Реляция о срыве сейма (1652 г.)



[Из Варшавы, с сейма 1652 г.] ...Посольская изба, по своему обыкновению заполняя дни раздорами и спорами, не приступала к продолжению совещаний с панами сенаторами и не пошла наверх, в сенат, как установлено, за 5 дней до закрытия[19]. Не пошли они ни за четыре, ни за три, ни за два дня, а в последний день. Препятствие возникло по следующей причине. В среду князь Радзивилл, гетман литовский, ехал в замок по Пивной улице, мимо двора Покшивицкого. Там стояла запряженная карета пана старосты. Всадники сперва оскорбили возницу и гайдуков, потом сам гетман крикнул: бей! Были убиты два гайдука пана старосты, а возница, может, и вылечится. Люди пана старосты тоже порубили немало литвы[20], но сила взяла верх, и литва даже ворвалась в дом. Это преступление вызвало задержку дня на два, ибо паны пруссаки[21] не желали ни к чему приступать, пока не будет судебного разбирательства. Едва лишь в пятницу удалось удовлетворить панов пруссаков тем, что посольская изба прежде всего обратится наверх и будет просить короля, чтобы приказал дело рассудить. Так и было решено, чтобы судить. В тот же день была дана отсрочка до субботы. В субботу паны коронные[22] стали сильно нападать на пруссаков по поводу уплаты прошлых податей – они хотели в случае, если сейм будет сорван, свалить вину на прусскую землю... Но когда паны пруссаки публично дали понять, что вместе с городами[23] будут насмерть стоять при короле, то их милости совсем взбеленились. И потом, когда Речь Посполитая просила о продлении до понедельника, один из литовских послов закричал: «Я не дозволяю продления!» – и неожиданно выбежал, заявил протест и сразу же переправился на другой берег Вислы. И так-то был спет реквием сейму. Но как бы он, не дай боже, не стал реквиемом Польше.

Отрывок из произведения Станислава Конарского

«О действительной форме совещания»,

Изданного в 1760-1763 гг.

…Мы жалуемся на несправедливые и часто бесстыдно продажные трибуналы и суды, на безнаказанные клятвопреступления, которые превратились уже почти в привычку и стали второй природой... на непереносимые обиды от более знатных и сильных, на то, что повсюду много тиранов и тирании над более слабыми. Что войск в стране для внутренней безопасности слишком мало… Каждый гражданин словно ни о чем другом не думает, лишь бы ему было хорошо, а остальные пусть погибают... Государственная казна беднее и хуже устроена, чем во многих иностранных городишках. Торговля в стране совсем упала... стала ненавистна купцам из-за кожедерства панов... Крайняя нищета крепостных. Разорение городов и местечек. Страна полна порченой монеты, нет золота и серебра, нет заботы о том, чтобы охранить страну от прилива самых плохих денег из-за границы, нет заботы о том, чтобы унять фальшивомонетчиков... Невыносимое угнетение со стороны соседей, повсюду нарушения границы и насилие и иго во время мира. Имущество наших домов, жены и жизнь находятся под угрозой опасности со стороны своих и чужих набегов и со стороны буйных шаек. Неугасающие раздоры между панами. Выборы чиновников, депутатов, судей настолько нарушаются и в такой мере невозможны, что только тайком, при несоблюдении всяких прав, они могут еще кое-где происходить.

Непрерывно подло срывают сеймы и сеймики, так что в течении 70 лет прошел только один обыкновенный сейм. Перепутаны права судебного ведомства и государственных учреждений. Постоянные стычки между церковью и светскими…

 

О работе сейма.

Донесение французского посла Людовику XV

(март 1732 г.)

...Желательно, чтобы поляки больше думали об интересах своей родины, больше, чем прежде, заботились о том, что происходит за рубежом, и больше бы остерегались венского двора, России и Пруссии. Они же думают исключительно о своих партикулярных интересах, и, когда им говорят об опасности, в какой пребывают, признают, что она существует, но тут же отвечают, что Польша всегда сама собой управляла и что в интересах Европы, дабы нынешнее правительство [Польши] осталось таким, каким есть, и дабы никто из соседних государей не подчинил его. Я им говорю, что венский двор, Россия и Пруссия никогда не были так сильны, как теперь, и они [поляки] постоянно должны опасаться потери каких-либо провинций... Но им только бы давали деньги, и они довольны. Таковы, Светлейший Государь, их политические принципы.

