Тема. Романтизм в английской литературе. «Озерная школа» и творчество У. Вордсворта.



Подготовьте обзор жизни и творчества Уильяма Вордсворта (1770 – 1850). Сборник «Лирические баллады» - начало романтического периода в английской литературе. История создания, основные темы, поэтические открытия. Изучите предисловие Вордсворта ко второму изданию сборника «Лирические баллады». Проанализируйте одну из баллад Вордсворта («Нас семеро», «Терновник», «Мальчик – идиот» и др.) Обзор жизни и творчества Сэмюэля Тейлора Колриджа (1772 – 1834). Проанализируйте балладу «Сказания старого морехода»: тема обретения духовного начала через страдания. Мистический ореол баллады. Жизнь и творчество Роберта Саути. Проанализируйте балладу «Суд божий над епископом» (1799).

Поэма У. Вордсворта «Прелюдия, или Становление сознания поэта» (1850) – биография души художника. Книга, стоящая в центре английского романтического канона. А) Замысел «исповеди» или «романтического эпоса», первые черновики (1797 - 1798), («Отшельник»). Б) Анализ композиции поэмы. 12 книг. Становление сознания поэта и история философских идей рубежа XVIII – XIX вв. Детство - ассоциативная философия Д. Гартли. Юность под знаком годвинизма. Творческое становление – выработка романтической эстетики «воображения». В) Основные положения «эстетики воображения» У. Вордсворта. Создание (открытие) им «мест времени» - «spots of time». Объясните на примерах из поэмы, что это значит и как это действует в сознании человека. Г) Поэтика «мысленных пейзажей». Принцип наложения друг на друга просвечивающихся пластин. Можно ли считать это началом традиции, ведущей к М. Прусту, Вяч. Иванову «Младенчество» (у Вяч. Иванова «Воспоминаний палимпсест»), В. Набокову. Тексты «Лирических баллад» и поэмы «Прелюдия…» должен быть с собой. Анализ переводов: Т. Стамовой, М. Фаликман, С. Дубинского, А. Лукьяновой, возможны интернет-переводы.

Литература.

1. Халтрин-Халтурина Е. В. Ключ к поэме У. Вордсворта «Прелюдия, или Становление сознания поэта». – Известия РАН. Серия Литературы и языка. 2007. Т. 6. № 2. С. 54 – 62 (материала и сообщения).

2. Г. Кружков. Очерки по истории английской поэзии. Романтики и викторианцы. Т. 2. Прогресс-Традиция, 2015. - 1056 с.

3. Самостоятельно найдите не менее 2-х интернет – источников за последние 5 лет.

 

Тема. Символизм во французской литературе. Шарль Бодлер. «Цветы зла» (1857 – 1868).

Страницы биографии Ш. Бодлера. История создания, издания и судебного преследования сборника «Цветы зла». Символика названия сборника и каждой из его частей. Композиция и главные темы «Цветов зла». Анализ стихотворения «Соответствия» (цикл «Сплин и Идеал») - эстетического манифеста Ш. Бодлера. Оксюморонные образы-слияния. Анализ стихотворения «Гимн красоте» (цикл «Сплин и Идеал»). Красота и Демонизм, Идеальная Красота. Влияние на Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы»). Анализ стихотворения «Падаль» в переводах В. Левика и Эллиса (цикл «Сплин и Идеал») – квинтэссенции декадентских идей Ш. Бодлера. Причины популярности стихотворения в ХХ веке (от русских символистов и А. Вертинского до Константина Кинчева (рок-группа «Алиса»). Композиционно-стилистический анализ стихотворения «Альбатрос» (цикл «Сплин и Идеал»). Развитие романтической темы «поэта и толпы». Семантика образов-символов: альбатрос, слепцы, матросы, море, голубизна, фрегат. Антитеза свободы, царственного полета человеческого духа и пленения, мелочности, несвободы. Анализ одного из стихотворений на собственный выбор из цикла «Парижские картины». Анализ цикла «Вино». Анализ одного из стихотворений на собственный выбор цикла «Цветы зла». Принцип организации стихотворений в цикл. Анализ цикла «Мятеж». Анализ цикла «Смерть».

Жанровый анализ сборника.

    Литература.

Фокин С. Пассажи: Этюды о Бодлере. – Mashina, 2011. – 224 с.

Вальтер Беньямин. Бодлер. – Ад Маргинем, 2015. – 224 с.

Ловернья Ганьер. История французской литературы. Бодлер (1821 - 1867). – М., 2010.

