Особ-ти обр-я и разв-я ГиП в странах средневекового Востока



След. отм, что не одна из эт. стр. не дост. в эпоху среднев. евр. ур. позд. феод, ког. в его недр. начин. развив. кап. отн. Здесь отст. развит. промыш., товар – деньги, рын. отн. В более схож. с евр. общ. средн. общ. Японии (по сравн. Индией и Китаем лишь в 18-1 пол. 19 в. зарожд. эл. капитал. в форме мануфакт. пр-ва. Замедлен. х-р развит. опр. уст. многоуклад. среднвек. вост. обществ. Длит. сосуществ. патр. род, клан, рабовлад. полуфеод. и т.д. Больш. влиян. наход. ист.

развит. стран вост. оказ. шир. распр. госуд. соб-ти. на земли, кот. сочет. с друг. форм. соб-ти.-общ.

и соот. ей част. землевлад. общ. крест. Для среднев. общ. вост. харак. имень. степ. завис. непосредст. производ. крест, относ. боль. обьём их прав, связан с распоряж своим земельным

участ. Отсут. бар. хоз. и барщ. прив.к тому,что здесь крест не были приклепю к земле отд.феод.Завис.полож.крест.в этих стр.опред. их связ.налог.бремен,поддер.с пом.гос. аппар.Низ.ур.общ.раздел.труда в стр.Вос.нах.выраж.в том,что город зд.не стал орган.и направ.силой общ.прогр. Он жил за счет перерас.ренты-налога,ибо приб.прод.концюв руках отд.соц.гр, не станов. капит. не вкл. в пр-во. Ремесл. прод. шла не на рынок, а на удов. потребност. правящих сосл-бюр. в том числе и воен. кругов. Куп. же капит. выполн. при этом функ. своебор. агента между ними и рем.-пр-ми. Вост. сельск. общ., предст. собой замкнутый хоз. мирок с насл. независ. от рынка разд. ремесла и земледелия, тормозило развитие двухст. товаробор. между городом и деревней, а вместе с тем и форм. сосл. граждан, куп. гор. типа. Распрост. формой вост. средневек. гос-ва стала наследственная монархия, в которой отсутстовали институционной формы огранич. власти правителя. Бесспрорную специфику соц.-полит.ю структуре вост. общ. предавала господств. в том или ином обществе религ. идеологии, само отношение членов общества к религии и власти в гос. аппарате всех вост. обеств можно выявить ряд общ. черт: его громосткость, дублирование функиций и пр. админ. налог., судебн. функции не были с дост. четкостью распред. между отд. звеньями гос. аппарата. Не отлич. чёткостью и приципы создания вооруж. сил. Всен средневек. правовые систем. старн востока утв. неравенство: сословная, кастовая, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах обществ. жизни.

 

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат.

В 7в у араб-х племен, центром рассел-я кот. являлся аравийский п-о-в, нач-сь разлож-е родоплем-х отн-ний. Усилилась имущ-я, затем соц-я диффер-ия, особ-но далеко зашла в Хиджасе, где конценрир-сь полуоседлые племена, занимавш-ся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездолен-х бедуинов. Бедствием для простых людей б. усиливш-ся межплеменная рознь.Так в обстановке глубокого соц-эк. кризиса рождалось новое (классовое) об-во. Идеология общест-го движения за новый строй приобрела религ-ю форму. Возник-е новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель - необх-ть нового порядка, исключавш. межплемен-ю рознь. Все арабы вне завис-ти от происхожд-я д.б. составить единую народность. Во главе кот. пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплемен-х и торг-х верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организац-е оформление мусульм-ой религ-ой общины Мухаммеда; ее воен. отряды боролись за объед-е страны под знаменем ислама. Возникшее в 7в. Г преодолевало пле-

