Жизнь и деятельность Гиппократа.



Основные достижения великого врача

Однако главная заслуга Гиппократа является в том, что он впервые придал медицине научный характер. На протяжении всей жизни врач доказывал своим современникам, что болезни возникают по разумным и естественным причинам, а не являются карой богов.

          Гиппократа по праву можно считать «очистителем медицины». Ведь именно он разделил два понятия – философия и медицина, определив границы каждой из них. Отдавая большую часть своего времени хирургии, он научился применять повязки и лечить вывихи, переломы и раны. При этом Гиппократ установил различные стадии болезни и научился их диагностировать. Он выдвинул и доказал 4 принципа лечения больного:

· приносить пользу и не вредить;

· противоположное лечить противоположным;

· помогать природе;

· все действия выполнять осторожно, жалея пациента.

На протяжении всей жизни Гиппократ сохранил жажду к знаниям. Помимо медицины он изучал климат, почву и многое другое. Такая разносторонняя деятельность привела к тому, что еще при жизни врач познал высоту славы. Умер Гиппократ еще в 370 году до нашей эры, но до сих пор остался в памяти как великий врач и мыслитель, которого знают и почитают во всем мире.

 

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины», реформатором античной медицины. Гиппократ родился в 460 году до н.э. в городке Меропис, на острове Кос. Он относится к восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимавшемуся медициной. Отец Гипократа — врач Гераклид, мать — акушерка Фенарета. Гиппократ является, таким образом, представителем народной медицины, переросшей в профессиональную. Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача. Именно в этом возрасте Гиппократ получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача, и выехал в Египет для пополнения знаний и усовершенствования в искусстве врачевания. Через несколько лет вернулся на родной остров, долгие годы занимался там врачебной практикой и основал свою медицинскую школу, называемую Косской.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина. За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почетным гражданином Афин и увенчали золотым венком. Попутно он вылечил своего друга — Демокрита из Абдер, создавшего атомистическую теорию, модель мира, воплотившую в себе принцип причинности. Демокриту медицина обязана термином «этиология» (от греч. aitia — причина и logia - учение), обозначающим учение о причинах болезней.

Гиппократ и «гиппократики» учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного; все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны быть строго индивидуализированы. На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи явились основоположниками клинической медицины.

Разработка принципов и правил диагностики и лечения, по Гиппократу, должна быть основана также на изучении «природы тела». У Гиппократа и «гиппократиков» нет еще строгого подразделения анатомии и физиологии, которые обобщались ими в общем разделе, обозначаемом термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний у них служили вскрытия животных, так как анатомирование человеческого тела в то время было строго запрещено. Поэтому конкретные анатомические познания Гиппократа были сравнительно скудны и нередко ошибочны.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки. В III веке до н.э. в древнекитайском каноне медицины «Ней-цзин» различали 6 внешних (холод, зной, ветер, сырость, сухость, огонь) и 7 внутренних (радость, гнев, страх, горе, тоска, любовь, желание) причин болезни. Гиппократ также различал внешние (ветры, погода и др.) и внутренние (слизь, желчь) причины болезней.

Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Гиппократ — один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (morbus sacec — священная болезнь, так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинении Гиппократа «О воздухе, водах и местностях» приводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Гиппократ писал: «Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим в себя и которым мы живем». И это писалось тогда, когда эллины дышали кристально чистым воздухом!

Гиппократ был сторонником пребывания больных на свежем воздухе, купанья, массажа и занятий гимнастикой; придавал большое значение лечебной диете; направлял легочных больных к вулкану Везувию, где они вдыхали сернистые испарения и получали облегчение…

По мнению Гиппократа, изложенному в сочинении «О древней медицине», жизнь зависит от взаимодействия четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли, которые соответствуют четырем состояниям: холодному, теплому, сухому и влажному. Для поддержания жизнедеятельности организму необходимо врожденное тепло тела, воздух, поступающий снаружи, и соки, получаемые с пищей. Всем этим управляет мощная жизненная сила, которую Гиппократ называл Природой.

С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» реально наблюдаемыми различиями человеческих типов. Но не в характеристиках самих этих типов категориальный смысл учения Гиппократа — Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.

Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости («соки»). Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греч. — «жидкость»). В этом плане ей созвучно учение о зависимости темперамента от желез внутренней секреции, от «химизма» тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день.

Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь — жесткие, твердые и т.п.

Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип «nоli nосеrе» (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Впоследствии Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.