Косиков Г. К. Шарль Бодлер. Между «восторгом жизни» и «ужасом жизни». www.philology.ru/literature3/kosikov-93.htm

Ж.-П. Сартр. Бодлер. Пер. Г. К. Косикова. – М: УРСС, 2004.

 

Тема. Франц Кафка и кафкианство.

Биография. Макс Брод о Кафке. Кафка о самом себе в «Дневнике», в «Замке». Валерий Подорога о Кафке в книге «Выражение и смысл» М. 1995. С. 380 – 423. Обзор творчества Кафки. Кафкианская фантастика как травестирование библейских мифов (миф об Иове, миф об Аврааме и миф об Иисусе Христе). Знать содержание библейских мифов. Новелла «Превращение». Варианты интерпретации. И ваше аналитическое отношение к ним. А) Религиозно-философская, теологическая (основатели традиции Мартин Бубер, Макс Брод). Б) Мифологически-архетипная. Курт Вейнберг о мифологизме творчества Кафки в книге «Поэзия Кафки. Травестия мифа». Если не найдете эту книгу, то читайте книгу Мелетинского Е. М. Поэтика мифа. Глава «Мифологизм Кафки» стр. 340 – 358. В) «Превращение» как метафора человеческого отчуждения и каббалистического метампсихоза. Грегор Замза как мистический символ выбора собственного способа существования. Композиционно- стилистический анализ новеллы. Творческое задание. Кафкианство – смысл понятия. Составьте словарную статью в культурологический словарь ХХI  века.

Литература.

Макс Брод. Франц Кафка. Узник абсолюта. – М.: Центрополиграф, 2003.

Альбер Камю. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки. – М.: Логос, 1998 или (любое переиздание).

В. Набоков. Лекции по зарубежной литературе.

Жорж Батай. Литература и Зло. – М.: МГУ, 1994.

Валерий Подорога о Кафке в книге «Выражение и смысл» М. 1995. С. 380 – 423.

Вальтер Беньямин. Франц Кафка. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2000. Серия «Философия по краям».

Теодор Адорно. Заметки о Кафке. – М., 2003.

Морис Бланшо. От Кафки к Кафке. – М.: Логос, 1998.

Франц Кафка в русской культуре. – М.: Центр книги Рудомино, 2012.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Происхождения и ранние формы искусства.

2. Героический эпос: «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Идейно-художественное своеобразие одной из поэм.

3. Происхождение и жанровые особенности античной драмы. Древнегреческая трагедия и комедия. Организация театральных представлений в Афинах.

4.  Разновидности древнегреческой лирики VII – V вв. до нашей эры. Греческие поэты VII – IV вв. до н.э. Лирика Рима. Поэты I века нашей эры.

5. Театр Эсхила «Прометей прикованный». Эсхиловская реформа театра.

6. Софокл «Эдип – царь» как трагедия рока. Анализ.

7. Литература Средних веков: церковь и ее отношение к античности, «универсализация» национальных литератур под влиянием католической церкви.

8. Рыцарская (куртуазная) литература XII – XIII вв. Поэзия трубадуров. «Тристан и Изольда».

9. Данте Алигьери как поэт Проторенессанса. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой культуры и культуры Нового времени. Жанр, композиция, аллегорика комедии. Анализ «Ада».

10. Дж. Боккаччо «Декамерон»: жанровое своеобразие, идейно-художественное значение сюжетной «рамки». Новелла как жанр.

11. Шекспир и «шекспировский» вопрос. Периодизация творчества. Сонеты как философское осмысление действительности (Знать наизусть не менее 3-х стихотворений).

12. Своеобразие трагического конфликта в трагедиях Шекспира. Трагедия «Гамлет, Принц Датский» как отражение кризиса гуманизма.

13. Жизненный и творческий путь Ж.- Б. Мольера. Становление «высокой» комедии в его творчестве. Анализ одной из комедий «Мещанин во дворянстве», «Тартюф».

14. П. Корнель и Ж. Расин – создатели нового Французского театра. Анализ одной из трагедий: «Сид», «Федра».

15. Просветительская идеология эпохи XVIII века. Вольтер: характеристика творчества. Философская повесть как жанр. Анализ повести «Кандид».

16. Просветительская идеология эпохи XVIII века Ж.-Ж.Руссо: характеристика творчества. «Юлия, или Новая Элоиза» как произведение сентиментализма. Художественная форма романа, круг проблем, черты положительных героев.

17. Просветительская идеология эпохи XVIII века. Основные особенности Просвещения в разных странах Европы и их причины. Концепция личности главных героев в романах «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта.

18. Немецкий Предромантизм. Творчество Ф.Шиллера периода «Бури и натиска». Драмы «Разбойники», Коварство и любовь», «Заговор Фьеско в Генуе». Анализ одной из драм по выбору студента.

