Этические аспекты применения биомедицинских технологий, вторгающихся в основы жизни.



Дискуссионные этические проблемы биомедицинской науки.

В связи с большими достижениями в биологической и медицин­ской науке и внедрением новых медицинских технологий врач в исключительных случаях вынужден принимать реше­ния, которые входят в противоречия с нормами классической меди­цинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотно­шений между врачом и пациентом. Все это послужило предпосылка­ми к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики). Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттеромв 1969 г., по его определению биоэтика — это соединение биологиче­ских знаний и человеческих ценностей. В нашей стране в 1992 г. создан Российский Нацио­нальный комитет по биоэтике (РНКБ), Основная цель РНКБ — способствовать защите прав, свобод и достоинства человека в условиях бурного прогресса биологических и медицинских наук и во взаимодействии человек а как пациента со сферой здравоохранения. в 2005 г. была принята Всеобщая де­кларация о биоэтике и правах человека.

Изучая моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной об­ластью знаний; она охватывает медицинскую этику и простирается за ее пределы. Круг проблем биомедицинской этики гораздо шире проблем классической медицинской этики, но отчасти переклика­ется с ними. Центральным в биоэтике является отношение к жизни и смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность. Поэтому иногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допу­стимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Основными аспектами приложения биомедицинской этики яв­ляются:

♦ право на жизнь;

♦ проблема эвтаназии;

♦ право на аборт, контрацепцию, стерилизацию;

♦ новые репродуктивные технологии;

♦ медико-биологические эксперименты на человеке;

♦ современные технологии генной инженерии;

♦ трансплантация органов и тканей;

♦ психиатрия и права человека;

♦ моральные проблемы ВИЧ-инфицированных;

♦ межпрофессиональные отношения в медицине;

♦ проблемы социальной справедливости в медицине.

Этические аспекты искусственного прерывания беременности, контрацепции и стерилизации, являющихся современными формами медицинского вмешательства в репродуктивную функцию челове­ка. является ли аборт нарушением основного принципа медицинской этики — «не навреди»? Допустимо ли его проведение с этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадает с юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопро­сы зависят от профессиональной подготовленности и нравственных принципов врача.

новые репродуктивные технологии — искусственное оплодотворение, кото­рое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использова­ние этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, как природа самого брака, взаимоотношения супругов, судьба личности будущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейти ту грань, когда вмешательство в репродуктивную сферу помогает женщине обрести долгожданную беременность, а не превращается в вид манипуляции, эксперимента. Искусственное оплодотворение не вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законо­дательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет право быть матерью, и долг врача — помочь ей в этом.

суррогатное материнство. с одной сторо­ны, становится очевидной манипуляция телесной природой ребен­ка, получающего генетическое наследие от двух определенных лиц и вместе с тем кровь, питание от суррогатной матери. С другой — это единственный способ для отдельных семейных пар обрести желан­ного ребенка.

проблема клони­рования человека. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуют биологи, врачи, политики, философы, священнослужители. Выска­зываются две противоположные точки зрения. Первая — клонирова­ние морально этично и появление человеческих генетических копий безопасно для самого человека и общества. Эта технология открыва­ет путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая — клони­рование аморально и не безопасно, так как наука еще не в состоянии определить последствия, к которым оно приведет, нет эксперимен­тальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будет развиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнут уродства, задержка умственного развития.

Трансплантация органов и тканей

Проблема эвтаназии

Еще один принцип биоэтики — социальная справедливость, который предусматривает равное предоставление необходимых видов медицинской помощи любому пациенту независимо от его физического, психического и материального состояния. Врач при оказании медицинской помощи пациентам должен руководствоваться исключительно профессиональными и этическими нормами, а не отдавать предпочтение больным с особым социальным статусом и высоким материальным положением. Социально-психологической основой профессионального воспитания врачей служат формирование и развитие у них соответствующей этико-деонтологической культуры. Это означает, что сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, нравственным стержнем медицинского работника. Этические нормы врача должны находить свое проявление в профессиональной деятельности, прежде всего в общении с пациентами, их близкими, во взаимоотношениях с коллегами.

 

Этические аспекты применения биомедицинских технологий, вторгающихся в основы жизни.

1. Теоретические основания применения биотехнологий в медицине:

- «Нюрнбергский кодекс» и «Хельсинская декларация»;

НЮРНБЕРГСКИЙ КОДЕКС - был принят Нюрнбергским трибуналом после завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года.

На этом процессе были раскрыты вопиющие факты чудовищных медицинских экспериментов над миллионами людей. Находящиеся в концентрационных лагерях дети, женщины и военнопленные были для нацистских медиков подопытными «животными». Ну а кто будет спрашивать у животного его мнения или желания участвовать в научных исследованиях? Кто будет объяснять животному о возможных последствиях того или иного опыта? Конечно же никто этого делать не будет.

Нюрнбергский кодекс стал первым международным документом, описывающим принципы проведения медицинских опытов на людях, вводящий этические нормы для ученных, занимающимися медицинскими экспериментами.

Основной принцип сформулированный Нюрнбергским трибуналом в рамках Нюрнбергского кодекса сводится к тому, что для проведения эксперимента на человеке необходимо его добровольное осознанное согласие после предоставления ему полной информациио характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Принципы, сформулированные в Нюрнбергском кодексе, стали основой для многих международных и национальных законодательных актов в области проведения медицинских исследований на человеке.

Часть 2 статьи 21 Конституции РФ провозглашает: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». При этом из этой нормы мы видим, что медицинские опыты без добровольного согласия человека относятся к таким категориям как пытка, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение.

