ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГОВ



ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

 

Шишминцева Е.Е.,

методист МБОУДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Курган, РФ

 

Если огурцы опустить в рассол, то они через некоторое время без всяких нотаций станут солеными.

                                          В.Ф. Шаталов

 

Двенадцать педагогов Дворца детского (юношеского) творчества г. Курган за последние 18 лет приняли участие в двадцать одном конкурсе профессионального мастерства городского, областного и всероссийского уровней. Среди них – два призера Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», пять победителей областного фестиваля педагогического мастерства, один победитель     и два призера городского конкурса «Учитель года». Практически все педагоги как минимум выходили в финал конкурса. Такая высокая оценка профессионализма наших коллег позволяет сделать вывод об эффективности методической службы учреждения, которая все эти годы целенаправленно выстраивала систему работы в этом направлении.

1999 год. Городской конкурс «Учитель года», в котором две бесконечных недели «варятся» педагог и два методиста. Они делают практически невозможное: педагог дополнительного образования среди учителей по оценкам «учительского» жюри занимает второе место. Несомненный успех! Но как же трудно все это далось… Дальше – проще, их стало трое… четверо… Так, начав          с временного погружения ограниченного круга лиц постепенно мы пришли         к осознанию необходимости создания такой среды в учреждении (и не только во время конкурса), которая объединяет педагогов-единомышленников и мотивирует их на творческую самореализацию.  

И сейчас уже можно говорить о результатах этой работы.

Ежегодно во Дворце работают творческие группы педагогов по различным проблемным темам: «Мультимедийная мастерская – редизайн современной презентации», «Использование IT в педагогической деятельности» и др.; проводится конкурс открытых занятий молодых педагогов и их наставников; стали доброй традицией выступления специалистов Дворца перед всем педагогическим коллективом (представление опыта работы; проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, мероприятий и др.). В процессе этой работы выделяются перспективные потенциальные претенденты на участие в конкурсе.    И уже непосредственно перед конкурсом с учетом внутренней и внешней мотивации, по субъективным и объективным причинам выбирается тот, кто представит учреждение на конкурсе профессионального мастерства. А полная уверенность любого педагога Дворца в квалифицированной помощи со стороны коллег и администрации является еще одним аргументом в пользу участия.       На этом же этапе определяются наставник конкурсанта и команда поддержки      с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, ведь взаимодействие соприкасающихся характеров имеет значительное влияние на успех командной работы, и то, чего не хватает участнику, должны дополнять члены команды. Причем формируются два круга педагогов: рабочая группа, которая, как правило, включает не более трех человек, и команда поддержки, состоящая из тех, кто активно «в теме» (обычно 7-8 человек).

Дальше следуют работа с положением конкурса и определение главных идей, отличительных и индивидуальных особенностей педагогической деятельности конкурсанта, так называемый поиск «изюминки»: педагогическое кредо «От доминирующего монолога к творческому диалогу», тема творческой лаборатории «Социально-ролевая среда как фактор развития личности подростка       в клубе старшеклассников» или «Построение образовательного процесса на основе данных мониторинга», мастер-класс «Здесь мало услышать – вслушаться нужно!», виртуальная экскурсия «Как научиться рассматривать картину» и др.

И опять открытость, инициативность, активность и неравнодушие в среде коллег способствуют поиску оригинального содержания, нетрадиционных форм и методов работы, инноваций и нетривиальных подходов, современного оформления, эргономичных дидактических и наглядных материалов, оптимального музыкального сопровождения. Так мы узнали, что такое клепсидра, как делать стоп-анимацию, впервые услышали музыку гагаку, увидели аллегорические портреты Джузеппе Арчимбольдо, поняли, что музыку можно «увидеть», «потрогать», «почувствовать», «прожить», «станцевать» и даже «ощутить на вкус», были удивлены информацией о том, что автор эмблемы чупа-чупса – Сальвадор Дали… Восприятие свежих идей, разных мнений позволяет педагогу посмотреть на проблему во всем многообразии и не в качестве критики и назидания, а в качестве помощи, ведь в конечном итоге будут выбраны самые оптимальные предложения, которые реальны в воплощении данного педагога, смогут стать «родными» и не будут смотреться, как инородное тело.

