Политическая социализация: сущность,



Этапы, факторы

 

Политическая социализация служит подготовке инди­видов к участию в политической жизни. Она представля­ет собой процесс, в ходе которого человек усваивает ценности, нормы, установки и образцы поведения, позволяющие ему соответствовать требованиям и ожидани­ям, предъявляемым к нему обществом и/или группой. Этот процесс имеет как бы две стороны: 1) усвоение требований общества; 2) формирование качеств и способностей, позво­ляющих реализовывать эти требования. В ходе социализа­ции человек приспосабливается к обществу и взаимодейст­вует с ним.

Политическая социализация включает как контроли­руемые обществом процессы целенаправленного формиро­вания личности с помощью специальных общественных институтов (школы, университеты, институты политичес­кого образования, СМИ и т.д.), так и стихийное влияние факторов окружающей среды (неформальные и деловые группы, переживаемые в личном опыте человека различ­ные политические события и др.).

Политическая социализация — необходимый элемент воспроизводства и сохранения политической системы, по­скольку она готовит граждан к выполнению предписывае­мых ею политических ролей: гражданина, избирателя, члена партии и профсоюза и т.д. В то же время социализа­ция важна для самой личности, ибо она позволяет ей адап­тироваться к политике, освоить ее ценности, нормы и пра­вила и, включаясь в политическую жизнь, реализовывать с помощью власти свои интересы.

Политическая социализация — длительный процесс. Он начинается в раннем детстве, примерно с трех-пятилет­него возраста. Согласно А. Колбергу, политическая соци­ализация осуществляется в процессе когнитивно-нравст­венного формирования личности, включающего три фазы (этапа): доконвенциалъную, конвенциалъную и постконвенциалъную. Первая фаза отличается эгоцентричностью, а затем индивидуалистичностью восприятия мира. В это время под воздействием главным образом семьи у ребенка формируются индивидуальная идентичность и общие ин­теллектуально-познавательные и нравственные компонен­ты сознания, в том числе отношение к подчинению, власти, иерархии и др.

На второй, конвенциальной фазе (это в основном школьный период жизни) индивид осознает свою связь с обществом и политикой. В этот период приобретаются по­литические знания, формируются политическая идентич­ность и основные политические установки. Третья, постконвенциальная фаза характеризуется формированием собственной критической нравственной позиции, лежащей в основе политического поведения. Она означает формиро­вание политической личности. С этого момента человек способен быть полноценным гражданином, не только усво­ившим общественные ценности и нормы, но и критически воспринимающим политические реалии и оказывающим на них собственное активное влияние.

Политическая социализация делится на первичную, связанную преимущественно с периодом обучения, получе­ния политических знаний от родителей и их приобретения в школе, вузе и т.п., и вторичную, осуществляющуюся в процессе практического включения в политическую и тру­довую жизнь. В ходе вторичной социализации происходит критическое переосмысление политических знаний и цен­ностей и формирование устойчивых образцов ролевого по­ведения.

Первичная и вторичная социализации могут находить­ся в состоянии конфликта. Он возникает, например, тогда, когда молодой человек, получивший гуманные демократи­ческие представления о политике в семье, школе и универ­ситете, сталкивается с жесткими и далекими от демокра­тии реалиями: с авторитарной властью на производстве, требующей повседневного конформизма, с безнравствен­ностью и коррумпированностью политиков, с бюрократиз­мом, бездушием и грубостью государственных служащих и т.п. В этом случае происходит переоценка ценностей, край­ними формами проявления которой являются аполитич­ность или же радикальный политический протест.

Интенсивность процесса политической социализации обычно ослабевает после формирования политической личности, однако в менее выраженных формах изменение политических представлений, норм и ценностей происходит в течение всей жизни под влиянием новых ролевых требований (занятия руководящих позиций в партии, профсо­юзе, органах государства и т.п.)? важных политических событий (революция, война, обострение политической си­туации и борьбы и др.), а также возраста. Известно, напри­мер, что пожилые люди придерживаются более консерва­тивных политических взглядов, чем молодежь.

