. Символические отображения. Мировая линия рождённого.............. 37

4.2. Традиционные системы символических времен................................. 39

4.2.1. Солнечно-земные прогрессии...................................................... 39

4.2.2. Солнечно-земные дирекции......................................................... 40

4.2.3. Профекции...................................................................................... 41

Аспекты, орбисы и техника интерпретации высокой точности......... 42

5.1. Аспекты.................................................................................................... 42

5.2. Орбисы..................................................................................................... 42

5.3. Экспериментальный орбис “точных” аспектов и точность астрономических и астрологических вычислений.............................................................................................. 44

5.4. Событийные точки гороскопа............................................................... 45

Заметки астронома....................................................................................... 46

6.1. Координаты планет для точки нахождения рождённого.
Параллактическая поправка................................................................... 46

6.2. Директные и ретроградные планеты. Стационарные точки.............. 47

6.3. Зодиакальные соединения...................................................................... 49

6.4. Натальный гороскоп как двумерная карта........................................... 49

7. Прецизионная ректификация времени творения (рождения)
и символические времена............................................................................ 52

Заключение..................................................................................................... 55

Благодарность............................................................................................... 67

Определения.................................................................................................. 58

Литература..................................................................................................... 62


Введение.
История астрологии и средневековые первоисточники.
Астрология как система знаний.

Человека издавна интересовало устройство мира и его место в этом мире. Стремление к знанию, точному знанию является, пожалуй, наиболее яркой чертой человека. Именно космогонические гипотезы и построения были первой формой описания человеческого познания окружающего мира. Некоторые такие системы со временем окостенели и приобрели черты идеологии, превратившись в религиозные системы, существование которых, возможно, необходимо для устойчивого функционирования человеческого сообщества в целом.

Но несмотря на это, определённые сообщества людей, которые правильнее всего было бы назвать на современном языке научными сообществами, продолжали исследования по построению систем понятий, адекватно описывающих окружающий мир. В любой строгой достаточно богатой понятийной системе всегда можно найти утверждение, которое нельзя ни доказать, ни опровергнуть[1]. Именно эта особенность даёт нам основание надеяться, что окончательного ответа на вопрос, как устроен мир, не будет получено никогда. Мир, природа, Бог является вечно развивающейся и самообогощающейся сущностью. Эволюционирует, развивается и углубляется не только наше знание об окружающем мире, но и сам окружающий мир, который можно рассматривать как реализацию и развитие божественной идеи. Бог, в церковно-слявянском тексте Евангелия от Иоанна отождествляемый со словом, и есть образующая мир система понятий, учение (греческий logoV, переведённый на церковно-слявянский как слово), как это ясно из оригинального текста Евангелия от Иоанна на древнегреческом языке.

Наиболее старой известной нам формой таких учений являются гностические учения, справедливо критикуемые как церковными историками, так и современными этим учениям представителями официальной теологии [1]. Известные сегодня древние гностические учения вряд ли могут вызвать у человека иные ощущения кроме умирания и обречённости.

Однако наряду с мёртвыми схемами с глубокой древности существовала другая форма познания мира (или Бога), живая и развивающаяся, когда-то названная астрологией. Её наиболее яркой чертой является диалектичность, так как главным объектом её изучения было и является время, или эволюция любых божественных творений во времени. Структура времени, принципиальная отличность одного момента времени от другого, ткань времени и судьбы — вот основной объект изучения астрологии.

Основным содержанием астрологии является не способ тех или иных вычислений, а символизм, законы которого пропитывают весь окружающий мир, созданный на основе этих законов и из них. Символизм позволяет нам видеть внутреннюю связь вещей на основе их концептуального единства. Можно также сказать, что астрология показывает нам, как будущее кристаллизуется из прошлого.То, что мы можем делать точные прогнозы, показывает нам, что будущее, до которого мы можем добежать за одну нашу короткую жизнь, его динамика и наполненость событиями как мирового, так и самого “незначительного” личного значения в огромной степени уже выкристаллизовались еще в те далекие эпохи, когда планеты еще только рождались. Астрологические расчеты, основанные на динамике планет, являются для нас своеобразными счетными палочками, с помощью которых мы, как в начальной школе, учимся проникать в божественный замысел, выстраивая внутри себя систему понятий, из которых соткан наш мир, становясь таким образом подобными Богу, выращивая в себе искру божественного сознания.

