Источники по истории и медицине Древней Греции



Литературные памятники

эпические поэмы Гомера 'Илиада' и 'Одиссея' - являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII - VI вв. до н. э. О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы 'Гиппократов сборник', составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей. Геродот 'История в девяти книгах'. О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса,

Археологические данные легендарная Троя. развалины великолепного Кносского дворца на о. Крит. В этом дворце уже в конце III тысячелетия до н. э. имелись санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводящие каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляция. На кургане Куль-Оба открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. - греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся в Эрмитаже. Среди них - знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.

При раскопках на территории Древней Греции были обнаружены многочисленные храмы, и среди них святилища бога врачевания Асклепия. Святилище в г. Эпидавре - богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции.

"Гиппократов сборник" (Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н.э.))энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания (III в. до н.э., Александрия Египетская). Работы сборника о природе болезней (о четырех телесных соках, о связи с окружающей природой и образом жизни каждого), методах обследования, признаках болезней, их лечении и предупреждении, оперативном врачевании ран и травм ("Афоризмы", "Прогностика", "О природе человека", "Эпидемии", "О воздухах, водах и местностях", "О переломах", "О ранах головы", "О Древней медицине" и др.), о болезнях зубов. "Гиппократов сборник" о врачебной этике ("Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления").

Греческая мифология.

Боги в древней Греции представлялись в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем: театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов.

Культ Асклепия как бога-целителя - прообразом этого миф. героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны - царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида. Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона многие имели отношение к врачеванию,, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась также как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги. Греческая мифология глубоко отразилась в греческом искусстве и литературе — без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки традиционных приемов врачевания.

В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его дочери "Гигиен была змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий (в древнем Риме его называли Эскулапом) изображался с посохом (т. е. палкой для ходьбы), обвитым змеей, а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).

Змеи входили также в символику бога Гермеса, который олицетворял прибыль, обмен и торговлю. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых. В его руке всегда был кадуцей— жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи Кадуцей Гермеса считался волшебным и служил ему для усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Впоследствии кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины.

Самым, обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания - храм Асклепия. Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос. В его подземелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источником.Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священным.

На территории святилища в Эпидавре были баня, библиотека, гимназия, стадион (для занятий спортом) и театр, многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены также в большом количестве изображения исцеленных частей тела. Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги. Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании.

Врачевание сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения. не было резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах. Храмовое врачевание унаследовало многие положительные приемы и гигиенические традиции эмпирического врачевания, которое возникло несравненно раньше религий.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Отсюда и излечение — не божественное «снисхождение», а результат человеческого знания, обретенного в результате предшествующего опыта. активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине), развивали основы врачебной этики.\


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1002; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!