В статьях 32 и 43 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» мы видим отражение принципов Нюрнбергского кодекса. В ст. 32 устанавливается добровольное согласие на любое медицинское вмешательство: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина», а в ст. 43 непосредственно добровольное согласие человека на эксперименты:

«Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании. При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии».

ХЕЛЬСИНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ. Принята на 18-ой Генеральной Ассамблее ВМА, Хельсинки, Финляндия, июнь 1964.

Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА) разработала Хельсинкскую Декларацию в качестве свода этических принципов проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта, в том числе исследований, включающих работу с биологическими материалами или данными, по которым можно идентифицировать конкретное лицо, от которого они получены. Текст Декларации предназначен для использования в качестве целостного документа, и каждое отдельное положение не должно применяться без учета других применимых положений.

Хотя Декларация адресована, прежде всего, врачам, ВМА призывает других участников медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта следовать этим принципам. Долг врача – поддерживать и охранять здоровье пациентов, в том числе лиц, участвующих в медицинском исследовании. Знания и сознание врача должны быть направлены на служение этому долгу.

Основная цель медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта состоит в том, чтобы понять причины, механизмы развития и исходы заболеваний и совершенствовать профилактические, диагностические и терапевтические вмешательства (методы, процедуры и лечение). Медицинские исследования должны проводиться с соблюдением этических норм, в основе которых лежит уважение к человеку и защита его здоровья и прав. Участниками исследования могут быть особо уязвимые группы людей, нуждающиеся в специальной защите. К ним относятся те, кто не может самостоятельно дать свое согласие либо отказаться от участия в исследовании, а также те, в отношении которых может применяться злоупотребление влиянием или принуждение.

Врачи должны учитывать этические и правовые нормы и стандарты проведения исследований с участием человека своей страны, так же, как и соответствующие международные нормы и стандарты. Никакими национальными или международными этическими, или правовыми требованиями не допускается ограничение или исключение мер по защите субъектов исследования, установленных настоящей Декларацией.

- документы ВМА как основополагающие источники современных моральных норм применения биотехнологий в медицине; WMA - Всемирная Медицинская Ассоциация (ВМА)- Всемирный врачебный парламент, международная организация, представляющая врачей мира и устанавливающая международные нормы медицинской деятельности, обязательные для исполнения врачами всех стран,

Любая деятельность в области здравоохранения должна основываться на высоких стандартах медицинской этики, которые подробно зафиксированы в документах Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА):

- ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

- МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

- ХЕЛЬСИНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта

- СИДНЕЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СМЕРТИ

- ЛИССАБОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАВ ПАЦИЕНТОВ

- ВЕНЕЦИАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕИЗЛЕЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

- ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОЙ СВОБОДЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

2. Моральные проблемы биомедицинских исследований на человеке и животных:

- научная обоснованность осуществления эксперимента или испытания;

Научная обоснованность эксперимента должна определяться интересами испытуемого больного, но не достижением запланированного научного результата любым способом.

- права испытуемых и ответственность экспериментаторов;

· Право на согласие участия в обследовании: · право быть информированным о результатах исследования. · право на личную тайну.· право на отсутствие общественных ярлыков. право на конфиденциальное хранение данных обследования.

Обязанности экспериментатора в отношении информированного согласия (ИС):

— сообщать ожидаемому испытуемому всю информацию, необходимую для ИС;

— предоставить испытуемому все возможности для получения ответов на возникающие вопросы и поощрять к выяснению всех неясных вопросов;

— исключить возможность необоснованного обмана, избыточного влияния на испытуемого или запугивания;

— испрашивать ИС только после того, ожидаемый испытуемому получит адекватные знания об исследований и последствиях участия, в нем будет иметь условия для решения об участии;

— как правило, получать от каждого испытуемому подписанную форму как свидетельство ИС;

— обновлять ИС каждого испытуемого в случае существенных изменений в условиях или процедурах исследования.

- этика отношения к лабораторным животным.

          3. Моральные проблемы трансплантологии органов и тканей (проблема дефиниции смерти; проблема донора и реципиент; проблема справедливости распределения ресурсов донорских органов и др.)

Основываясь на рекомендациях ВОЗ Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" вводит презумпцию согласия, согласно которой забор и использование органов из трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений против этого, или если возражения не высказывают его родственники. Отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т. е. каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал своего отрицательного отношения к этому."Презумпция согласия" является одной из двух основных юридических моделей регулирования процедурой получения согласия на изъятие органов от умерших людей.

Согласно раздела 2 "Изъятие органов и (или) тканей у трупа для трансплантации" Закона РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека":

Статья 8. Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей

Статья 9. Определение момента смерти Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов.

Статья 10. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа

Определенной гарантией справедливости при распределении донорских органов является включение реципиентов в трансплантологическую программу, которая формируется на базе "листа ожидания" Обеспечение "равных прав" реализуется через механизм выбора сугубо по медицинским показаниям, тяжестью состояния пациента-реципиента, показателям иммунологической или генотипической характеристик донора.

          4. Этические проблемы медицинской генетики и генной инженерии:

- специфика моральных проблем медицинской генетики;

- проблема конфиденциальности и добровольного информированного согласия в медицинской генетике;

- моральные аспекты медико-генетического консультирования;

- генетическая информация как собственность;

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

- евгеника: история и современность;

Евгеника (от греч. – «хорошего рода», «породистый») – учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

Евгеника и современность Доводы «За» Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей. Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям.

Доводы «Против» Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные и положительных.

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами, могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

- проблема клонирования.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6845; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!