Гиппократ умер в Лариссе в 377 году до н.э. на 83 году жизни. После смерти афиняне воздвигли ему железную статую с надписью: «Гиппократу, нашему спасителю и благодетелю». Долгое время его могила была местом паломничества. Легенда гласит, что водившиеся там дикие пчелы давали мед, обладавший целительными свойствами. Платон сравнивал его с Фидием, Аристотель, называл его великим, а Гален — божественным.

«Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», — говорил Гиппократ. Клятва Гиппократа является выдающимся памятником гуманизма и исходным пунктом развития профессиональной врачебной этики.

 

 
86.Особенности медицины рабовладельческого общества.

 

Характерное для рабовладельческого строя развитие жреческой, храмовой медицины нашло выражение в странах древнего Востока — Египте, Месопотамии (Вавилоне, Ассирии), Индии, Иране, Китае. Многочисленные медицинские сведения и указания, обнаруженные в египетских папирусах, наглядно показывают историческое соотношение храмовой, жреческой медицины и медицины светской, эмпирической. В папирусах, относящихся к периоду Древнего царства (около 3 тыс. лет до н. э.), преобладают практические указания — описания травм и операций, советы по родовспоможению, по применению различных лекарств. В папирусах Среднего царства (21—18 вв. до н. э.) встречаются наряду с практическими советами молитвословия, обращения к богам. В папирусах Нового царства (16—11 вв. до н. э.) религиозные моменты преобладают над светскими. Пример Египта свидетельствует о росте влияния и удельного веса храмовой, жреческой медицины вместе с усилением рабовладельческого строя.

Это подтверждает и история медицины Индии, Ассирии и других стран древнего Востока. В сохранившихся текстах индийских «Вед» к собственно медицинским моментам (в более поздней их редакции) присоединены молитвословия, заклинания и т. п. Сильную сторону индийской медицины составляла гигиена. Гигиенические предписания в своде законов Ману относились в первую очередь к привилегированным кастам. Наряду с личной гигиеной существовали и элементы общественной гигиены. При раскопках в Мохенджо-Даро (провинция Синд) обнаружены следы благоустройства крупного древнеиндийского города — бассейны при отдельных домах, водопровод, канализация с трубами диаметром до 2 м и др.

Следы благоустройства обнаружены и при раскопках больших городов Месопотамии — Вавилона, Ниневии. Большое место в культуре ассиро-вавилонян, особенно более поздних веков, занимала вместе с религией астрология. Это нашло отражение в медицине. Одним из источников, характеризующих состояние медицинского дела в Вавилоне, является свод законов царя Хаммурапи (18 веке до н. э.), высеченный на большом базальтовом столбе. Статьи, касающиеся медицинского дела, отображают общественные отношения при рабовладельческом строе и положение врача — вознаграждение за излечение и кару в случае неудачного лечения. За проведенную операцию устанавливалось различное вознаграждение серебром (по весу) в зависимости от общественного положения пациента по трем категориям: «человек» (рабовладелец), свободный бедняк или вольноотпущенник и, наконец, раб. За повреждение глаза у «человека» врачу отрезали пальцы. За повреждение глаза у раба врач обязывался возместить владельцу раба половину его стоимости, а в случае смерти раба врач должен был возместить потерю равноценным рабом.

Сходные черты отмечаются в медицинском деле других рабовладельческих государств древнего Востока. Вместе с тем имеющиеся данные свидетельствуют о наличии в древнем мире многих конкретных медицинских знаний, накопленных в результате многовекового развития опыта врачей и народов. Медицина в древнем Китае характеризовалась наряду с вниманием к лечебному делу проведением мероприятий по предупреждению заболеваний: оспопрививание в виде вариоляции (прививки натуральной оспы), некоторое благоустройство населенных мест, внимание к личной гигиене и др. Это направление древнекитайской медицины нашло отражение в литературе — в трудах врачей и других ученых, законодательстве и др.

Наибольшего развития медицина рабовладельческого общества достигла в период античности — от 2 тысячелетия до н. э. по 5 веке н. э. в древней Греции и Риме. Медицина в древней Греции по сравнению с медициной стран древнего Востока испытала относительно меньшее влияние религии и жрецов. Большое внимание уделялось в Греции физическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене. Античные скульптуры отразили культ здоровья и красоты.

