Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.



С 4 тыс до н.э период «Харабской культуры»; 2 тыс. до н.э. – «ведический период». Отмечен образованием классового общества и государства, углублением социального неравенства. Военный вождь племени (раджа) подчинял себе органы племенного управления. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Народ облагался налогами собирали которые специальные чиновники. Так на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования. Некоторые принимали форму монархий.           

Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев (2 пол. 1-го тыс. до н.э.), объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. . В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

Своеобразные черты социально-культурного, политико-экономического и государ­ственного развития Древней Индии нашли свое отражение во многих характерных чертах древнеиндийского права В первую очередь эти особенности проявились в самобытности системы источников права.

Источники права: Индийские Веды – Дхармасутры (правовые трактаты) – Дхармашастры, созданные на основе Дхармасутр – Арташастры (прозведения оправе и политике) – Акты правителей – Обычаи,

 

9.гос. строй и социальная структура древней индии
ГС.
Основой государства считался царь (раджа). Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

В эпоху Маурьев оформилась концепция “чакравартина” — единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя.Большую роль при дворе играл царский жрец. Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя.Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.

Подобные преобразования претерпела и сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

Источники свидетельствуют, что даже в периоды наибольшего усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.
С
.Население Древней Индии делилось на четыре варны (касты): брахманы – представители жреческих родов, кшатрии – члены военной аристократии, вайшьи – рядовые люди из свободного населения и шудры – неравноправные или бесправные члены общества. Также были ещё «неприкасаемые», которые были вроде изгоев, т.е. приравнивали как к собакам.

 

10.законы ману памятник древнеиндийского праваВ источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

 

11. Общая характеристика Древнего Китая: возникновение государства; периодизация.Цивилизация Древнего Китая является одной из древнейших в мире. Она развивалась достаточно обособленно и изолированно от Месопотамии и Индии, от которых Китай отделяли труднопроходимые пустыни, горы и джунгли. Но как и вышеупомянутые древние цивилизации, китайская цивилизация возникла в долине большой реки - первые ее очаги появились на берегах реки Хуанхэ на рубеже III - II тысячелетий до н.э.
Историю Древнего Китая принято разделять на несколько периодов. Это эпоха Шан (Инь) - XVI - XII вв. до н.э. и эпоха Чжоу - XII - III вв. до н.э. В эту эпоху входит значительный для истории Китая период «Сражающихся Царств», проходивший с V по III вв. до н.э. Затем следовали династии Цинь и Хань - III в. до н.э. - III в. н.э.
Мировоззрение древних китайцев сформировалось еще во втором тысячелетии до н.э. Они поклонялись силам Земли и Неба, а также душам предков. В целом уже тогда для китайской культуры было характерным считать человека частью природы, искать гармонии с природой. Отношения между людьми в семье и клане служили для китайцев образцом иерархии всего общественного и политического устройства. В глазах древних обитателей Поднебесной страны очевидным доказательством их культурного превосходства над соседними племенами были письменность, календарь и развитые ритуальные практики.
Письменность являлась еще одним достижением цивилизации Древнего Китая. Она была иероглифической и возникла еще во II тысячелетии до н.э. С начала I тысячелетия до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. Планки с текстом клались последовательно справа налево и соединялись шнурком таким образом, чтобы лицевая сторона их была обращена наверх. Группа из 20-30 таких частей составляла книгу. В середине I тысячелетия до н. э. для письма стали использовать шелк. Бумага появилась в Китае во II в. до н. э. Писали в Древнем Китае сверху вниз и справа налево. Каллиграфия всегда считалась важным видом искусства, ее сравнивали с танцем. Существовали разные стили письма для разных целей, от делового письма до художественных текстов.
В китайской культуре существуют несколько понятий, не имеющих аналогий в западной культуре, но являющихся фундаментальными для китайцев. К ним относятся понятия Инь-Ян и понятие Ци. Инь-Ян - это символ вселенской гармонии, уравновешенности. Инь представляет собой пассивное, темное, отрицательное, женское начало; Ян - активное, светлое, положительное, мужское начало. Именно вместе они дополняют и уравновешивают друг друга. Энергия Ци является основой всего живого на земле, она лежит в основе устройства Вселенной. Древний Китай является родиной нескольких религиозно-философских учений, таких как конфуцианство и даосизм, которые будут рассмотрены ниже.

12. социальная структура древнего китаяПринципиально важной чертой социального деления хань-ского общества был высокий уровень социальной мобильности. Даже раб мог при благоприятных обстоятельствах рассчитывать на то, что хозяин отпустит его на свободу и тем самым откроет ему путь для продвижения вверх по ступеням социальной иерархии. В условиях, когда знатными не рождались, а становились, богатство давало возможность достижения высокого юридического статуса. История ханьского общества знает примеры, когда бывший раб в течение жизни совершал весь путь восхождения по социальным ступеням вплоть до обладания заветными высшими рангами. С другой стороны, закон, по которому родственники преступника превращались в государственных рабов, означал возможность для представителей знати внезапно оказаться в самом низу социальной пирамиды.
При этом высокий уровень вертикальной социальной мобильности способствовал формированию общеэтнических норм культуры и тем самым консолидации этнической общности древних китайцев, в то время как существование в начале I тысячелетия до н. э. системы социальных рангов чжоуского типа, напротив, являлось тормозом на пути завершения процесса формирования древнекитайского этноса.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!