Какие из перечисленных факторов способствуют развитию абсентеизма?



а) крайняя степень недоверия к политическим институтам;

б) чувство собственной неспособности повлиять на власть;

в) возможность и способность воздействовать на характер принимаемых субъектами власти решений;

г) высокая степень удовлетворения личных интересов.

По какой из названных систем осуществляются выборы Президента Российской Федерации?

а) выборы президента через референдум;

б) выборы президента на прямых выборах;

в) выборы президента парламентом;

г) выборы президента коллегией выборщиков.

Какие из приведенных ниже положений соответствуют нормам демократического избирательного права?

а) возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижении определенного возраста);

б) ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определенного срока);

в) всеобщность;

г) равное голосование;

д) косвенное голосование;

е) имущественный ценз;

ж) тайное голосование;

з) открытое голосование.

 


Тема 10. Политическая культура

И политическая социализация

 

Понятие политической культуры, ее структурные

Элементы.

Типология политической культуры.

Политическая социализация: сущность, этапы, факторы.

 

Понятие политической культуры,

Ее структурные элементы

 

Политическая культура как особое, связанное с духов­ной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. В той или иной степени она описывалась еще в глубокой древности такими, например, выдающимися политическими мыслителями, как Конфу­ций, Аристотель, Платон, Макиавелли и др. Однако сам термин «политическая культура» появился намного позже. Его впервые ввел в научный оборот в XVIII в. немец­кий историк-просветитель И. Гердер. Опирающаяся же на эмпирическую базу концепция политической культуры сложилась сравнительно недавно – в первой половине 1960-х годов благодаря крупным международным исследова­ниям, проведенным американскими политологами Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др.

Результаты первого исследования, охватившего пять стран: США, Великобританию, ФРГ, Мексику и Италию, были обобщены в вышедшей в 1963 г. книге Алмонда и Вербы «Гражданская культура». Анализ политической культуры, на этот раз десяти стран, был продолжен в изданной через два года работе Пая и Вербы «Политичес­кая культура и политическое развитие». Эти два исследо­вания заложили основы современного понимания поли­тической культуры, а также дали импульс дальнейшему развитию теории политической культуры и изучению ее влияния на функционирование демократических ин­ститутов.

В ранний период своего развития (а во многом и сегодня) концепция политической культуры была призвана отве­тить на вопросы: почему демократические институты эф­фективны в одних странах и не приживаются в других? почему одни нации мирно регулируют возникающие кон­фликты, другие же периодически прибегают к революциям и насилию? почему в одних странах левые партии и профсоюзы пользуются большим влиянием, в то время как в других – нет?

В самой общей форме ответ на эти вопросы дали Алмонд и Верба: «Развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».

Исследования Алмонда и его соратников и последовате­лей, несмотря на их почти общепризнанный классический характер, заложили лишь первые камни в теорию полити­ческой культуры. Сегодня сам этот термин употребляется весьма неоднозначно.

Длительное время (а отчасти и в наши дни) в обыденном языке, а во многом и в научных исследованиях политичес­кая культура трактовалась нормативно, связывалась лишь с позитивной оценкой и характеризовала политический идеал и уровень его реализации, т.е. степень совершенст­ва, развитости политических явлений. В русле такой тра­диции политические противники обычно упрекались в от­сутствии культуры, бескультурье и т.п. Такая трактовка политической культуры научно неприемлема, поскольку, связывая культуру лишь с положительными оценками политических явлений, она лиша­ет ее объективного содержания. Политическая культура во многом отрывается от политики и становится качеством, присущим далеко не всем странам, например национал-со­циалистическому государству в гитлеровской Германии.

В современной научной литературе можно выделить следующие главные направления трактовки политичес­кой культуры:

1. Политическая культура – это субъективная сфера поли­тики (Г. Алмонд, С. Верба, Г.Б. Пауэлл, Д. Дивайн и др.). Так, Алмонд и Пауэлл понимали под политической куль­турой всю совбкупность явлений сознания, связанных с политическим поведением. Понятие политической куль­туры ориентирует на исследование «когнитивной ориен­тации, знание политических целей и представлений; эмоциональной ориентации, чувств привязанности, во­влеченности, неприятия относительно объектов полити­ки; оценочной ориентации, суждений и мнений, обычно подразумевающих применение ценностных стандартов к политическим объектам и событиям».