 Борьба материалистических и идеалистических течений в философии находила отражение и в медицине. Лечебные заведения древней Греции существовали как при храмах, так и в форме светских учреждений, связанных с ремесленными медицинскими школами. Из такой школы на острове Кос (у берегов Малой Азии) вышел знаменитый врач древности Гиппократ (5—4 вв. до н. э.). И.П. Павлов назвал Гиппократа «гениальным наблюдателем человеческих существ». Гиппократ описал ряд заболеваний, их симптомы, течение, прогнозы при них. В своей классификации людей по четырем «темпераментам» в зависимости от преобладания одного из «соков» (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики) Гиппократ «уловил в бесчисленных вариантах человеческого поведения основные, капитальные черты» (И. П. Павлов).

В дальнейшем клиницисты разных времен и стран, в том числе отечественные, не раз обращались к положительным традициям Гиппократа.

Самое имя его стало нарицательным обозначением врача. Гиппократ учитывал влияние на здоровье человека условий внешней среды: климата, почвы, воды, питания, образа жизни в целом. Гиппократ ставил вопрос о поведении врача у постели больного, о врачебной этике.

Все эти черты характерны не только для Гиппократа лично, но и для уровня, достигнутого древнегреческой медицины в целом, основная сильная сторона которой заключалась в диалектическом подходе к явлениям. Этот подход предупреждал врачей против односторонних метафизических увлечений и ошибок, которых было немало в последующем развитии медицины. Слабая сторона древнегреческой медицины заключалась в невысоком уровне анатомо-физиологических сведений, в ряде ошибочных представлений.

Медицина вместе с различными отраслями естествознания получила большое развитие в Александрии, центре завоеванного Александром Македонским Египта. Здесь, в «эллинистическом Египте», при преобладающем влиянии греческой культуры отмечены большие успехи анатомо-физиологических знаний и в связи с ними хирургической деятельности [Герофил, Эразистрат (4—3 вв. до н. э.) и др.].

 Учеником Александрийской школы был Гален (129—200, по другим источникам 131 — 201), впоследствии виднейший римский врач. Гален совершил открытия в области анатомии, физиологии, лекарствоведения («галеновы препараты»), проводил клинические наблюдения (» частности, над пульсом). Но, следуя, в отличие от Гиппократа, идеалистическим философским системам древности, Гален значительно снизил ценность своих открытий; он подчинил их надуманным представлениям, например о «пневме» — нематериальной силе, распадающейся в организме на «духов», и др. В средние века положительные стороны учения и открытия Галена, его экспериментальный метод были забыты, порочные же стороны учения Галена схоласты-церковники возвели в незыблемую догму («галенизм»).

За два с половиной века до Галена в Риме работал врач Асклепиад (124—56 до н. э.) — последователь материалистических взглядов. Его ученики и продолжатели оказали влияние на дальнейшее развитие элементов климато- и бальнеотерапии, физиотерапии, лечебных физических упражнений.

 

В централизованном римском рабовладельческом государстве существовали, в отличие от раздробленной на города-общины древней Греции, некоторые черты государственной медицинской деятельности. В римской армии были военные врачи-профессионалы и военно-медицинская организация (военные госпитали — валетудинарии и др.). В Риме были созданы санитарные сооружения — водопровод, канализация (клоака), крупные бани (термы), частично сохранившиеся до настоящего времени. Имелись законы о санитарном благоустройстве (захоронениях, питьевой воде); специальные чиновники наблюдали за их выполнением. В провинциях Римской империи наряду с другими представителями колониальной администрации функционировали архиатры (главные врачи), которые осуществляли наблюдение за медицинской службой в войске, за деятельностью других врачей.

 

 


Врачевание в Древнем Китае.

В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.

В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской письменности, данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины. Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные точки. Согласно преданию, эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь. Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (кит. чжэнь —иглоукалывание; лат. acupunctura; кит. цзю — прижигание). Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие Инь-ян начало Ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает.

Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений - жэньшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения— панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ — железо, ртуть, сера и т. д. В 502 г. была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. — игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

Исторические периоды средневекового Китая. 1) Цзинь – Временное объединение Китая. Хуанфу Ми “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию” 2) Северная и Южная династии – Быстрая смена династий. 3) Суй – Воссоединение страны, императорская медицинская школа. 4) Тан – Изобретение пороха и книгопечатание, Сунь Сымяо “Тысяча золотых прописей”. Процветание императорской школы. На медицинском отделении изучали: внутреннюю медицину, детские болезни, хирургию, болезни ухо, горла, носа, зубов, психические болезни, иглоукалывание и массаж. На лекарственном отделении изучали выращивание лекарственных растений и способы приготовления лекарств. 5) Пять династий – период военных диктатур. 6) Сун – Раздробленный Китай, Ван Вейи “Руководство о точках для акупунктуры и прижигания”, бронзовые фигуры для обучения акупунктуры. 7) Цзинь – Главная медицинская палата (управление подготовкой врачей) 8) Юань – Монголы покорили Китай, копирование бронзовых фигурок. 9) Мин – Изгнание монголов, процветание страны, Ли Шичжэнь и его “Великий травник” 10) Цин – Династия северных захватчиков, включение Тибета в Китайскую империю.