Включение индивида в политику осуществляется под воздействием целого ряда агентов (субъектов) полити ческой социализации. К ним относятся семья, дошкольные детские учреждения, школа и другие учебные заведения, первичные группы (в том числе группы ровесников, родст­венников, кланы), специальные институты системы поли­тического образования (например, политико-просвети­тельные фонды и общества), политические институты, молодежные организации, религиозные и общественные объединения, СМИ.

Институты политической социализации используются государством, а также другими субъектами политики с целью внедрения той или иной политической культуры, формирования определенного политического типа личнос­ти. Это может быть активный гражданин с демократичес­кими убеждениями и социально критической позицией; политический конформист с доминированием потреби­тельских ценностей; аполитичная личность; националист, патриот или космополит. От контроля за системой полити­ческой социализации во многом зависят стабильность по­литического строя и его изменение.

Содержание политической социализации во многом определяется характером политического режима. Каждый из них стремится формировать адекватный себе массовый тип личности. Политическая социализация может как укреп­лять политическое господство определенного класса или группы, так и выступать гарантом политической и соци­альной эмансипации личности, инструментом политичес­ких перемен. Во многих современных государствах, в том числе и в России, институты политической социализации, и прежде всего СМИ и школа, нередко используются в целях манипулирования политическим сознанием и пове­дением людей, формирования искаженных политических представлений, массового политического конформизма и аполитичности населения.

Не все агенты политической социализации подкон­трольны власти. Относительно автономны по отношению к государству прежде всего семья и первичные группы. Пер­вые представления индивида об обществе, государстве, по­литических партиях и т.д. закладываются в семье. Здесь формируется и общее отношение к политике, которое может быть различным: активным, равнодушным, патри­отическим, чисто потребительским и т.д. Наиболее разнос­торонние политические знания и убеждения дают школа и другие образовательные институты.

Политическая социализация непосредственно зависит от принадлежности к определенному поколению, влияние которого проявляется прежде всего через включенность в группы сверстников. Во многих странах специфическая молодежная субкультура в значительной мере определяет ценностные ориентиры и стандарты политического поведе­ния юного поколения, наиболее сильно подверженного влиянию моды и рекламы.

В современных условиях особенно сильное и растущее влияние на процесс политической социализации оказыва­ют СМИ, и прежде всего телевидение. По некоторым исследованиям, средства массовой информации способны даже в большей мере влиять на политическую социализацию, чем школа. По мере вступления различных стран в информационную стадию развития СМИ (включая компьютерно-ин­формационные системы) становятся не только ведущим агентом политической социализации, но и важнейшим регулятором всего политического процесса.

Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры. Она пред­писывает определенную модель отношений власти и личности.

Выделение типов социализации предполагает описание наиболее ха­рактерных образцов, стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического раз­вития, передача политических ценностей от одного поколения к другому.

Характер политического взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе мл» конфликте между ними. Это обуслав­ливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием различных субкультур внутри нее.

В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и граж­данского общества, которые обеспечивают уважительный диалог инди­вида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной одно­родности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценно­стям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в полити­ческую жизнь;

плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препят­ствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральном цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и г д ). Консолидированная демокра­тия в рамках этого типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности;

конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. Значительная культурная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политическом жизни всегда осуществлялось в жесткой борьбе с носителями иных по­литических субкультур;

гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на ценностях какого-либо класса (например, буржуа­зии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фа­шизма и т.д.). Этот тип политической социализации характерен для зак­рытых политических систем, которые критически относятся к ценнос­тям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.

До 90-х годов XX в. в советской России доминировал гегемонистский тип политической социализации, связанный с противопоставлением ценностей коммунизма и капитализма Была создана система политической социализации, позволявшая контролировать процесс трансляции по­литических целей КПСС во внутреннюю структуру личности начиная с семьи и кончая взрослой жизнью Все институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные органи­зации, КПСС) представляли собой механизмы единой системы поли­тического воспитания. Однако, несмотря на возможности всеобщего контроля за процессом социализации, приобретение черт политической субъективности опре­деленными социальными группами происходило на отличных от ком­мунизма либеральных ценностях. К таким группам можно отнести часть творческой интеллигенции, достаточно многочисленные группы работ­ников внутренней и внешней торговли, дипломатов и т.д.

