Философия техники и методология технических наук.



Понятие «техника» определяют, во-первых, как совокупность специально выработанных способов деятельности; во-вторых, как совокупность искусственных материально-вещевых средств деятельности; в-третьих, как знание о способах и средствах деятельности; в-четвертых, как специфический, культурно обусловленный процесс волеизъявления. Философия техники – это наиболее поздний раздел философской науки, основное содержание которого составляет рефлексия по поводу феномена техники.

Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХIХ – начале ХХ в.

В философии сложились две концепции возникновения техники: «орудийная» концепция Л. Нуаре и «трудовая» концепция Ф. Энгельса.

Л. Нуаре рассматривает способность человека делать орудие как существенное его отличие от животного. В своих работах он обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества, так создание и применение орудий явились источником развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, которые еще недавно действовали инстинктивно. Руки выступают в качестве особого орудия («орудия орудий»), или, по выражению Нуаре, «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение, функционирование всего человеческого организма, и в первую очередь мозга.

Известный теоретик марксизма, сподвижник создателя этого учения Ф. Энгельс в 1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой он значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Труд, по его мнению, – это не только источник богатства. Его роль значительно шире: труд явился главной и основной причиной возникновения человека (т.е. превращения обезьяны в человека), источником всякого богатства, основным условием всей человеческой жизни. Революционным моментом в этом процессе явилось внезапное обретение прямохождения: в жизни обезьяны это приобретение стало судьбоносным. Освобождение передних лап изменило их прежние функции (хватания при лазании по деревьям, хождения по земле) и подготовило их к выполнению иных функций. Так появилась рука. Одним из наиболее значимых последствий этого явилось приобретение навыков изготовления орудий труда и их применения. Человеческая рука оказывается не просто органом осязания, но и органом труда, орудием всех орудий. Однако было еще одно обстоятельство, которое существенным образом способствовало «шествию» человека к ожидаемым трансформациям. У него был высокоразвитый стадный, т.е. общественный, инстинкт. А с этим связано пробуждение и развитие потребности что-то сказать друг другу. Но сказать человек мог лишь при постепенном совершенствовании своей гортани, что так необходимо для произнесения членораздельных звуков.
Таким образом, три великих приобретения: прямая походка, открывшая человеку больший простор для обозрения; передние конечности, которые можно было использовать совершенно по другому назначению; эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам, привели к качественным преобразованиям органа мышления – мозга, органов чувств. Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека выразились в трансформации собирательства в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания, металлообработке и т.п. Далее возникают наука, культура, цивилизация. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая ее к своим нуждам. И этим он обязан труду. Человек уподобляется, следовательно, техническому животному.

В различные исторические периоды техника играла специфическую роль.
Для первобытнообщинного этапа характерна случайность возникновения технических средств: орудия труда специально не изобретались, находки были непреднамеренными. Так, например, осколок яичной скорлупы мог заменить ладони для утоления жажды; камень, привязанный к палке, мог увеличить силу удара и т.п. Подражая этим случайным «рационализациям», человек создавал орудия труда теперь уже преднамеренно.

В античное время и в эпоху Средневековья техника усложняется. Для производства орудий труда теперь требуются достаточно большие навыки, в связи с чем происходит выделение из общей популяции мастеров – знатоков «тайн» изготовления орудий. Возникает социальная прослойка в обществе, по Марксу – движущие силы технического прогресса. При этом сам технический прогресс был основан не на науке, не на теоретических расчетах, а на умении, часто передаваемом по наследству (от отца к сыну) эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Двигателем технического прогресса были гениальные умельцы типа Архимеда, идеальным образом сочетавшие технические дарования с практическими. Этот этап развития техники заканчивается с наступлением Нового времени и соответственно с началом так называемой эры машинной техники.

Характерной чертой Ренессанса (Возрождение) стала реабилитация роли опытного знания, символом которого стало творчество великого Л. да Винчи. Его изречение «Наука – капитан, а практика – солдаты» стало своеобразным лозунгом новой эпохи. В те времена церковь все еще властвовала над душами и умами людей, и учёному приходилось защищаться. Внедрение в практику его технических идей (пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют) было затруднено.

Основоположник философии Нового времени Ф. Бэкон считал, что три великих открытия - книгопечатание, применение пороха и мореходная игла (т.е. компас) - изменили облик и состояние всего мира. Они способствовали делу просвещения, военному делу и мореплаванию. Научные знания и технические изобретения должны дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить жизнь.
Другой основатель философии и науки Нового времени Р. Декарт разработал в механике принципы относительности движения и покоя, действия и противодействия; в оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги и разгадал причину ее возникновения; разработал идею естественного развития солнечной системы.
И. Ньютон стал основоположником классической и небесной механики, создателем системы дифференциальных и интегральных исчислений. Он сформулировал законы и понятия классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, научную теорию дедуктивного типа. Своими трудами Ньютон заложил основы механистической картины мира и механистического мировоззрения.

