Письменность древнего Шумера.



Создали первую в истории человечества письменность — клинопись.

В период формирования клинописи население Месопотамии говорило на двух языках: шумерском и восточно-семитском. Древнейшие месопотамские тексты написаны на шумерском языке. К концу III —началу II тысячелетия до н. э. шумерский язык стал «мертвым» языком ученых текстов. Создание письменности обусловило появление школ, которые в Шумере были светскими. Они -.назывались «домами табличек» .Сведений о преподавании медицинских знаний в шумерских школах в настоящее время не имеется.

Древнейшие тексты медицинского содержания

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

Методы врачевания в древнем шумере

Шумерский врачеватель в своей практике исходил из эмпирического опыта — в ней нет ни единого слова о богах или демонах; она не содержит заклинаний или заговоров, которые встречаются в медицинских текстах древней Месопотамии более позднего периода. Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее предельно лаконичен. Например: Рецепт 12. Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага (из него добывают соду), соль [и] горчицу; омыть [больное место] крепким пивом [и] горячей водой; растереть [больное место] этим [приготовленным составом], после чего натереть растительным маслом [и] обложить растертыми в порошок иглами пихты. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения.

Печать в древнем Шумере имел каждый свободный человек. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

Гигиенические традиции в Древнем Шумере.

Строгие гигиенические традиции, были основаны на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки и т. п.

Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т. ё. педикулеза).

Т.о дошедшие до нас тексты свидетельствуют о том, что врачевание в тот период (конец III тыс до н. э., Шумер) развивалось из практического опыта и повседневной деятельности человека — период раннего рабовладения был по преимуществу временем накопления эмпирических знаний в области врачевания.

Достижения шумеров (их арифметика и геометрия, врачевание и сельское хозяйство, литература и искусство) послужили основой для дальнейшего развития знаний у народов Вавилонии, Ассирии и других государств региона.


Врачевание в Вавилонии и Ассирии.

Ассиро-вавилонская культура достигла особенно высокого расцвета при царе Хаммурапи (1792-50 до н.э.). Царь Ассирии Ашшурбанипал собрал большое число клинописных табличек - так называемую библиотеку Ашшурбанипала, которая погибла два столетия спустя. По представлениям древних вавилонян, миром управляет верховная триада (бог неба Ану, владыка земли Эналь и бог водной стихии Эа (Эйа). Этой триаде подчинена другая - бог солнца Шамаш, бог луны Спи и богиня утренней звезды Иштар. Богиня врачевания, Гула, получила свое искусство от верховных богов. Существовали и другие боги, например Нингишизда, которого изображали с посохом, обвитым змеей.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 800; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!