Освободительная борьба южнославянских народов



В начале XVIII в.

Фрагменты из переписки Петра I связаны с историей Прутского похода 1711 г. Выписка из ведомостей, «каковы получили мы ис Турецкой земли», была приложена к письму А. Д. Меньшикову, отправленному 19 февраля 1711 г., еще до официального объявления о начале войны с Османской империей. Послание Сенату датируется 30 декабря 1712 г., оно написано в обстановке осложнений в русско-турецких отношениях, грозивших вновь перерасти в военный конфликт.

Выписано из письма папина нунция... писанного ис Константинаполя от 8 генваря[80], что из Албании к Порте пришли 4 аги с возвещением, что народ, имянованный клементии, кучи, пипери[81] и многие иные все христиане и некоторое число римлян[82], которые живут по великим горам албанским до великия Черныя горы и до самого Катара града венецкого, слыша о турецкой войне, збунтовали и взяли град Спузей[83] и порубили всех турков. И еще намерили поход на Скутари[84] и призывали к тому и других тамошних жителей, которые обещали быть в соединении, а до того числа собралось таких 20 или 30000 человек. А приезжей гречанин сказал, что ныне зимою албанасы[85], сербы, боснаки и болгары против турка збунтовали. А в письме посла Толстого[86] написано, что в Кандии[87] собралось християн с 400 человек и стали у того острова на бастиментах, имянуемых Фусты, и явно туркам дани не дали, а которые турки приехали к ним для разговору, тех, побив, пометали в море...

Содержание

Введение …3
Тема № 1.Польша в конце XV – XVIII вв. …5
Тема № 2. Славяне балканского полуострова под властью Османской империи в XVI–XVIII вв. …36

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.


[1] Кметы – основная категория поземельно-зависимого крестьянского населения в Польше, их социально-экономическое и правовое положение претерпело существенное изменение в XVI – XVII вв. (см. документ ниже).

[2] Лан – земельный надел нормального крестьянского хозяйства, размер его составлял в разных районах Польши от 16,8 до 24,2 га.

[3] Капитул – совещательный орган при епископской кафедре.

[4] Польский король (1506-1548).

[5] То есть духовных и светских.

[6] Коронными землями назывались польские земли в противопоставление литовским.

[7] Впоследствии барщина была значительно увеличена.

[8] Отрывки из произведения польского публициста XVI в. Станислава Ожеховского (1513-1583).

[9] В 1518 г. король издал закон, по которому он отказывается рассматривать жалобы крестьян на их господ.

[10] Капитул – совещательный орган при епископской кафедре.

[11] Капитульные книги – книги копий документов, выданных каптулом.

[12] Кустош – один из членов капитула.

[13] Автор имел в виду создание особого ведомства по контролю за потреблением и вывозом зерна.

[14] Коморники – категория крестьян, не имевших земли и жилища, как правило проживали у соседей. По положению близки к русскому батрачеству.

[15] Петраков – город в Малой Польше.

[16] Солтыс – сельский староста с широкими полномочиями (судебными, налоговыми и пр.). Чаще всего из зажиточных крестьян, по своему статусу близок к войту – городскому старосте.

[17] В сеймовой практике термин «сословие» применялся по отношению к посольской избе и сенату.

[18] Поветовые сеймики – съезды шляхты данного повета, то есть низшей территориально-административной единицы в Речи Посполитой.

[19] Здесь и далее идет речь об истечении 6-недельного срока, предусмотренного «Генриховыми артикулами» для работы сейма, и процедуре продления этого срока.

[20] Литва – здесь люди гетмана литовского.

[21] Пруссаки – депутаты Королевской Пруссии (Гданьского Поморья).

[22] Паны коронные – депутаты Короны, то есть земель, которые входили в Королевство Польское до Люблянской унии. Королевскую Пруссию так же считали частью Короны, но иногда (как в данном случае) рассматривали ее обособленно.

[23] Имеются в виду города Королевской Пруссии, сохранившие в отличие от прочих польских городов значительный политический вес и права.

[24] Сейм 1730 г., срыв которого обошелся Франции в 60 тыс. ливров.