Крушение политической монополии КПСС и коммунистической идео­логии в начале 90-х годов прошлого века привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Российское общество вступило в переходное состояние, когда:

старая система ценностей оказалась дискредитированной (хотя на нее еще ориентировались значительные группы населения);

либеральные политические ценности еще не востребованы широкими слоями общества;

прежние агенты политической социализации стали исповедовать различные политические предпочтения, причем часто конъюнктурные и эгоистичные.

Отсутствие целостной системы политической социализации личности привело к тому, что их политические позиции стали обуславливаться не влиянием лидеров, газет, телевидения, партий, а собственным экономическим положением. Поэтому наиболее мощным фактором в условиях аномии оказываются конкретные экономические (например, колебания курса доллара) и политические события, изменяющие положение индивида.

Следовательно, общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации:

демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур;

нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие – как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и мас­сового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;
3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являю­щиеся «кодом» политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: пря­мая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и устано­вок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в от­ношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).

Политическая социализация личности осуществляется в не­сколько этапов.

На первом из них – этапе политизации – у детей под влия­нием оценок родителей, их отношений и реакций формируются пер­вые представления о мире политики.

Второй этап – персонализация. В этот период восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся, к при­меру, фигуры президента, премьер-министра или полицейского.

На третьем этапе – этапе идеализации –важнейшим поли­тическим фигурам приписываются определенные качества и на этой основе образуются устойчивые эмоциональные отношения к поли­тической системе.

Четвертый этап, получивший название институционального, характеризуется переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному. На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

Изучение особенностей политического мышления у детей позво­лило выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политичес­ких представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значи­тельно большей степенью абстракций (используются такие поня­тия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышле­ние 11-летних детей. В подростковый период складываются пред­ставления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления от­носятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок. Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Про­должающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает серьезного влияния на трансформацию базовых цен­ностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (ресоциализация) является болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами.

В процессе социализации участвуют и взаимодействуют между собой несколько субъектов: социализант, или собственно тот, на кого направлен процесс социализации; агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, средства массовой информа­ции и т.п.); агенты социализации (социализаторы), или непо­средственные «проводники» социализирующего воздействия (пре­подаватели, активисты общественных движений, общественные де­ятели, журналисты и т.п.).

Агенты могут быть специальными (органы государства, политическое образование в учебных заведениях, политические партии, средства массовой информации, их цель – социализировать личность политически) и неспециальными (семья, школа, окружение, которые не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида).

Становится очевидным, что основными факторами политической социализации являются:

а) внешние объективные условия, которые косвенно влияют на процесс формирования личности (историческая обстановка, экономическая ситуация, природно-географические условия);

б) социальная среда как непосредственная (семья, ближайшее окружение индивида), так и более широкая (общественное политическое сознание);

в) биогенетические и психологические особенности индивида и его социальный статус.

Политическая социализация осуществляется через исторический опыт. В России серьезной проблемой стало отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия. Старые модели политического поведения и участия зачастую не отвечают новым политическим реалиям. Новые модели формируются и осваива­ются достаточно медленно. Именно поэтому в последние годы ак­туальной стала проблема политического образования: знакомство и освоение политического опыта других стран, изучение особен­ностей функционирования политических систем, способов воздей­ствия на них и реализации собственных и групповых интересов, адаптации зарубежного опыта к российским традициям. Однако формирование новой политической социализации не сводится только к системе гуманитарного и политического образования. Не­обходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения и исчез­новения старых.

 

Тесты

1. Исходя из перечисленного определите тип российской политической культуры:

а) гомогенная культура;

б) фрагментарная политическая культура;

в) искусственно-гомогенная культура;

г) смешанная политическая культура. 

2. Политическая социализация означает:

а) человек приобретает политические качества стихийно;

б) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий;

в) означает, что человек рождается с набором политических качеств, а потом их просто развивает;

г) происходит тогда, когда человек сам влияет на приобщение к политическим ценностям.

3. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 716; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!