Раннефеод. право в странах Запад. Европы (источники, основ. институты ).



Источники:

1)обычаи-основ. ист-к(результат общинного творчества, основ-ся на понятиях чести, клятвы, возмездии, примирении, коллектив. ответственности и др.

2)"варварские правды"-запись обычаев и устоя-ся образцы суд. решений германцев. (Салическая, Рипуарская, Вестготская, Аламанская, Баварская, Саксонская, Тюрингская и др.).Написаны под влиянием рим. и церк. права.

К ним близки англосакс. записи норм обычного права(Правда Этельберта,Правда Инэ) и скандинавские провинциальные судебники 12-14 вв.

Характ. черта: неполнота, бессистемность(результат обычноправовой основы), казуис- тичность,подробное описание процедур и ритуальных действий.

3)корол. повеления,распор-я(появ. с укреплен. корол власти).Сначала дополн. правды, потом оформились отдельно. Пример:капитулярии франкских королей.

4)иммунитетные грамоты, выдаваемые королями круп. феодалам.

5формулы-грамоты,устанавл. образцы документов, с помощью кот. оформ. сделки.

6)церковные каноны.7)рецепция рим. права.

Основные институты.

1)право собственности. В Салич. правде нет однознач. понятия соб-ти. К движ. вещам, наход. в соб-ти, примен-ся термин "свой".Движ. имущ-во беспрепятств. отчуждалось, передав-сь по наследству. Бол-во предписаний посвящ. охране права соб-ти. Право на землю:различались пахот.земля, приусадеб. участок, луга и леса.Пахот. участок может переходить в част. владение, леса,пастбища и луга-общин. соб-ть. Ничего не говор-ся о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождается.

В Аламанской и Баварской правде част. землепол-е получило шир. развитие.Им нач-т охват-ся луга и леса(в Баварской правде -понятие "поделенный лес"-выделенный конкрет. семье), возможно их отчуждение, нужно только подтвердить законность при помощи" свидетелей или документа". Стремление германцев закрепиться на завоев. территориях=>категорический запрет нарушения границ чужого владения.

В герм. праве нет норм наследования по завещанию. Соб-ть умершего принадлежит семье, роду.Но! институт аффатомии - соб-к передает имущ-во доверенному лицу, кот. через год передает имущ-во назначенным наследникам.+ Наследование по завещанию закреп. в здикте Теодориха. С введ. христ-ва: институт душеприказщика-имущ-во умершего без завещания оказ-ся в руках епископа, кот. передает его родственникам.

2)обязательственное право.Мелкокрест. натур. хоз-во, слабое развитие товар.-денеж. отношений =>договор. отношения не развиты у франков. В Салич. правде нет указания на общие усл-я действит-ти договоров(упомин. лишь свобод. волеизъявление сторон). Наруш-е дог-ра=>имущ.+лич.ответ-ть. Виды дог-в: куп.-прод, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение.

3)брак и семья. Патриарх. хар-р. Власть отца- пожизненная опека.Сговор м/у семьями+согласие родителей=брак. Запрет браков м/у предст-ми разных соц. слоев (рабы и свобод),родственников и свойственников.Незамуж жен. польз-сь нек. самост-ю Жен. могла иметь соб-ть(приданое),но не могла его дарить и продавать. Разводы допускались до 7-9 вв.В 7-9 вв. устанавл. обяз-ть церк. оформл. браков.

4)преступл. и наказ-е. Деликт(преступ-е)-обида, вред, нанес. имущ-ву или лич-ти и нарушение "корол. мира". Наказ-е -компенсация за обиду. Прест-я против личности, имущества,нравственности, церк. прест-я, нет четкого представления о гос.прест-ях. Сущ-ло понимание форм вины:умысел и неосторожность, покушение на преступ-е, соучастие, смягч. и отягч. обст-ва.Могла быть ответ-ть без вины. Наказания: тенденция почти полн.замены штрафами всех стар. наказ-й род. строя(предотвращение самосуда). Тяжесть наказания зависела от соц. статуса преступ-ка и потерп-го.

5)суд. процесс.Обвинит.-состяз. хар-р. Отыскание украд. вещи, вызов в суд-обяз-ть потер-го. Институт соприсяжничества: родст-ки, соседи, друзья защищали, исходя из присущих ответчику,обвиняемому чести. Сохр. ордалии. В случае отказа добровол. испол. суд. реш-е, его исп-л граф. Церковь притязала на суд. полномочия.

 

79."Салическая правда"-важнейший памятник раннефеодал. права в Зап. Европе.

Сал. пр.состав-на в правление Хлодвига в кон. 5-нач. 6 в. Относится к "варварским правдам", в кот запис. прав. обычаи, устоявшиеся образцы суд. реш-й. Это-прежде всего судебник(рук-во для судей),но не явл. сборником систематически изложен. правов. норм, кас. всех сторон жизни об-ва.Обычноправовая основа=> хар-на неполнота, бессистемность,зафикс. все многообразие обычаев невозможно. Конкретно-образное восприятие=>предметно-наглядная форма правов. нормы.

В раннефеод. праве-огром. знач-е процедур и ритуал. действий, что отразилось в Сал. правде. Нарушение требований процедуры с произнесением опред. слов, с испол-м предметов-символов(Пример:"горсть земли" при коллект. выплате вергельда, сломан. ветки "мерой в локоть" при отказе от родства) могло свести на нет действие нормы. Процедура соверш-ся публично(Пример:вызов в суд ответ-ка при свидет-х)

Важн. роль ритуала связ. с хар-ром судопроизводства: нет гос. защиты интересов личности=> в публ. хар-ре ритуал. прав. действий заключ-ся гарантия соблюд-я прав. нормы, выполнения сделки.

В Сал. правде отраж-ся стар. родоплем. отн-я. Îíà îòíîñ-ñÿ êî âðåìåíè, êîãäà íå çàâåðøèëñÿ ïðоöåññ ðàñïàäà ðîäîïëåì. ñâÿçåé, íå óòâåðäèëàñü ôåîä. ÷àñò. ñîá-òü íà çåìëþ. Ëè÷íîñòü íå îòäåëåíà îò êîëëåêòèâà, ïðàâîñïîñîáíîñòü чел-ка опред-ся его принадлежностью роду, общине, семье. Вне этих коллективов чел-к не имел прав=> изгнание- одно из самых тяж. наказаний.Ответ-ть за прав-е возлагалась на соц. группу.

Персональный хар-р действия норм связан с племен. сознанием(салич. франки рук-ся своим зак-м, рипуарские-своим. В Салич. правде "свое" население противопоставлено "чужакам"- римлянам.).

Интегрирующая роль раннефеод. памятников: записывая обычаи германцы стремились сохранить свою племен. общность=> публичность и ритуальность суд. процедур, кот . показывали верность исконным традициям.

 

Салическая правда

“Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина.

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. “Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.

Но, однако не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не “соседи”, как это было раньше.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!