В соответствии с Вашим, государь, велением, необходимо присмотреть за срывом будущего чрезвычайного сейма. Малосведущие в политике люди считают, что сейм срывается легко и без больших расходов. Действительно, не надо много платить послу, который срывает сейм, выходя из палаты и вписывая свой протест в книги. Но этого мало. Надо иметь за собой значительную группу влиятельных магнатов, которые поддержат такого посла. Обычно бывает это простой шляхтич; его легко уговорить, но так же легко он может переменить мнение, получив подарок от двора. Те из магнатов, что являются послами, всегда делают вид, что сейма не срывают — иначе лишились бы благосклонности двора. Поэтому надо обращаться к нескольким бедным шляхтичам, давая им деньги. Однако следует иметь партию, которая их поддержит, ибо, когда они покидают палату, их могут зарубить. Эта партия, которой тоже надо дать денег, под разными предлогами не позволяет убить протестующего посла. Во время последнего сейма в Гродно[24], когда сорвал его посол Марцинкевич и получил обещанные ему за отъезд из Гродно деньги, польский король разослал во все стороны разных значительных людей, чтобы его догнали и с помощью всякого рода обещаний доставили назад. Ночь он провел в шести милях от Гродно, и пришлось употребить все старания, дабы его удержать: он хотел вернуться и купить ткань для жены. Мы купили штуку лионской ткани и доставили ему. Ибо, вернись он в Гродно, польский король дал бы ему столько же денег, как и мы, и он взял бы назад свой протест и назвал тех, кто его нанял сорвать сейм...


Кардинальные права 1768 года

К началу XVIII века Польша представляла собою, по существу, слабо связанное объединение отдельных воеводств. Политические порядки, царившие в польском государстве, стали тормозом развития экономики и культуры страны. Особенно ярко отрицательная роль процесса децентрализации стала сказываться во второй половине XVIII века в связи с развитием капиталистического уклада в экономике страны, начавшимся в этот период. Развитие производительных сил и капиталистических отношений, с одной стороны, и отрицательные последствия политической и экономической раздробленности для дальнейшего существования польского государства – с другой, привели к тому, что часть магнатов и шляхты стала стремиться к политическим преобразованиям в Польше.

Первые попытки проведения реформ относятся к 1763–1764 гг. – периоду «бескоролевья», наступившему после смерти Августа III, – и связаны с именем магнатов Чарторыских.

Несмотря на то, что эти реформы являлись хотя и робкой, но необходимой попыткой несколько усилить центральную власть в польском государстве, их результаты сказывались недолго. Шляхта ожесточенно сопротивлялась проведению реформ в жизнь, так как в ограничении liberum veto усматривала покушение на свои вольности, а городское сословие еще не выступило на арену политической борьбы.

Значительную роль в борьбе с реформами сыграла поддержка, оказанная шляхте Россией.

Предлогом для вмешательства во внутренние дела Польши со стороны России послужил так называемый диссидентский вопрос, то есть вопрос об уравнении в правах христиан не католиков с католиками.

В результате этого вмешательства Россия заключила с Польшей договор в феврале 1768 года в Варшаве об уравнении диссидентов в правах с католиками. Одновременно были выработаны так называемые «Кардинальные права» с подтверждением и закреплением основ существовавшего строя феодальной Польши. Под гарантией России «Кардинальные права» Речи Посполитой объявлялись нерушимыми.

Как Варшавский договор о диссидентах, так и «Кардинальные права» были утверждены Чрезвычайным сеймом 1768 года.

 

[Извлечения]

Особый акт второй

...Светлейшая Речь Посполитая Польская, желая раз навсегда обеспечить форму своего господства и свободы путем определения своих кардинальных (основных) прав, никогда не могущих быть измененными, и положений, которые впредь могут быть изменяемы только единогласно на свободных сеймах, устанавливает следующее.

Кардинальные права

(Leges Cardinales)

I. Власть законодательства Речи Посполитой, доныне пребывающая в руках трех ее станов[25], а именно: королевского, сенаторского и рыцарского, должна оставаться нерушимой навсегда и эту власть не может присваивать себе или пользоваться ею ни каждый без других двух, ни два без третьего, а поэтому один стан без согласия других двух или два стана без третьего никогда не должны передавать, закладывать, менять или продавать владения и земли Речи Посполитой, как поместья, принадлежащие королевскому трону, духовным и светским; исключение составляют (периоды) бескоролевья, когда власть пребывает в руках двух станов, и (тогда) что эти два стана установят единогласно в становых вопросах и большинством голосов в вопросах распоряжения поместьями и владениями, а также в вопросе о назначении срока созыва и продолжительности сейма для выборов короля и назначении дня, когда король должен быть выбран, будет иметь силу, как если бы это установили все три стана.