В процессе «репетиций» занятий и «закрытых» выступлений участника «на дому» команда пытается создавать разные условия, предполагать несколько вариантов развития событий. Доброжелательная и рабочая атмосфера позволяет педагогам при анализе или рефлексии искренне и тактично высказывать свои впечатления, мнения о том, что было не понятно, не интересно, чего не хватило, задавать каверзные вопросы, прогнозировать нетипичное поведение участников… На этом этапе в команде поддержки всегда есть «новенькие», их «свежий взгляд» позволяет посмотреть на конкурсанта с чистого листа, что максимально приближено к условиям конкурса. А удивленные возгласы: «Оказывается, я умею рисовать?!», «Никогда не думала, что осознанно слушать музыку так интересно и необычно…» или «Я – бездарь, у меня ничего не получилось», – самые главные ориентиры для участника и самые ценные для команды, которая вскоре пополнится новыми неравнодушными педагогами.

Этап подготовки завершается не только оформлением материалов и ревизией необходимого оборудования, но и оценкой эмоционального и физического состояния конкурсанта, распределением обязанностей и ролей членов команды поддержки, проектированием предполагаемых стрессовых ситуаций  и поведения в них. Большинство наших педагогов – женщины, для которых важно не только содержание, но и внешний вид. Бывало и такое, что мы не могли приступить к работе, пока не определились «В чем же я буду?». Во время самого конкурса необходимо продумать оптимальное распределение времени   и сил. Приемы психологической помощи конкурсанту сугубо индивидуальны: кого-то надо отвлекать и опекать; кто-то предпочитает непосредственно перед испытанием побыть один («уйти в себя»); можно разработать язык жестов для поддержки педагога во время выступления и т.п. Здесь тоже могут возникнуть курьезные ситуации: приготовили часы, наклеили на циферблат метки по этапам занятия, а потом оказалось, что конкурсантка не смогла их разглядеть. Смеялись всей командой, вместо организационной помощи вышла эмоциональная разрядка, что тоже хорошо.

Практически в каждом конкурсе есть испытание-импровизация, которое ни в коем случае не исключает подготовки и «домашних заготовок», основанных на индивидуальных особенностях участника. Трудность заключается в дозировании и оптимальном объеме новой информации для педагога, которая обязательно должна быть близка его педагогической позиции, опираться           на конкретный профессиональный опыт. Так, перед круглым столом по проблемам дополнительного образования педагог никак не могла сосредоточиться, путаясь в «умных фразах» из нормативных документов, пока не перевели ей все в практическую плоскость на примерах нашего учреждения. И результат не заставил себя ждать!

Последействие есть всегда! В постконкурсный период происходит не только подведение итогов, анализ и осмысление работы команды и педагога-участника, но и прогнозирование дальнейшей деятельности в разных направлениях. В учреждении корректируются планы методической работы, создаются условия для пропаганды и трансляции передового опыта, формирования благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов учреждения. Для членов команды – это расширение пространства активного педагогического общения и, конечно, возможность опробовать новые идеи          в своей педагогической практике. Для участника конкурса – это выход на новую профессиональную ступень, дальнейшее стремление к самосовершенствованию, самоактуализации, применение приобретенного опыта в своей педагогической деятельности и нередко карьерный рост. Шесть участников конкурса в настоящее время занимают руководящие должности, в том числе и в Департаменте образования и науки Курганской области, в образовательных учреждениях Екатеринбурга и Набережных Челнов, в Кургане и, конечно, во Дворце. Так «вчерашние» участники конкурса становятся наставниками, и круг не замыкается, начинается новый виток.

Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Действительно, у каждого конкурса есть свои плюсы и минусы. Но если рассматривать конкурсное движение как фактор повышения профессионального мастерства на практике, как возможность творческой самореализации педагогов, то проигравших нет и не будет.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!