Особое значение, выделенность астрологии в системе человеческих знаний определено тем, что именно “счётные палочки” астрологии позволяют нам наиболее полно понять божественную идею нашего мира. Может быть, именно поэтому астрология является древнейшей формой человеческого познания. Так как автор настоящей работы полагает, что все мы обречены (или благословлены) на вечную жизнь именно в этом немыслимо старом и молодом, прекрасном и ужасном мире, а не где-то в раю на небесах, то наилучшее, что мы можем сделать, это проникнуть как можно глубже в замысел Бога и стать действующим началом в том творчестве, которое непрерывно разыгрывается на наших глазах. Поэтому, хотя предсказания или анализ происходящих событий не являются по мнению автора основной задачей астрологии, это один из лучших способов (на человеческом этапе эволюции) осознать мировую идею.

XX век с полным основанием можно назвать эпохой возрождения астрологии как точной системы знаний. Астрология родилась как бы заново и в существенно изменённом виде. Она приобрела более гуманистический, даже гуманитарный характер. В большой степени она была переоткрыта в качестве концептуальной основы психологии. В том числе и некоторые крупные представители официальной психологии XX века (например, Карл Густав Юнг) обнаружили, что понятийная система, описывающая человеческое сознание, очень близка по структуре к астрологическому символизму. Многие из известных астрологов XX века (например, Дейн Радьяр) были представителями психологического направления в астрологии. Были даже изобретены новые названия для астрологии типа астрософии, астропсихологии, космобиологии и др. Конечно, эти названия отражают интересы людей, использующих понятийную структуру и методы вычислений астрологии в своей деятельности. Но появление таких названий в астрологии отразило и нетерпимость по отношению к астрологии, и даже непереносимость самого факта существования такой формы познания мира, принятых во многих крупных и даже могущественных сообществах современного мира. Самые многочисленные из них — христианские конфессиональные сообщества. Эта ситуация отражает значительную степень догматизации церковных учений и дрейф религиозного мировоззрения как формы познания в сторону застывших гностических схем. Крупнейшее астрологическое сообщество США носит стыдливое и мало что значащее название Национального Совета геокосмических исследований[2]. Возможно, именно рост влияния и авторитета церковных организаций в XVI–XVII веках явился причиной заката средневековой астрологии. Николас Кемпион[3] считает, что “разоблачение” астрологии Святым Августином, одним из авторитетнейших отцов Церкви, оказало значительное отрицательное воздействие на развитие астрологии и создало серьёзные проблемы астрологам, жившим в христианской Европе [2]. До конца астрология не умерла и в XVIII и XIX веках и существовала в форме близкой к гадательной практике. Этот период оставил на астрологии отпечаток шарлатанства и придал ей рецептурный характер. От этого наследия “тёмных веков” астрология не освободилась и по сей день.

В астрологии XX века возродился не только астрологический символизм, имеющий большое гуманистическое значение, но и методы вычислений астрологии как точной науки. Одной из крупнейших фигур в астрологии XX века является Альфред Витте (Alfred Witte, 2 марта 1878 – 2 августа 1941) [3]. Не всё его наследие бесспорно, однако развитие метода дискретных симметрий Кеплера, астрология гармоник, одновременное использование различных равнодомных систем как срезов в интерпретации оказало и окажет значительное влияние на дальнейшее развитие астрологии. Вторым крупнейшим событием астрологии XX века является распространение топоцентрической домификации как естественного наследника домификации Плацидуса, появившейся в условиях возросшей точности астрономических расчетов [4,5]. Прискорбным, однако, является тот факт, что астрология как точная наука неизвестна не только большинству образованных людей, но даже большинству профессиональных астрологов и астрологов–любителей.