Хуанфу Ми – известный учёный средневекового Китая. Занимался изучением “активных” точек тела. В своем трактате Классический трактат по иглотерапии и прижиганию”. накопил и систематизировал названия, места расположения, показания к применению, а также технику укалывания и прижигания. Бронзовые фигурки использовались для обучения искусству иглоукалывания и прижигания. Первый автор бронзовых фигур – врач Ван Вейи. Издал свой трактат “ Руководство о точках для прижигания и иглоукалывания.” Он делал фигурки таким образом, что снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась подкрашенной водой. Если ученик вводил иглу неправильно, появлялась подкрашенная вода.

Лекарствоведение.

Первый трактат о лекарствоведении “ Тысяча золотых прописей” (Автор – Сунь Сымяо). Второй – труд Ли Шичжэня – “Великий травник”. Содержит описание 1892 лекарственных средств, множество прописей и рисунков. Переводился на многие языки.


88.Фабрично-заводская медицина.

Фабрично-заводская медицина, форма медицинского обслуживания фабрично-заводских и горнопромышленных рабочих в дореволюционной России. Сформировалась одновременно с земской медициной во 2-й половине 19 в,, когда в результате нараставшего рабочего движения правительство приняло специальное постановление, обязывающее предпринимателей устраивать больницы при предприятиях для стационарного лечения больных рабочих (1866), были изданы законы о фабричной инспекции (1882–97) и об ответственности предпринимателей при несчастных случаях на производстве (1903). Для Ф.-з. м. характерна материальная зависимость врача от заводоуправления, которое выплачивало ему жалованье. Расплывчатыми были законодательные формулировки (например, специальное положение 1866 обязывало хозяев строить больницы из расчёта 1 койка на 100 рабочих, но разрешало ограничиться только отведением и оборудованием помещения). Большинство предпринимателей игнорировало эти предписания: спустя четверть века оказалось, что только 1/3 фабрик, на которые распространялось их действие, выполняла соответствующие требования. В 1909 в Москве состоялся 1-й Всероссийский съезд фабричных врачей – первый профессиональный съезд представителей интеллигенции, в рабочей группе которого социал-демократы были в большинстве.

По закону о социальном страховании (1912) были созданы больничные кассы, на которые возлагалось осуществление страхования в случае болезни застрахованного, а в некоторых случаях – и членов его семьи. Однако страхованием было охвачено лишь около 1/4 всех промышленных рабочих, пособие по болезни выдавалось с 3-го или 4-го дня, а в случае болезни, продолжавшейся свыше 26 недель, рабочий оставался без всякого обеспечения. Кассы приступили к организации амбулаторий, но к 1917 их было в России всего 10. Несмотря на незначительные практические медицинские результаты деятельности больничных касс, они сыграли важную роль как одна из форм легальной организации рабочего класса.

 
89.Врачевание и медицина в Древней Греции.

Крито–ахейский период (III–II тысячелетия до н.э.). Санитарно–технические сооружения цивилизаций на о. Крит (с конца III тысячелетия до н.э.).

Предполисный период (XI–IX вв. до н.э.). Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея” (VIII в. до н.э.) о помощи раненым и врачевании времен Троянской войны (1240–1230 гг. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания.

Полисный период (VIII–VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачевании; боги — покровители врачевания (Аполлон, Асклепий, Гигиея, Панакея). Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Становление греческой натурфилософии (Фалес, VII в. до н.э.); ее влияние на развитие врачевания. Лечебницы (ятреи).

Классический период (V–IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) древнегреческой материалистической философии; ее влияние на развитие врачевания. Демокрит (460–371 гг. до н.э.).

Учение о четырех соках организма и представления о здоровье и болезни. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, сицилийская, косская. Их выдающиеся врачеватели. Академия Платона (428–347 гг. до н.э.). Появление "свободных искусств" в образовании.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2427; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!