Широко известны в этот период были труды по механике старшего современника Ньютона Х. Гюйгенса, изобретателя маятниковых часов с пусковым механизмом. В переходе к машинной технике значительную роль сыграло изобретение Дж. Уаттом первой в мире паровой машины. Европа вступала в эпоху машинного производства. Этот период ознаменовался, как писал К.Маркс, превращением средств производства из орудия в машину. Негативный аспект этого процесса Маркс видел в том, что машина вступала в конкуренцию с рабочими, которые подлежали сокращениям и увольнениям как не выдержавшие соперничества с ней. Тем самым была порождена тенденция разрушения машин (луддизм).

Основоположником философии техники считается немецкий философ Э. Капп, создавший концепцию органопроекции.

Вдохновленный идей древнего грека Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, Капп увлекся тайной связи человеческого тела, рук с деятельностью мозга. Человек не удовлетворён тем, что ему предоставила природа. Ему свойственно творчество. Он изменяет окружение, проецируя на него свойства своего тела. Внешнее – это продолжение человеческого тела, точнее – механическое подражание его различным органам. Именно в этом и состоит его концепция, называемая органопроекцией.
Он развернуто обосновывает и формулирует эту концепцию в качестве основного принципа технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом. Среди человеческих органов Капп особое место отводит руке. Она имеет тройное назначение: во-первых, является природным орудием; во-вторых, служит образцом для механических орудий и, в-третьих, играет главную роль при изготовлении вещественных подражателей, т.е. является «орудием орудий». Именно из этого естественного орудия возникают орудия искусственные: молот как продолжение кулака, чаша для питья вместо ладони и т.д. В концепции органопроекции нашлось место и для подобия человеческих глаз, начиная с увеличительного стекла, оптических приборов; акустическая техника стала подобием органа слуха, например эхолот, улавливающий шум винтов приближающейся подводной лодки, и т.д. Но человеческая рука выделяется среди всех этих органов: она, как считает Капп, – «орган всех органов».

Французский социолог, автор книги «Происхождение технологии» (1890) А. Эспинас вводит понятия праксиологии и технологии. Первая, по его мнению, отражает коллективные проявления воли, продуманные и произвольные, самые общие формы действий. Что касается технологии, то она возникла в результате изучения человеком явлений в их изменении, в динамике.

Энегельмейер, рассматривая вопрос о сущности техники, выстраивает демаркационную линию между наукой и техникой. На вопрос, в чем между ними разница, он отвечает так: наука преследует истину, техника – стремится к пользе. Техник приходит тогда, когда ученый уже сказал, в чем истина: наука знает, а техника – делает. Хотя, разумеется, это не означает прекращение их взаимосвязи. Энгельмейер выстраивает свод требований к технике, которые она обязана соблюдать, будучи фундаментом культуры. По его мнению, техника должна иметь чувство ответственности, основанное на «формуле воли», составляющими которой являются «Истина, Красота, Добро, Польза».

В самостоятельное направление философия техники оформилась под влиянием работ немецкого философа М. Хайдеггера. Он обращает внимание на то, что техника трактуется как «средство достижения целей», или, по-другому, как «известная человеческая деятельность».

Хайдеггер слово «techne» (искусство, мастерство, умение) ставит рядом со словом «episteme» (знание): оба они служат раскрытию потаенности. Оба эти понятия синонимы знания, они помогают человеку ориентироваться в лабиринте понятий, разбираться, раскрывать потаенное, то, что еще не замечено. Потаенность побуждает человека обратить внимание, нацелиться, поставить задачу. Благодаря знанию и технике человек выводит потаённое, скрытое в наличное состояние. Тайна сущности становится условием жизни человека.

Философия науки и техники позволяет понять мировоззренческую и логико-методологическую проблематику современного естествознания и технико-знания, знакомит с философскими основами и методологией технических дисциплин.

К основным особенностям методологии технических наук ученые относят:

- значение технических наук как важнейшей производительной силы общества;

- общественную значимость технических наук;

- разработку средств, направленных на оптимизацию последствий технического прогресса и предотвращение нежелательных последствий;

- влияние роли социального фактора;

- особенности технических задач

Наиболее существенной методологической особенностью знаний в технике является то, что опредмечиваются, материализуются в технике соответствующие знания лишь при условии общественной потребности в данных продуктах труда. Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов. Б.М.Кедров отмечает: «Технические науки связаны с общественно-экономическими науками, так как цели, ради которых в технике используются законы природы, черпаются из интересов и запросов общественно-исторической практики».

Другой важной методологической особенностью технических наук является характерная для них в настоящее время ориентация на предотвращение и устранение нежелательных последствий научно-технического прогресса. Она связана с развертыванием современного научно-технического прогресса и является специфичной для него. Ориентация на профилактику негативных последствий научно-технического прогресса давно уже стало нормой при разработке новой техники и технологии.

Наряду с этим начинает проявляться новая методологическая особенность технических наук - ориентация на разработку технических систем, направленных на оптимизацию взаимодействия общества и природы. К сожалению, уже сейчас появились необратимые тенденции, например, в экологической обстановке, обусловленные техническим прогрессом. И теперь технические науки разрабатывают технологии, средства, направленные на устранение уже имеющихся негативных последствий технического прогресса.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!