IV. В соответствии с кардинальным правом Речи Посполитой, согласно которому с момента принятия господствующей святой Римской веры польский трон занимали только римские католики, выраженным в конституции 1669 года[26], и объявляя его нерушимым, закрепляем (его) на вечные времена: чтобы впредь королем польским мог быть не кто иной, как только римский католик по рождению или по призванию (крещению);...

V. Хотя до сих пор польские короли выбирались свободными голосами на собрании Речи Посполитой, и Его Величество Светлейший король Станислав Август, счастливо правящий, был посажен на польский престол из гущи народа с общего согласия Речи Посполитой, и который pacta conventa[27] в верности которым он дал присягу, точно соблюдает и, следовательно, с его стороны впредь не следует опасаться нарушения указанных свободных выборов, однако поскольку эта свобода выбора сама о себе заботиться не может, наиторжественнейшим образом заявляем и подтверждаем, чтобы свободное единогласное избрание королей оставалось навсегда в своей полной силе и чтобы никогда, ни под каким предлогом не могло быть введено и допущено наследование польского престола.

VI. Шляхетская вольность достаточно гарантирована Статутом Владислава Ягеллы и конституциями Речи Посполитой. Желая сохранения этих гарантий, ни Его Королевское Величество король, счастливо властвующий, ни его преемники, ни их должностные лица и никто из достигших власти не могут, по словам упомянутого статута, схватить землевладельца за преступление или проступок, если до этого не будет надлежащими доказательствами перед соответствующими судьею подтверждена его виновность. Однако защитой права не должны пользоваться всякие убийцы, уличенные in recenti crimine (на месте преступления), причем срок для их задержания согласно старинным правам устанавливаем в один год и шесть месяцев, а также разбойники, и уличенные в краже грабители на дорогах и домов. И, конечно, для обеспечения дорогих каждому жизни и домашнего спокойствия, согласно общим нормам права – invasor a se ipso occiditur (нападающий сам себя убивает), навсегда объявляем такого человека, в отношении которого было достаточно доказано перед надлежащим судом вторжение в дом или насилие на дороге, invindicabile caput (лицом, убийство которого не влечет наказания).

VII. Должности, духовные и светские звания, считающиеся королевскими привилегиями, и королевские пожалования, однажды полученные и спокойно удерживаемые и действительность которых не опровергнута в надлежащем суде, никем, ни у кого, ни под каким предлогом отбираться не будут, а если же к тому будут справедливые основания, то такое отобрание может наступить только на вольных сеймах[28] sub unanimitate (при единогласии). Однако земские судьи, городские должностные лица и все subalternae jurisdictiones (подчиненные высшей юрисдикции), на которых (поступают апелляции de male gesto Officio (на плохое выполнение должности) должны будут отвечать в трибуналах et judicatum ich pati (и принять их приговор).

VIII. Права и привилегии провинций, а именно те, с которыми они вошли в Речь Посполитую и которыми пользуются их жители, законно пожалованные, и до сих пор официально действительность которых не оспаривалась, в целостности будут сохранены (соблюдаться). Вельможные канцлеры обоих народов (Польского и Литовского), присягая на должность, обязуются следить за тем, чтобы впредь из народных канцелярий не исходило ничего, противоречащего этим правам...

IX. Торжественно обещаем, что Великое Княжество Литовское, в вечной унии с Короной, а также другие провинции и земли, единое целое с Речью Посполитой составляющие, останутся нераздельным единым целым.

XI. Право шляхетского равенства и права наследования земельных владений, почестей, сенаторского звания, министериалов, духовных и светских должностей и привилегий, городских и не городских староста и аренд должны принадлежать только местной шляхте и никакие титулы не могут их затмить или унизить.

XVII. Liberum veto в вопросах сословий на вольных сеймах должно сохраниться навсегда в его полной силе, и указанные вопросы должны всегда решаться единогласно, сохраняя на вечные времена за каждым из лиц, составляющих сейм, власть (право) воспрепятствовать деятельности сейма в вопросах сословий возражением только одного, заявленным либо в свободной устной, либо в торжественной форме.

XIX. Целостность верховного владения и собственности шляхетского сословия на имущества земель и наследственные владения их подданных согласно статутным правам никогда не может быть отнята или уменьшена. Право жизни и смерти над подданным, однако, не может находиться в руках землевладельца. Если подданный совершит преступление, то его следует передать в земский или городской суд[29].