[25] Сейм рассматривался как триединый, состоящий из трех станов: короля, сената и посольской палаты (избы), где заседала шляхта

[26] Эта конституция была принята сеймом при избрании королем Михаила Вишневецкого

[27] Pacta conventa – соглашения, заключавшиеся на избирательном сейме между шляхтой и новоизбранным королем

[28] Понятие “вольного сейма”, точно не выяснено в польской историко-юридической литературе. По сообщению проф. В. Собоцинского. считались вольными сеймами те, на которых вопросы materie status (то есть политического строя, налогов и т. п.) решались единогласно.

[29] В тексте упоминаются два вида городских судов: grodzki и mijeski; в первом судил староста как представитель короля, во втором (существовавшем в городах, пользовавшихся правами самоуправления, так называемым “немецким правом”) судили присяжные.

[30] Согласно конституциям 1607 и 1609 гг. можно было низложить короля силой после безрезультатного троекратного предупреждения

[31] При равенстве голосов голос короля давал перевес; считалось, что ему в этом случае дается второй голос

[32] Этим вводилась выборность для семьи, которая должна стать королевской, но вместе с тем устанавливался переход трона по наследству в пределах выбранной семьи

[33] Имеется в виду Чрезвычайный сейм, всегда “готовый” к созыву

[34] Это утверждение Збаражского ошибочно. Уже в XV-XVI вв. в Османской империи сложилась практика составления канун-наме – кодексов законодательных положений по административным, финансовым и уголовным делам. Правда, к началу XVII в. роль канун-наме в государственном управлении заметно ослабевает в связи с падением авторитета султанской власти.

[35] Здесь Збаражский допускает явное преувеличение, ибо османская действительность не дает примеров превращения представителей низших слоев общества в «королей и монархов». Он прав лишь в отношении лиц из султанского окружения, которые из простых слуг могли подняться до высших должностей в государстве, а затем, попав в немилость, лишиться чинов и накопленного состояния, а зачастую и самой жизни.

[36] Говоря о двух сословиях в османском обществе, посол имеет в виду принятое в то время деление всего населения на «военных» (аскери) и обычных подданных (райя). К первым относились придворные, военные и гражданские чины, духовенство, ко вторым – все податное население.

[37] Автор говорит о дворцовых школах, существовавших в Османской империи с XV в., где юноши, отобранные для службы в качестве капыкулу, в течение нескольких лет проходили специальное обучение. Подобная система, впервые введенная османскими правителями, обеспечивала относительно высокий для средневековья уровень подготовки военных и гражданских должностных лиц.

[38] Кетхуда – управляющий делами, помощник великого везира и других османских чиновников.

[39] Ага янычар – начальник янычарского корпуса.

[40] Из дальнейшего изложения явствует, что под «прежними государями» автор подразумевал османских султанов, правивших до второй половины XVI в. Последним в их ряду был Сулейман Кануни (1520-1566), при котором «классические» османские порядки достигли, по мнению Збаражского и других его современников, наивысшего совершенства.

[41] Збаражский считает османских султанов продолжателями традиции других правителей мусульманского мира, возникшего в VII в.

[42] Здесь подразумеваются османские султаны Мехмед III (1595-1603) м его сын Ахмед I (1603-1617).

[43] Речь идет об осаде венгерского города Эгера в 1596 г., во время австро-турецкой войны (1593-1606), когда были отмечены случаи массового дезертирства турецких солдат.

[44] Подскарбий – хранитель государственной казны в Речи Посполитой.

[45] Автор имеет в виду острые социальные конфликты, потрясавшие Османскую империю в конце ХVI - начале XVII в. и известные в турецкой истории под названием «джелялийская смута». Одним из наиболее ярких проявлений «смуты» было восстание в 1599-1603 гг. под руководством Кара Языджи и Дели Хасана. К этому выступлению анатолийского крестьянства и мелких феодалов-сипахиев примкнул и ряд видных провинциальных наместников, в том числе бейлербей Карамана Хусейн-паша.

[46] Перечисляя приемы «умиротворения» бунтовщиков, автор отмечает важную деталь, объясняющую существование многочисленны разбойников (левендов) в XVII в. Прежде лица, добровольно записывавшиеся в турецкое войско по случаю больших походов, получали оружие и обязаны были сдать его по окончании кампании. После австро-турецкой войны, о которой речь шла ранее, многочисленные отряды отказались разоружиться и разошлись по стране в надежде получить постоянную службу при дворе какого-либо влиятельного феодала. В дальнейшем Порте пришлось примириться с подобным поведением воинов.

