Вопрос: 31) Обязательно ли иметь намерение с ночи на добровольную уразу.



То есть, является ли обязательным брать намерение на добровольную уразу с ночи, например, если человек не имел намерения, что завтра будет держать уразу, и лег спать, затем проснулся в 9 или 8 часов утра и человек решил, сегодня подержать добровольную уразу. Можно так делать или нет?

Что касается обязательной – так делать нельзя. На обязательную уразу необходимо иметь намерение к этой уразе еще с ночи. А что касается добровольной, то относительно этого есть разногласия.

Большинство ученых считает, что не обязательно иметь намерение на добровольную уразу с ночи, и сказали: «Разрешено взять намерение на совершение добровольной уразы днем, при этом, если человек до этого не кушал».

То есть, если человек поел в 7 утра, например, а потом в 9 утра решил уразу подержать – такое не пойдет. Большинство ученых разрешают взять намерение с утра, только если человек ни поел, ни попил, ни совершил половой акт начиная с рассвета до этого времени, с этим условием.

Это мнение имама Ахмада, аш-Шафии, Абу Ханифы, и в довод привели хадис ‘Айши, который у нас в главе под № 639. В этом хадисе пришло: «тогда я держу уразу». А в достоверном сборнике Абу Авана приходит: «тогда я держу уразу». Все эти риваяты переводятся примерно одинаково.

То есть, как поняли большинство ученых этот хадис? когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пришел с утра к ‘Айше и сказал: «У вас есть что-нибудь покушать? Она сказала: Нет, ничего нет. Он сказал: тогда я держу уразу». И было разъяснено раннее, что эту фразу можно понять двояка «тогда я держу уразу, - то есть, я сегодня держу уразу с рассвета, и хочу ее прервать, «у вас есть что-нибудь покушать? Они сказали: Нет, у нас ничего нет. - Тогда я держу уразу». То есть, тогда я продолжу держать уразу. Но большинство ученых поняли этот хадис: «Тогда я держу уразу» то есть, «тогда я начну держать уразу». Раз ничего покушать нет, тогда я подержу сегодня уразу. Так они поняли этот хадис. Исходя из своего понимания, указали на то, что можно взять намерение на уразу с утра, необязательно брать его с ночи.

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа в своей книге «Шарх уль-‘Умда, 1/186 книга «ас-Сыйам»:

«Этот хадис указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начал уразу с утра. (То есть, не взял намерение на уразу с ночи, когда ложился спать, не имел намерения, что он завтра будет держать уразу, лег спать, потом с утра проснулся и решил подержать уразу). Потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Тогда я из тех, которые держат уразу». Говорит это частица «фа» указывает на причинность действия, и смысл этого - тогда я начну держать уразу, потому что у вас, нет ничего покушать. А также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Тогда я буду держать уразу». Частица «Изан» Более явно указывает на причинность, (то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, почему решил держать уразу? Потому что покушать ничего не нашел). А риваят, который пришел у Абу Аваны «тогда я буду держать уразу» тоже из него понимается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, начал уразу с этого времени, потому что глагол «асум» является глаголом настоящего времени, который указывает на будущее, (то, что я буду держать уразу дальше. Глагол мудори’, является глаголом как настоящего времени, так и будущего)».

Приверженцы первого мнения привели в довод действия сподвижников, то, что пришло от них, что они начинали уразу не с самого рассвета иной раз. Пришло это достоверно от Абу ад-Дарды, также от Абу Тальха, а также от Хузейфы, от ибн Мас’уда, от Анаса ибн Малика, от Му’аза Ибн Джабаля. Все эти иснады являются достоверными, установленными. Что касается, Абу ад-Дарды, Хузейфа и Ибн Мас’уда, то от этих троих сподвижниках пришло, что они начинали уразу добровольную после зухра. (То есть, до зухра ничего не поели, после зухра решили держать уразу до магъриба). Так пришло от них достоверно такое. Все эти сообщения приходят в «Мусаннафе ибн Аби Шейба, 3/28-31», а также у «‘Абд ур-Раззакъа, 4/272-273» и у «ат-Тахави, в шарх уль-Ма’аний, 2/56» и неизвестно, чтобы кто-то из сподвижников противоречил им в этом.

Второе мнение, которого придерживался имам Малик, а также Дауд аз-Захири, а также Ибн Хазм, а также ас-Сан’ани, а также аш-Шаукани, то, что обязательным является даже для добровольной уразы иметь намерение еще с ночи.

*Примечание редактора: Подведу итог вопроса сразу, так как дальше уже идет большой разбор хадиса ‘Аиши (2 том, страница 576-577 – Фатх уль-‘Аллям)

Итог, более правильное мнение в этом вопросе, мнение о том, что если человек начнет уразу не самого рассвета, а только с утра или с зухра и доведет ее до магъриба, то он получит за это награду, его ураза действительна. Но вот это правильное мнение строится не на хадисе ‘Айши, потому что хадис ‘Айши можно понять и так, и так. Но строится на действиях сподвижников, потому что сразу от множества сподвижников пришло, что они такое деяние совершали, начинали уразу не с самого рассвета и при этом неизвестно чтобы кто-то из сподвижников противоречил бы им в этом. Более того, сразу от троих сподвижников: Абу ад-Дарда, Хузейфа, Ибн Мас’уд пришло, что они начинали уразу после зухра. Исходя из этих действий сподвижников, это мнение является более правильным, а не из-за хадиса.[63] А Аллах знает лучше.

 

Примечание: Те, которые разрешают начинать держать уразу не с самого рассвета, (то есть добровольную уразу), разногласили, можно ли начать уразу после зухра, (то есть после полудня) или после зухра уразу держать нельзя?

Имам аш-Шафии говорил так делать нельзя, уже слишком поздно, осталось до магъриба несколько часов, не надо хитрить. А имам Ахмад, считал, что это разрешено и это мнение является более правильным из-за действий сподвижников. Сказал шейх уль-Ислям Ибн Теймия: «Более правильно, что это делать разрешено, как это передано от сподвижников».[64]

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!