менной сепаратизм Общ. строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплем-я и купеч-я знать) консолидир-сь в привилегир-ю группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их рук-вом в 7-8вв б. завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия б. несколько перенаселена, а корен-е жители завоев-х земель почти не оказ-ли сопрот-я пришельцам). На завоев-х террит-х возник Арабский Халифат. Завоеванные террит-рии находились на ступени формирования феод-ма; под воздейст-м этого процесса разложение первобытнообщин-го строя у арабов быстро завершилось. Особен-ти арабского феод-ма: степень развит-я феод-ма в отдельн. областях Халифата находилась в прямой завис-ти от предшест-го завоеванию уровня их соц-эк. разви-тия. В Сирии, Ираке, Египте феод-м господст-л практич. безраздельно, в большей части Аравии сохр- -ь значит. пережитки родоплемен-го строя. Гос. строй. Гос.аппарат Халифата б. достат-о централиз-м из-за концентрации в руках главы Г значит. части земельн. фонда страны. Высш. власть - духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избир-сь знатью из своей среды. Затем их власть стала наслед-й. Арабское Г – централиз-я теокр-я монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейш. феод-ми. Центр. орг. гос. упр-я – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, воор-е войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельн. пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деят-ти центр. фин-вых органов, занятых учетем налог-х и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строит-во дорог, колодцев, тайное наблюд-е за деят-тью и полит. настроением мест. властей и насел-я. Это опред-ло его значимость. Чиновники почты не подчин-сь должн. лицам в провинциях.) Высш. чины ведомств назнач-сь халифом и б. непосрад-но перед ним ответ-ны. Первые среди них – везиры, кот., опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальн. власти. Мест. управл-е. Первонач-но в завоев-х провинциях мест. адм-фин-е учр-я почти без изменений. Знать учредила высш. управл-е, включ-е воен. управл-е и надзор за сбором различн. платежей. Терр-я Халифата делилась на провинции, обычно создававш-ся в границах покоренных г-в или обл-ей; управляли ими воен. наместники (эмиры), ответст-е только перед халифом и ведавшие воор. силами, мест. аппаратом, адм-фин-м управл-м. Отряды наемников во голаве с мутасибами несли полиц-ю службу. В кон.8в мест. знать, укрепившись в завоеван. странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры м. создавать свое войско, удерживать налог-е платежи. Это привело: Во 2-й пол.8в отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египет. Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

 

Мусульманское право

Мусульманское право – шариат (араб.-«надлежащий путь»)

Становление происходило под влиянием:

А)правовых обычаев доисламской Аравии;

Б) деятельность Мухаммеда и праведных халифов.

Общая характеристика.Шариат – это правовые установления (как частицы единого божественного порядка) и религиозная догматика.Этим определяется его своеобразие, которое вместе с тем тормозило формирование рациональных начал и внутренней системы мусульманского права. Шариат регулирует: общественные отношения; отношения мусульман с Аллахом.Это отражается в установлении видов действий мусульманина:обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (не влекущие наказания), запрещенные ( подлежащие наказанию).Внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностью по отношению к Аллаху. Нормы шариата применяются только к мусульманам и в отношениях между ними.Человек бессилен перед богом, поэтому проповедуется созерцательность и покорность. «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми»(Коран,8.48)Для шариата характерна целостность.Широкое распространение ислама и шариата повлекло появление местных особенностей при толковании институтов и решении споров. Шариат раскололся:

1)суннизм (ортодоксальное направление)

Основные школы:ханифиты (Египет, Турция, Индия ), маликиты, шафииты, ханбалиты.

2) шиизм (Иран) Передача гос. власти по наследству , светский и религиозный авторитет непогрешимых духовных лиц (имамов)Основные школы: исмаилитская, джафаритская, зейдитская.

Источники.

1) Коран (священная книга): притчи, молитвы, проповеди Мухаммеда («арабский судебник»). Состоит из глав, расчлененных на стихи. Большая часть мифологична, мало предписывающих правила поведения и собственно правовых (брак и семья).Касаются религиозного ритуала. Казуальный характер.

2) Сунна («священное предание»): рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. В 9 в. составлено 6 сборников Сунны (например, сборник Бухари). Нормы брачного , наследственного, судебного права и др.Много противоречий, выбор между которыми осуществлялся по усмотрению богословов – правоведов и судей.

3) Иджма («общее согласие мусульманской общины»)Развивалась в виде:интерпретации Корана и Сунны; формирования новых норм, которые становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев (богословов, судей)Позволяла правящей верхушке создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям и специфике завоеванных стран.

4) Фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам)

5) Кияс(наиболее спорный; решение дел по аналогии при отсутствии соответствующих норм права.Позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, хотя часто был источником произвола судей.