[47] Збаражский подразумевает конфликт Османа II с шейх-уль-исламом Эсад-эфенди. Подстрекаемый своим духовным наставником Омер-эфенди, молодой султан вскоре после вступления на престол резко ограничил сферу деятельности муфтия, сведя ее к изданию фетв. В 1620 г. Осман взял себе в жены дочь Эсад-эфенди вопреки воле отца, чем еще более осложнил свои отношения с муфтием.

[48] Каждый сипахи – владелец тимара, собираясь в поход, должен был привести с собой определенное число воинов-джебелю. В среднем полагалось, чтобы с каждых 3 тыс. акче дохода сипахи снаряжал по одному джебелю.

[49] Приводимые Збаражским данные очень близки к тем, которые сообщает другой источник. Так, например, отмечается, что в азиатских владениях султана число семей, платящих подати, уменьшилось до 75 тыс.; многие сельские жители были вынуждены оставлять свои селения из-за несправедливости и жестокости правителей: «За три дня пути по Греции или по Анатолии не увидишь ни одного человека, не достанешь ни яйца, ни глотка воды».

[50] Капудан-паша – главнокомандующий всеми морскими силами империи, адмирал.

[51] Люди, входившие в состав турецкого гарнизона, назывались мустахфыз – стража крепости.

[52] Пенджик или пенчек – «пятая часть», доля добычи, причитавшаяся правителю мусульманского государства.

[53] Корутане – словенцы из Южной Австрии (Каринтии).

[54] Аспра турецкое название акче – османской мелкой серебряной монеты.

[55] Тимарерлер – владелец тимаров.

[56] Мирмиран – правитель провинции (бейлербей).

[57] Аяны Дивана – сановники, заседавшие в Государственном совете – Диване.

[58] Алайбей – командущий отрядом феодального ополчения численностью до 1000 сипахи.

[59] Черибаши – командир небольшого отряда сипахи.

[60] Властель, кнез – представители местной власти в завоеванных областях Сербии и Болгарии.

[61] Примикюр – представитель местной знати в Сербских землях.

[62] Вилайет – область, округ.

[63] Кетхуда – сельский староста.

[64] Берат – жалованная грамота.

[65] Испендже – поземельный налог с немусульманского населения.

[66] Чифтлик – общее название различных земельных наделов, турецкий эквивалент славянской баштины.

[67] Авариз-и диванийе и текялиф-и урфийе – общее название чрезвычайных и обычных (основанных на обычае) налогов, взимавшихся в Османской империи.

[68] Войнуки – особая категория сельского населения на Балканах в период османского владычества, выполнявшая военную службу в качестве вспомогательного войска, взамен чего освобождались от уплаты некоторых налогов.

[69] Ушр – один из видов шариатских налогов, десятина.

[70] Харадж – поземельный налог, входивший в число шариатских.

[71] Тапу – документ, выдававшийся крестьянам за определенную плату и фиксировавший их право на земельный надел, полученный от сипахи или от государства.

[72] 29 января 1587 г.

[73] Перечисленные округа находятся на территории Охридского санджака.

[74] Улемы – образованная часть мусульманского духовенства; хатиб – проповедник, читавший пятничную молитву в мечети; имам – служитель мечети, руководивший религиозными церемониями.

[75] Сарыджа – род вспомогательных войск, набиравшихся из местного населения.

[76] 1668-1669 гг.

[77] Нузуль – один из чрезвычайных налогов, введенный для снабжения армии продовольствием.

[78] Мартолосбаши – глава отряда вспомогательных войск.

[79] Белюкбаши – глава отряда янычар и других войск.

[80] 1710 г.

[81] Упоминаются горные сербские племена, населявшие северную Албанию и бассейн р. Морачи и с давних пор боровшиеся вместе с черногорцами против турок.

[82] Римляне – здесь местные христиане-католики.

[83] Современный г. Спуж на р. Зете.

[84] Скутари – совр. г. Шкодер – был захвачен турками в 1479 г.

[85] Албанасы – албанцы.

[86] П. А. Толстой (1645-1729) – первый постоянный посол России в Османской империи в 1702-1714 гг.

[87] Кандия – о. Крит.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 496; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!