Сипахийская система в османской империи.



Из трактата XVII в.

Трактат составлен в 1653 г. османским придворным чиновником Али Чаушем из Софии, который попытался систематизировать все положения о различных видах условных пожалований – тимаров, зеаметов и хассов в Османской империи.

Все имеющиеся в богохранимом государстве города, крепости, деревни и пахотные угодья (мезре,а) разделяются на 22 категории: одна из них – хавасс-и хумаюн – султанские хассы. А еще категория – хавасс-и вюзера – хассы везиров, мирмиранов[56], славных аянов Дивана[57]… Особенность хассов [вообще] состоит в том, что ими начинают владеть, как только получают пост, то есть они назначаются тем, кто занимает пост. <...>

А еще категория — зеаметы и тимары, которые назначаются мужам Дивана и некоторым храбрецам за их участие в сражениях с врагами. Их называют заимами и владельцами тимаров. Это те, кого называют военными. Среди них имеются алайбеи[58] и черибаши[59], которые также обладают зеаметами и тимарами. И пока они верны своим обязанностям, они владеют зеаметами и тимарами. Без причины [эти владения] нельзя отнять. Однако если кто-либо из них во время похода попадет в плен, погибнет или умрет и законом установлено его отсутствие, то принадлежавший ему тимар или зеамет по тому закону передается сыну, а если у него сына нет, то постороннему...

А еще категория – это те деревни и мезре'а, которые назначены властелям [кнезам[60] и примикурам[61], когда последние в период завоевания приняли службу от казны в вилайетах[62]. Они выступают как бы в качестве кетхуды[63] для жителей тех деревень, которые им [властелям] ежегодно назначаются. Они выполняют службу, собирая налоги для казны и оказывая содействие в сборе припасов для походов, а также оповещают [жителей] об особых известиях, предназначенных султанским указом для реайи, и даже принимают меры к возвращению некоторых реайя, подвластных им деревень, которые сбегут во враждебные или другие страны.

Они разделяются на две категории. Одна категория — это властели и кнезы с тимарами. Они, как и прочие владельцы тимаров, имеют на руках бераты[64]. А другая категория – это освобожденные от налогов примикуры, которые за свою службу сами, их сыновья и братья освобождены от налогов и повинностей джизье и испендже[65] с обрабатываемых ими чифтликов[66] и баштин, а также освобождены от авариз-и диванийе и текялиф-и урфийе[67].

А еще категория – это угодья (мезре'а), которые назначены войнукам[68], под наименованием баштины. По определению мужей Дивана, баштина значит чифтлик, который обрабатывается и засевается. Они [войнуки] освобождены от ушра[69], текялиф-и урфийе, хараджа[70], испендже и авариз-и диванийе. <...>

Войнуки делятся на группы под наименованием гёндер в значении «копье». В каждом гёндере три войнука; один из них основной, а двое – ямаки. Их служба состоит в том, чтобы во время похода от каждого тендера по очереди выступал один войнук. Очередь выпадает каждому раз в три года. <...>

Что касается названий зеамет и тимар, то когда кому-либо поберату передаются некоторые деревни и мезре'а с доходом в 20 тысяч акче или более, то их называют зеамет, а если до 20 тысяч будет недоставать хоть одного акче, то называется не зеамет. а тимар, так как высший предел зеамета 100 тысяч, а наименьший 20 тысяч акче. Высший предел тимара 20 тысяч, а наименьший не определен <...>.

 

Земли и повинности райи.

Из канун-наме охридского санджака

Свод законов для санджака (области) Охрид представляет собой типичный образец провинциальных канун-наме, составлявшихся в Османской империи с конца XV в. Источник не датирован, но по содержанию отдельных статей историки относят его к XVI в.

...Когда умрет какой-нибудь райат, а сын его попадет в беду и обнищает и из-за крайнего оскудения одно поле из своей баштины или какую-то часть земли продаст другому или же заложит... [так] пропадают многие баштины и невозможно получить с них ни испенд-же, ни джизье. Отныне и впредь не дозволяется деление баштин, а произведенное дробление отменяется. Если райят совершит подобное, баштину у него следует отнять насильно. Пусть его [райята] сипахи отберет всю баштину у продавца и покупателя и передаст ее кому-либо из желающих, чтобы не пропадали ни султанская джизье, ни испендже сипахи.

Если какой-то райят умрет и оставит сына, то по древнему закону баштина умершего переходит к его сыну. Сипахи не может требовать с него [сына] сбор за тапу[71]. Если же не будет сына, а останется его [умершего] брат, дочери и другие родственники, баштина им не передается. Ей распоряжается сипахи; в том случае, когда брат заплатит тапу в таком размере, в каком платят другие, сипахи не может передать ее кому-либо другому. Если же не заплатит [тапу], сипахи волен отдать ее тому, кто пожелает. Дочерям его [умершего райята], сестрам и другим родственникам баштина не должна продаваться.

...Когда умирал какой-либо райят и баштину его надлежало передать другому по тапу, то случалось так, что сипахи, посчитав, что мельница, виноградник, сад и дом [умершего райята] тоже относятся к баштине, силой отнимали и отдавали другому по тапу. Между тем его [умершего райята] мельница, виноградник, сад и дом не относятся к баштине. Они должны переходить по наследству к детям и родственникам. Баштиной называют земельные наделы, которые обрабатываются. Отныне и впредь все прочее [мельницу, виноградник, сад и дом] пусть сипахи не отдают в качестве баштины.

...Говорят, что люди санджакбеев, субаши, эмины, сипахи, коменданты крепостей и все им подобные обладатели тимаров не берут уже натурой зерно и другие виды десятины, а оставляют все это бедной райе и требуют с нее [стоимость продуктов] по более высокой цене. Это является произвольным нововведением и, поскольку оно противоречит моему августейшему повелению, его следует отменить. Отныне и впредь пусть со всех зерновых взимается ушр и саларийе и пусть тимариотам не позволяют оставлять [причитающееся им зерно] райятам и взимать с них деньгами по высокой цене. Таким же образом пусть взимают ушр и саларийе с виноградника и не оставляют [винограда] райятам.

Пусть [сипахи] заставят райятов отвозить произведенный ими ушр на ближайший базар. Пусть не чинят насилия и не заставляют угрозами отвозить далеко. Нет закона, чтобы лица, приходящие [из других деревень] и обрабатывающие землю, отвозили свой ушр на ближайший базар. Такой [закон] относится лишь к той райе, которая [приписана к] каждому сипахи. Древний закон предписывает райятам построить в своем селе амбар для хранения ушра и сала-рийе, которые получает их сипахи. По такому же древнему закону райяты должны собрать ушр в амбары своих сел, а затем отвезти его па ближайший базар.

 

Земельные владения

Османской знати на Балканах.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1088; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!