6) Местные обычаи, не вошедшие в шариат и не противоречащие ему (арабского общества, а также завоеванных народов).

7) распоряжения халифов – фирманы. (7 и 8 - регламентировали деятельность гос. органов,

8)Законы – кануны                                   отношения власти с населением)

Основные институты

Нет деления на отрасли.1)Деление на мусульман и немусульман. «Право личного статуса»:Не сложился сословный сторой. Юридическое положение лица определялось вероисповеданием.

(Мусульмане-полноправный личный статус;зиммии (христиане,иудеи и др.)-приниженное положение,обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Если они совершали сделки или совершали преступление,к ним применялись нормы шариата).Деление на рабов и свободных. Рабы-не субъекты права,а с согласия хозяев могли вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск на волю раба-мусульманина-богоугодное дело.)Неравенство мужчин и женщин. Субъект права-Аллах. Мусульманин-носитель обязанностей.Т.е. разрабатывалась дееспособность(полная-совершеннолетние и здравый рассудок)

2)Вещное правоВещи,кот.не могли наход.в собств мусульманина:1)воздух, море,пустыня, мечети, водные пути и др.2) «нечистые»-вино, свинина.книги,против.исламу.Деление вещей: движимое и недвижимое,заменимые и незаменимые,с индивид.призн. и безних.; гос.имущество, земли частных лиц ,земли,брошенные или не пригодные для обработки и др.Способы возникновения права собств.:1.Завоевание(земля-гос.имущ.,иное делилось на части-собств.добытчика,гос-ву,мечети)2Наследование3Договор4Находка на своем уч-ке чужой вещи.

Правовые зем.статусы:1)Хиджаз(особый правовой режим,исконные мус.земли,влад.на правах аренды,с мус.взим.десятину)2)Вакуф(имущ.перед.на религ.и благотв.цели,освоб.от налогов) 3)Мульк(частная)4)Икта(врем.пожал.земли с крестьянами за службу,впосл-наслед.

3)Обязательства(не форм.общая концепция,разрабат.практ.? договорного права)Возмездные и безвозм.,дву- и одностор..срочные и бессрочн.Распр.одност.об-во-обет Условия дог.закр.в неофиц.письме, в документе, устно.Обязанность исполнять договор-священна.Купля-продажа,заем,дарение,наем,ссуда,хранение,товарищ-во,союз.

4)Семейное.Брак-религ.обязанность.Формально треб.согласие сторон,фактически отец распор.судьбой дочери,стремясь плоучить макс.выкуп.Брачн.возраст женщин-9.Запр.брак с неверующ.и отступниками, мужчина мог жениться на иновер.,т.к. обращ.ее в мус-во.Жена не участв.в расходах по дому.должна была вести хоз-во и восп.детей.Муж мог применять к жене различные наказания,в т.ч.и телесные.Можно было иметь до 4 жен одновр.и наложниц из числа рабынь.Несколько видов развода(н.,с испыт.сроком.Муж мог развестись с женой без объясн.причин,выделив ей необх.имущ-во,жена могла развестись только через суд и по опред.причинам(физич.недостаток мужа, жестокое обращ., не выдел.ср-в на содерж)

5)наследственное:позавещанию(не сост.в пользу зак.наследн,не затраг более 1/3 имущ-ва:при двух свидетелях) и по закону(из имущ-ва умершего покрывались расходы по погребению, выплач. долги)Наслед.толькоимуществ.права,но не обязанности!

6)уг.право архаично.3 группы преступлений: 1)посягательства на «Права Аллаха»(верооотступничество); против порядка управления (бунт,сопр.); тяжкий религиозный грех(кража,употребление спиртных напитков,прелюбодеяние), 2) посягательства на права отдельных лицнаказывались по принципу талиона,кровной мести (выкупа); 3)появились сразв.права:несоблюдение поста,оскорбление, хулиганство, взяточн., мошен.,азартн. игры.Наказание в судебном порядке по усмотрению судьи.Наказания, но применялись и меры уголовной репрессии. Карат. Характер. За преступления 1 и 2 группы фикс. и суровые. Жестокие и устрашающие (публичная и квалиф. смертная казнь, членовр. наказ.,тюр. закл.).