19. Поэзия Роберта Бернса. Общая характеристика. Анализ стихотворений (Стихи не менее 3-х - знать наизусть).

20. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Причины возникновения, основные черты метода, концепция личности, новые жанры литературы.

21. В. Гюго – лидер французского романтизма. «Собор Парижской Богоматери».

22. Озерная школа». Поэтические открытия У. Вордсворда. Анализ одной из баллад. Основные положения «эстетики воображения» У. Вордсворта. Феномен «spots of time».

23. Обзор жизни и творчества Сэмюэля Тейлора Колриджа (1772 – 1834). Анализ баллады «Сказания старого морехода». Тема обретения духовного начала через страдания. Мистический ореол баллады

24. Дж.Г.Байрон. Новаторство «Паломничества Чайльд Гарольда». Драматургия.

25. Романтизм в Германии: этапы и группировки. Анализ новеллы Гофмана «Крошка Цахес» (или «Золотой горшок»).

26. Творчество В. Скотта. Анализ одного из романов по выбору студента («Айвенго», «Квентин Дорвард»).

27. Цикл романов О. де Бальзака «Человеческая комедия». Предисловие автора как теоретический документ реализма. Анализ одного из романов («Отец Горио», «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Гобсек»).

28. Роман Ф.Стендаля «Красное и черное» – «хроника XIX века». Судьба главного героя, значение среды для формирования его характера.

29. Новеллы П. Мериме 1829 – 1830 гг. От «местного колорита» и этнографичности к историческому реализму. Анализ одной из новелл по выбору студента: «Матео Фальконе» (1829), «Этрусская ваза» (1830). Образы-символы в новеллах.

30. Новый характер реализма в французской литературе 50-60-х годов. Роман Г.Флобера «Госпожа Бовари».

31. Анализ одного из романов Г. Диккенса.

32. Реализм в литературе Англии. Обзор творчество одного из писателей (У.Теккерей, Ш.Бронте).

33. Психологизм и реализм рассказов и романов Ги де Мопассана. Анализ одного из рассказов или романов «Милый друг» либо «Жизнь».

34. Теория «экспериментального» романа Э.Золя. Анализ одного из романов серии Ругон – Маккары.

35. «Новая драма» Г.Ибсена. «Кукольный дом» как новый тип драмы-дискуссии.

36. Специфика английского эстетизма. Роман О.Уальда «Портрет Дориана Грея».

37. Ш. Бодлер и эстетика «безобразного». История создания, издания и судебного преследования сборника «Цветы зла». Анализ одного из циклов.

38. Эстетическое своеобразие и поэтические открытия Поля Верлена (анализ стихотворения «Поэтическое искусство) и Артюра Рембо (анализ стихотворения «Гласные», «Пьяный корабль») на выбор студента.

39. Творчество Д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»: тема собственничества, мастерство создания психологического портрета.

40. Парадокс как принцип комедий Б.Шоу (цикл «Неприятные пьесы», «Пигмалион»).

41. Становление реализма в литературе США. М.Твен-новеллист.

42. Своеобразие романтизма Э По. Анализ одной из новелл.

43. Новаторство Джека Лондона – прозаика и драматурга.

44. Концепция мира и человека в модернизме как новом типе мировоззрения 10-20-х годов ХХ века. «Поток сознания» и его смысловые функции на примере творчества М.Пруста, Д. Джойса.

45. Мифопоэтика романа Т.Манна «Волшебная гора».

46. Проблемы дегуманизации, отчуждения сознания в произведениях Ф.Кафки. Анализ «Превращения» или романа «Замок».

47. Э.Хемингуэй и проблема «потерянного поколения». Романы «Фиеста», «Прощай, оружие!», «Принцип айсберга»- новаторство писателя в прозе.

48. Отражение «века джаза» в романе Ф.С.Фиджеральда «Великий Гэтсби» анализ на выбор («Ночь нежна»).

49. Особенности «эпического театра» Б.Брехта, их воплощение в пьесе «Мамаша Кураж и её дети».

50. Экзистенциализм во французской литературе. Анализ повести А.Камю «Посторонний» (или любого произведения Ж.-П.Сартра).

51. А.де Сент-Экзюпери. Этическое, эстетическое и философское содержание сказки «Маленький принц».

52. Жанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла (или О.Хаксли).

53. Человек и цивилизация в романе У.Голдинга «Повелитель мух». Система символов в романе-параболе.

54. Поиски этического идеала в романе Дж.Селинджера «Над пропастью во ржи».

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!