2. Политическая культура – субъективная сфера, допол­ненная образцами или моделями поведения (Р. Такер,
Дж. Плейно и др.) По определению Р. Такера, культура – это привычный образ жизни общества, включающий принятые способы мышления и убеждения и принятые образцы поведения. Политическая культу­ра – это те элементы культуры, которые имеют отноше­ние к правлению и политике.

3. Политическая культура – это ценности, нормы, симво­лы, образцы поведения людей, а также политические институты, рассмотренные с точки зрения тех ценнос­тей, которые они воплощают, а также «действующих в институтах и через институты людей»3 (символисты и институционалисты: К. Зонтхаймер, Э. Баталов, Б.И. Крас­нов и др.).

Все эти направления в трактовке политической куль­туры не исключают друг друга и акцентируют внимание на различных аспектах этого сложного явления. В то же время они нуждаются в некотором уточнении. В понятии «политическая культура» отражается не вся субъектив­ная сфера политики во всех ее аспектах (в этом случае политическая культура включала бы политическую пси­хологию, психологические механизмы мотивации чело­веческого поведения), а устойчивое содержание политического сознания, сложившиеся взгляды, ценностные ориентации, установки, образцы поведения, характеризующие восприятие и поведенческую реакцию людей на различные политические явления. Политическая культу­ра – это область ценностно-смысловой детерминации поведения людей по отношению к определенным полити­ческим явлениям.

Политическая культура отражает устойчивые, укоре­нившиеся в сознании (и подсознании) людей явления ду­ховной жизни, присущие крупным общественным груп­пам, прежде всего нациям, государствам и цивилизациям. Хотя она представляет собой относительно целостную сис­тему ценностей, норм, стандартов и образцов поведения и т.п., это не исключает внутренней неоднородности полити­ческой культуры, наличия в ней в большей или меньшей степени автономных элементов – субкультур. Разнообраз­ные группы: национальные (например, этнические мень­шинства), социальные (классы, слои и т.д.), религиозные (христиане, исламисты, буддисты и т.п.), демографические (молодежь, люди среднего и пожилого возрастов), полити­ческие (элиты, работники государственного сектора), реги­ональные (жители Юга, Севера, столицы) – имеют свои особенности в восприятии свободы, демократии, госу­дарства, власти, проявляют неодинаковую политическую активность. Системы ценностей и форм поведения, значи­тельно отличающиеся от господствующей в государстве по­литической культуры, можно квалифицировать как суб­культуру.

Применительно к современной России можно говорить о наличии политических субкультур у части националь­ных меньшинств, у жителей столицы, шахтерских регио­нов Севера и Сибири, части регионов «красного пояса» и т.д. Интересно, что границы этого пояса примерно совпада­ют с территориями, охваченными белогвардейским движе­нием в период после Октябрьской революции 1917 г., что свидетельствует, в частности, о традиционалистской и пат­риотической преемственности политической культуры этих регионов.

При наличии острых политических конфликтов суб­культуры могут стать питательной почвой самых различных по своей направленности (интеграционных, сепара­тистских и др.) политических движений.

Хотя политическая культура представляет собой еди­ное образование, она может включать противоречивые суб­культуры и другие компоненты, являющиеся источником ее эволюции, динамики. Несмотря на свою относительную стабильность, политическая культура подвержена измене­ниям, происходящим под влиянием менее устойчивых эле­ментов сознания: настроений, взглядов, интересов и т.д., которые постепенно могут овладевать широкими слоями населения и приводить к изменениям убеждений, ценност­ных ориентации, стереотипов и образцов поведения граж­дан, т.е. к эволюции политической культуры.

