Я-концепция: структура, содержание и особенности формирования.



Термин «Я-концепция» появился на рубеже Х1Х-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого обьекта. Американский психо­лог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Со­гласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два ас­пекта: эмпирический объект (Me), познаваемый субъективным оце­нивающим сознанием (I). «Я как объект» состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, У. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний.

К. Роджерс определяет Я-концепцию как концепцию человека о том, что он из себя представляет. В большинстве определений Я-концепции подчеркиваются три ее составляющих:

– когнитивная или образ Я (картина Я) – представление индивида о самом себе;

– аффективная оценка этого представления или самооценка (принятие себя);

– потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Выделение этих составляющих позволяет, по мнению Р.Бернса, рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя.

М.Розенберг выделяет следующие составляющие Я-концепции:

· Компоненты Я-концепции –это части, элементы или единицы, составляющие ее. Они отвечают на вопрос: «Кто я?» и «Какой Я?» (Студент, белорус, девушка, порядочный, интеллигентный и т.д.).

· Структура – взаимоотношения элементов относительно друг друга, способ их упорядочивания. Структура этих компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них в сознании. Во-вторых, по степени их важности, субъективной значимости. Не все компоненты равноположны. Некоторые являются основополагающими, другие - периферическими. Вместе с тем крайне важно выяснение того, насколько характерен тот или иной компонент для данной личности, особенно, какой из них является наиболее значимым. В-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость "образа Я" в целом.

· Измерения – характеризуют отдельные компоненты или "образ Я" в целом. Они включают устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах), уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей), самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности), кристаллизацию (легкость или трудность изменения индивидом представления о себе).

· Фокусы внимания позволяют выявить место, которое занимают "Я-концепция" или ее отдельные свойства в сознании индивида: сосредоточено ли его внимание преимущественно на себе или на внешнем мире, озабочен ли он своими внутренними качествами или производимым на других впечатлением и т.д.

· Области " Я-концепции" подразумевают ее широкие пласты или сферы: "телесные" и "социальные", "внутренние" и "внешние", "осознанные" и "неосознанные", "подлинные" и "неподлинные" "Я" или их свойства.

· Планы (или уровни) Я-концепции обозначают степень ее  осмысленности. Человек рассматривает себя, как и других, одновременно с точки зрения реального, возможного, воображаемого, желаемого, должного и изображаемого. Соответственно различаются образы наличного (реального), возможного, воображаемого, желаемого, должного и "представляемого", изображаемого "Я": каким человек видит себя в данный момент; какое "Я" кажется ему возможным; кем он воображает себя; каким он хотел бы стать; каков образ его идеального, должного "Я"; какое "Я" он "представляет", разыгрывает для окружающих. Каждый такой образ – своеобразная когнитивная схема, имеющая свою собственную систему отсчета.

Мотивы – эмоциональные импульсы, побуждающие человека действовать во имя своих представлений о себе, также многообразны. Стремление к положительному образу "Я" – один из главных мотивов человеческого поведения. Отношение человека к себе никогда не бывает безразлично-нейтральным, незаинтересованным, причем эмоциональная тональность, направленность (являются ли они положительными или отрицательными) и интенсивность, сила этих чувств,  пронизывают все сферы человеческой жизнедеятельности. Самый устойчивый и, возможно, сильнейший мотив такого рода – самоуважение. Второй специфический мотив – чувство "постоянства Я", побуждающее индивида поддерживать и охранять устойчивость однажды сложившейся "Я-концепции", даже если она не вполне удовлетворительна.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 662; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!