С другой стороны, в отличие от большинства современных наук, история астрологии насчитывает много веков. Воссоздание в полном объеме достижений и открытий астрологии прошлых веков невозможно без самого внимательного изучения истории астрологии, вплетённой во всемирную историю. Соревноваться с ней в возрасте из ныне здравствующих дисциплин могут лишь теология и история. Но первая в значительной степени дискредитировала себя догматизмом не только перед лицом мыслящего исследователя XX века, но гораздо раньше — в XVIII и XIX веках. Это даже отразилось в некоторых европейских языках, например, во французском и итальянском (ср. смысл слов teoretico и teorico в итальянском). История же во все времена была в значительной степени инструментом политической борьбы. Поэтому власть имущие никогда не были заинтересованы в широкой, пусть даже заслуженной, дискредитации её методов и выводов. Просто каждое поколение политиков предпочитало не трогать сделанное предшественниками и лишь меняло освещение тех периодов истории, в которых была заинтересована их идеологическая машина. Да и схоластическая традиция в науке, порождённая эпохой Возрождения, оказывала не лучшее воздействие на состояние многих научных дисциплин на протяжении веков. Полностью преодолеть её смогли лишь точные науки. Даже биология по сей день не освободилась до конца от ее влияния.

Возраст современной астрологической традиции.

Традиционным и общепринятым является мнение, что возраст названий зодиакальных знаков составляет 2 тысячи лет. Возраст этот исчисляется исходя из величины прецессии точки весеннего равноденствия на 50" в год и того факта, что знаки зодиака, представляющие 30-градусные сектора эклиптики, отсчитанные от точки весеннего равноденствия и получившие свои названия от наложенных на них тогда созвездий, ушли от одноимённых созвездий на 30°. Можно с уверенностью утверждать, что наличие общепринятого 12-членного деления эклиптики с названиями частей является достаточным доказательством зрелости фундаментальной понятийной системы астрологии. Даже если сама система была утрачена и до нас не дошла. Вторым доказательством древности астрологии считается maqhmatikh suntaxiV (т.е. математический систематический трактат), который принято называть Альмагестом, приписываемый античному александрийскому астроному Клавдию Птолемею. Птолемею также приписывается “Математический трактат в четырёх книгах”,называемый Тетрабиблосом (tetrabibloV) [6] астрологического содержания, на датировке которого по автору и Альмагесту[4] основывается общепринятая уверенность в существовании развитой системы астрологических знаний в древности. Альмагестом называется собрание из 13 книг астрономического содержания, которое содержит также результаты астрономических наблюдений. Считается, что период наблюдений, вошедших в Альмагест, приходится на 127–141 гг. от РХ. Эти цифры обосновывают датировку создания Альмагеста II веком от РХ. Однако современный математический анализ наблюдений Альмагеста, осуществлённый одним из известных астрономов XX века Робертом Ньютоном, привёл его к выводу о том, что Альмагест был составлен в какую-то другую эпоху. Р. Ньютон даже опубликовал книгу с названием “Преступление Клавдия Птолемея”, считая, что данные звёздного каталога сфальсифицированы и являются результатом пересчета [7].

Независимо и позже астрономические наблюдения Птолемея были проанализированы российским математиком А.Т. Фоменко[5] с соавторами [8]. Обозначим вкратце полученные ими результаты. Во-первых, астрономический каталог звезд Альмагеста является копией каталога родосского астронома Гиппарха. Время жизни Гиппарха традиционная хронология относит ко II веку до РХ. Во-вторых, каталог звёзд Альмагеста мог быть создан только на интервале с VII по XIII века, причем наиболее вероятное время его создания — X–XI века. Эта датировка находится в согласии с новой версией хронологии всемирной истории, созданой работами А.Т. Фоменко и его коллег [9]. С этой точки зрения Птолемей фальсификатором не был, просто он жил более чем на тысячу лет позже (XIII–XIV век), чем это принято считать. Однако как же быть со смещением знаков зодиака относительно созвездий? Свет на это проливает история первых печатных изданий Альмагеста.