Политическая культура – очень богатое по своему со­держанию образование, включающее ориентации человека на всю совокупность важнейших политических явлений. Поэтому она носит полиструктурный характер, причем в зависимости от критериев структурирования политичес­кой жизни можно выделять и соответствующие элементы, составные части политической культуры. Одну из структур политической культуры, ориентированную на операционализируемость, эмпирическую проверку соответствующих ценностей и образцов поведения личности, предлагает не­мецкий исследователь М. Каазе. Он выделяет в политичес­кой культуре демократического государства четыре важнейших области (элемента):

1. Составляющие ее ядро ориентации по отношению к по­литической системе в целом: государственно-националь­ная идентификация, отношение к политическому строю, политическим институтам и элитам и т.п. Эти ориента­ции лежат в основе определения политической системы как легитимной или нелигитимной.

2. Ориентации по отношению к текущей политике: оценка результатов деятельности политической системы и глав­ных субъектов (акторов) политической жизни: партий и других политических институтов, конкретных политиков.

3. Ориентации по отношению к процессу политического волеобразования, в том числе выборам, участию в политической жизни и обеспечивающим это политическим структурам: организациям, нормам, законам и т.д.

4. Ориентации по отношению к себе как субъекту полити­ки, знание своих прав и обязанностей, ощущение собст­венной политической компетентности.

Возможно и другое структурирование политической культуры.

Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических. ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическом поведение людей. В этом определении три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры.

Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политичес-кими связями. На основе исторического познания формируются: политическое сознание; социальная память общества; утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения. На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их месте в ней.

В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.

Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, ценности убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом; политический режим; партии; организации; законодательство; бюрократия; лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Таким образом, все это можно называть инструментальным аспектом политической культуры.

 

Идеологический компонент

Политические знания § Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе
Политические ценности § Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность, например: законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость
Политические убеждения Представления людей о том, какой должна быть политическая система (т.е. идеологические предпочтения), например: демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности; социалистическая демократия; тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства.  

 

 

Эмоционально-психологический компонент

Установки на: Проявления
Политические институты и структуры § Государство может восприниматься        либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий инструмент
Нормативную систему § Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему
Политические события Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений
Отдельные политические роли   Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в отношении лояльности или рациональности и т.д.); отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги) и отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе

 

2. Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально – психологический. Эти ориентации и установки направлены на политическую систему и формы участия в политическом процессе. В результате этого человек формирует ориентации на определенные образцы политического поведения.

Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено с одной стороны – политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным; расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным в политической. жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.

Формы политического поведения (участия) могут быть различными – от активного участия до неучастия.

Участие человека в политическом процессе может быть предопределенным сверху (например, участие в безальтернативных выборах, в условиях однопартийной системы; участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и принимаемые решения).

 

Формы участия Приемлемая Неприемлемая
Активное участие § предвыборная активность; § участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических организациях и партиях); участие в политических демонстрациях и других политических акциях; § насилие; § подкуп должностных лиц; § дезорганизация.
Пассивное участие § участие в голосовании; § повиновение закону. § пренебрежение к закону; § нарушение закона.
Неучастие

 

Автономное участие предполагает свободное волеизъявление гражданина (демократическое общество с высоким развитием политической культуры предполагает приоритет автономного участия граждан в политике).

Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлечение в политическую деятельность; позитивная активность; рациональность.

Посредством участия в политическом процессе и гражданин и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение несет ответственность за сохранение политической культуры общества и её обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, т.к. основой и условием прогрессивного развития является именно высокая политическая культура личности.

Таким образом, в структуре политической культуры целесообразно выделить: познавательные элементы; нравственно-оценочные элементы; поведенческие элементы.

Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Овладение политической культурой возможно на уровне теории и на уровне практики. Разрыв между ними не может не отражаться на политической культуре каждого индивида и всего общества.                                                                               

Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя функционирует относительно самостоятельно. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

1) познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

2) интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

3) коммуникативная функция – позволяет установить связь между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

4) функция обеспечения социального прогресса – политическая культура создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом;

5) нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;

6) воспитательная функция (функция политической социализации) дает возможность сформировать личность, гражданина.

Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества «политическая культура» имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!