7)Судебный процесс обвинит. Дела возобновляются заинтересованными лицами (кроме о преступлении против гос. власти).Уголовные и гражданские дела не различ. Устные,публичные заседания в мечете. Дело рассматривалось на одном заседании стороны сами вели его.Доказательства призн. сторон,показания свидетелей,клятва. Свобода усмотрения судьи, мог пересмотреть своё решение при установлении новых обстоятельств(формализм и произвол).

 

Наверное 93. Византия

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. Византийская политическая мысль выработала идею гражданского общества, как политического сообщества граждан и идею непосредственного «народноправства», т. е. Участия граждан во всех сферах общественной жизни. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве, как наиболее приближенном к идеалу образа. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место в государственной иерархии. В VII – VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы было подчинены стратигу, который постепенно из военачальника стал верховным правителем провинции, подчинявшийся только императору. С развитием феодальных отношений в ХI – XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам» («сильным»), передавали их в собственность господам, сами, оставаясь в качестве держателей (париков). В X – XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. С средины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были распределены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

В Византии сохранилось единое кодифицированное, распространяющее свое действие на всю Империю законодательство. Осуществленная императором Юстинианом в VI в кодификация римского права заложила основу для длительного развития византийского права и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем. Еще до законов Юстиниана, в 438 г. вышел первый официальный свод – кодекс Феодосия, который включал нормы, изданные византийскими императорами, начиная с Константина. Развитие византийского права характеризовалось постоянной тенденцией к систематизации материала. Во многих сводах распределение нормативных актов осуществлялось по систематическому принципу в сочетании с принципом хронологическим. В 691 – 692 гг. Вселенский Трульский собор ввел в действие официальный корпус источников канонического права, который считался исчерпывающим, дальнейшее расширение его запрещалось. В 726 г. издается самый крупный (после корпуса Юстиниана) официальный законодательный свод – Эклога. Наиболее значительно изменилось процессуальное право: провозглашался принцип равенства всех граждан перед судом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие в судебных тяжбах и т. д.

Весь свод делился на 18 титулов, охватывающих различные вопросы брачного и семейного права, наследственного права, опеки и попечительства. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи, займа, найма. В Эклоге давался перечень наказаний, налагаемых за совершенные преступления. В перечень преступлений, содержащийся в эклоге входили: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, клятвопреступление, разграбление могил, подделка денег, хищения, прелюбодеяния и т. д. Предусматривались следующие наказания: битье плетьми и палками, урезание носа и языка, ослепление, отсечение конечностей, выжигание волос и пр. В ряде случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов, даже предусмотренных кодексом Юстиниана, телесными наказаниями широко используя принцип талиона. Смертная казнь устанавливалась за наиболее тяжкие преступления: кровосмешение, умышленный поджог, отравление, колдовство, убийство, гомосексуализм, разбой и т. д. В сфере гражданского и семейного права Эклога развивала некоторые основные тенденции, заложенные еще законодательством Юстиниана. Брак, по эклоге, представляет собой союз мужа и жены, пользующихся равными имущественными правами. В Эклоге уточнялись формы заключаемых договоров, юридический порядок привлечения наследников по закону, вопросы опеки и попечительства и др. В седине VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало некоторые вопросы не нашедшие отражения в основной Эклоге, в частности такие составы, как преступления против личности и против веры. В приложение к Эклоге были включены также четыре самостоятельных закона – земледельческий, военный, морской и Моисеев. Земледельческий закон представлял собой свод нормы, регламентирующих жизнь сельской общины. Морской закон был частной компиляцией норм обычного морского права, а военный – сводом уголовно – правовых норм, относящихся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон включал в себя морально – религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Эклога, приложение к Эклоге, земледельческий, военный, морской и Моисеев законы составили единый корпус светского права Византии. Юристами эпохи императоров македонской династии была разработана широкая программа «очищения древних законов», заключающаяся в пересмотре и классификации всего писанного правового наследия с точки зрения его применения в новых условиях. Результатом этой реформы стал новый юридический свод – Василики, состоявший из 8 томов в 60 книгах. За основу был взят юстинианов juris civilis в его греческой интерпретации. В 872 г. появился еще один юридический памятник – Прохорон, имевший целью изложить законы в виде, доступном для понимания людей, «значительно» упрощающий юридический язык и почти свободный от прежде сильного церковного влияния.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!