Первое издание Тетрабиблоса было напечатано в Нюрнберге в 1535 году [6] на греческом, но содержало и латинский перевод. Первое издание Альмагеста было осуществлено 2 года спустя в 1537 году в Кёльне на латинском языке (Nunc primum edita, Interprete Georgio Trapeuzuntio) с координатами звёзд на XVI столетие. Гравюры Альбрехта Дюрера с изображениями созвездий, используемых для локализации звёзд каталога в тексте Альмагеста, датируются оригинальной надписью Дюрера 1515 годом. Таким образом описание звёздного каталога появилось после 1515 года[6]. Некоторые созвездия – Жертвенник (Ara) и Пегас (Pegasus) видны на небе северного полушария вверх ногами, что явно беспокоило средневековых астрономов, в том числе Коперника (Coppernic, 1473–1543). Т.е. общепринятые в наше время рисунки созвездий являются творчеством Дюрера, который считал их художественым произведением и не потрудился проверить, как они выглядят на небе. Последующие издания, в т.ч. греческое издание в Базеле (1538), считающееся “оригиналом”, содержит координаты звёзд, эклиптические долготы которых соответствуют II веку от РХ. Возможно, автору латинского издания было указано на несоответствие координат звёзд каталога датировке времени жизни Птолемея, и он “исправил” несоответствие в следующих изданиях, сдвинув эклиптические долготы звёзд ровно на 20°[7]. Именно таким образом расположенные относительно точки весеннего равноденствия на II век от РХ знаки зодиака могли дать названия соответствующим областям звёздного неба. Приведённые факты заставляют усомниться в наступлении т.н. эры Водолея. Кроме того, с нашей точки зрения само устройство зодиака и понятие точки равноденствия как пересечения эклиптики и экватора не дают никаких оснований в пользу этого общепринятого мнения.

Таким образом, если отбросить множество легенд об астрологах древности типа истории о Нектанебусе, астрологе Филиппа Македонского, который предсказал рождение Александра Македонского, и который, возможно, был настоящим отцом Александра, то у нас в руках нет никакого иного достоверного материала, кроме трактатов астрологов (астрономов[8]) средневековья происхождением не ранее XV века, да Альмагеста, автор которого жил в XIII или XIV веке. С сомнением надо также принять общепринятую датировку жизни автора одной из старейших систем домов, Кампануса (1239-1296). Но, возможно, он действительно жил даже раньше Птолемея[9]. Нам не довелось ознакомиться с трудом Птолемея по оригинальным изданиям его труда XV века. Однако, судя по многочисленным трудам более поздних астрологов, посвятивших свои труды трактовке и объяснению методов астрологических расчётов Птолемея, можно предположить отсутствие ясности и полноты в описаниях, взятых из трудов Птолемея. По мнению одного из известнейших французских астрологов XX века Александра Волгина астрологическая часть труда Птолемея (называемая Тетрабиблосом) представляет собой компиляцию, снабжающую читателя 3 разными подходами без указания позиции автора [10]. Но это могло быть вызвано и особенностями языков Альмагеста, древнегреческого и латыни, как синтетических архаических языков. По нашему мнению, эти языки требуют блокового, а не пофразового восприятия текста, что увеличивает возможность интерпретации текста, отличной от авторской, вследствие вековой эволюции языка, а также ошибок при переписывании и переводе. Без непосредственного знакомства с первоисточниками мы не берёмся выносить даже предварительное суждение об этом.

Здесь необходимо отметить одну черезвычайно интересную особенность каталога Гиппарха–Птолемея [8]. Перечисление звёзд и созвездий в каталоге начиналось с полюса мира. Это даёт основание предположить, что измерения в первоначальном каталоге производились в экваториальных координатах, что гораздо удобнее и с точки зрения техники измерений. Переход к эклиптическим координатам произошёл уже после создания каталога. Каталог начинается с a Малой Медведицы (a Ursae Minoris), Полярной звезды. Но эта звезда стала ближайшей к полюсу мира в IX веке от РХ. До этого ближайшей звездой к полюсу мира была b Малой Медведицы. Итак, начав с Полярной звезды, составитель каталога Гиппарха–Птолемея отметил время своих наблюдений — около IX века от РХ или позже. Указанный метод не является главным при датировке самого каталога Птолемея. Однако он позволяет предположить время создания его более древнего прототипа.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!