XXI. Так же как права Монаршьи (Jura Majestatica) должны всегда сохраняться, и в соответствии с ними должно иметь всегда место повиновение народа Их Величествам Королям, так в случае, если бы кто-либо из королей нарушил что-либо из народных кардинальных прав или ex pactis conventis, которые он под присягой заключил с тем же народом, нарушил и не захотел бы соблюдать, то тогда в соответствии с порядком, записанным в конституции 1607 года[30], тот же народ будет свободен от повиновения его величеству королю. Бели же кто-либо станет несправедливо обвинять на сейме его величество короля, то он должен быть судим и примерно наказан в соответствии с конституцией 1609 года.


Государственные дела

I. На вольном сейме нельзя без единогласного разрешения станов Речи Посполитой увеличить или изменить никакого налога, однажды установленного, а также под каким-либо предлогом изменять тарифы.

II. Без единогласного решения на вольном сейме ни от чьего имени и ни под каким предлогом нельзя увеличивать однажды установленного количества войск Речи Посполитой в какой-либо местности королевства.

III. На вольном сейме без единогласного разрешения станов Речи Посполитой нельзя заключать никакого союза, конвенции, унии, договора о дружбе или торговле с иностранными державами.

IV. Объявление войны и заключение мира могут иметь место на вольных сеймах только при единогласном решении.

XI. Согласно записям старинных прав Речи Посполитой короли не могли покупать земли и владения в государствах Речи Посполитой для своих наследников по крови, и разрешение, данное его королевскому величеству, – счастливо властвующему – in pactis conventis, должно служить только ему самому, и приобретенные им владения должны перейти к его наследникам по Крови, так что если в будущем их величества короли, преемники ныне царствующего наисветлейшего Станислава Августа пожелают совершить такие же приобретения для своих наследников по крови, то они могут это сделать только при единогласном разрешении на вольном сейме.

XII. Народное ополчение Речи Посполитой может быть созвано только властью Сейма и при единогласии во время вольного сейма.

XIV. Все вышеописанные дела ни под каким предлогом или толкованием никогда никем не должны решаться по большинству голосов; они должны быть решаемы на вольных сеймах только единогласно.

Этот особый акт второй, будучи гарантирован подписанным сегодня трактатом между его величеством светлейшим королем светлейшей Речи Посполитой польской с одной стороны, и ее величеством светлейшей императрицей всея Руси, с другой стороны, должен иметь такую же силу, влияние, и быть так же обязателен, как если бы он был дословно вписан в вышеупомянутый трактат. Поэтому он должен быть помещен в ратификационных грамотах обеих договаривающихся сторон. В чем мы, уполномоченные обеих сторон, этот особый акт собственноручно подписали и скрепили нашими Гербовыми печатями в Варшаве дня 24-го по новому стилю, 13-го по старому стилю, месяца февраля года 1768-го.

 

Конституция 3 мая 1791 г.

Конституция 3 мая 1791 г., официально именовавшаяся «Правительственным законом», была принята Чрезвычайным сеймом Польши, начавшим свою работу в 1788 году и вошедшим в историю польского государства под названием четырехлетнего конфедеративного сейма.

Небезынтересно отметить, что польская Конституция 3 мая 1791 г. была вторым в мире конституционным законом такого вида после Конституции США 1788 года.

 

[Извлечения]

I. Господствующая религия

(Римско-католическая)

II. Земледельческая шляхта

Чтя память (предков наших, как основателей свободного правления, мы торжественнейше гарантируем шляхетскому сословному (стану) все свободы, вольности, прерогативы и преимущества в частной и общественной жизни. Особенно мы утверждаем, гарантируем и признаем нерушимыми права, статуты и привилегии, справедливо и законно наделенные шляхетскому сословию Казимиром Великим, Людовигом Венгерским, Владиславом Ягеллой и Витольдом, братом его, великим князем Литовским, а также Владиславом и Казимиром Ягелловчиками, братьями Альбертом, Александром и Сигизмундом Первым и Сигизмундом Августом, последним из ягеллонского рода. Достоинство шляхетского сословия в Польше признаем равным за всеми шляхетскими званиями, где-либо принятыми. Признаем равными между собою всех шляхтичей не только в отношении получения должностей и оказания услуг отечеству, честь, славу и выгоду приносящих, но также в отношении равного пользования привилегиями и прерогативами, принадлежащими шляхетскому сословию, а особенно же правом личной безопасности, личной свободы и правом собственности земельной и движимой, так как они издревле каждому служили, так мы хотим, чтобы они хранились впредь свято и нерушимо, и торжественно обещаем, что не допустим никакого изменения или изъятия в законе о личной собственности...

...Шляхту мы считаем первейшими защитниками свободы и настоящей конституции. Поручаем добродетели, чувству гражданства и чести каждого шляхтича, святости ее, оберегать ее крепость, как единственную твердыню отечества и свобод наших.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!