Общественный и государственный строй Спарты. Правовое положение различных социальных групп.



Спартанское государство возникло в IX в. до н. э. в резуль­тате завоевания дорийцами обширной территории Лаконики, где проживали ахейские племена.

Общественный строй. Для общественного строя Спарты ха­рактерны сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военная организация общества. Заботой о сохранении солидар­ности среди небольшой части полноправных граждан Спарты, гос­подствовавших над огромной массой порабощенного населения, объясняется стремление предотвратить резкую имущественную дифференциацию среди «равных», как называли себя спартиа­ты.

Эту цель преследовали приписываемые Ликургу законы против роскоши, запрещение спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро.

Политическими правами пользовались лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые переда­вались им вместе с обрабатывающими землю государственными рабами — илотами. Первоначально эти наделы были одинаковы, но позднее возникло имущественное неравенство спартиатов. Не­смотря на это, спартиаты именовались «равными». Из числа рав­ных исключались граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез; они переходили в разряд гипо-мейенов — «опустившихся».

Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях были правоспособны: могли при­обретать собственность и совершать сделки, несли воинскую по­винность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами. Илоты — представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свои хозяйство и орудия производства. От урожая, полученного с земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй. Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло значительной роли в политической жизни страны. Со­зывалось оно от случая к случаю по решению должностных лиц. В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30-летнего возрас­та и сохранившие свои наделы. При чрезвычайных обстоятельст­вах созывались внеочередные собрания, в которых принимали уча­стие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.

К ведению Народного собрания относились такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникно­вения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Вместе с тем ведению Народного собрания не подлежали фи­нансовые вопросы, контроль за деятельностью магистратов, судеб­ные дела. Собрание не обсуждало законов: они либо принима­лись, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (герусии): решение собрания, геруси-ей признанное неприемлемым, кассировалось.

Порядок деятельности Народного собрания давал возможность спартанской олигархии влиять на его ее деятельность в нужном направлении.

Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществ­ляли судебную власть. Однако фактическое руководство государст­вом принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли пол­номочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали исключительное положение в государстве. Своим возвышением уфоры обязаны знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирало Народ­ное собрание из-числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Эфо­ры созывали герусию и Народное собрание и руководили их дея­тельностью. В их ведении были вопросы внешней политики, внут­реннее управление страной, в частности надзор за нравами и содолжностных лиц, включая проверку их ежегодных отчетов. В ру­ках эфоров находилась гражданская юрисдикция'. Одной из важ­ных функций эфоров был контроль за деятельностью царей вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограни­чить их власть. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руково­дившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Бескон­трольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной от­ветственности способствовали злоупотреблениям ими своей вла­стью.

Герусия (совет старейшин) — орган, сохранившийся от родоп-леменной организации. Она состояла из 28 виднейших представи­телей спартиатов, кроме того, в состав герусии входили два царя. Члены герусии (геронты) избирались Народным собранием пожиз­ненно. Герусия предварительно обсуждала вопросы, которые долж­ны были рассматриваться Народным собранием. Первоначально герусия располагала практически неограниченной компетенцией и являлась судебной инстанцией против царей. На своих ежеднев­ных заседаниях она обсуждала военные, финансовые, судебные вопросы. С усилением власти эфоров значение герусии уменьша­лось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социаль­но-экономической и политической жизни государства. Однако по­беда над Афинами в Пелопоннесской войне стимулировала разви­тие товарно-денежных отношений в Спарте, что привело к иму­щественной дифференциации и росту социальных противоречий, ослабивших государство. Как и другие греческие государства, Спарта в середине II в. до н. э. оказалась под властью Рима.

Правовое положение различных социальных групп

В ходе завоевания сложилась и крайне своеобразная социаль­но-правовая организация Спарта, основанная на корпоративной собственности завоевателей на землю страны и на насильственном присвоении продуктов труда порабощенных слоев населения.

Каждой спартанской патриархальной семье (их было немно­го — около 10 тыс.) выделялся участок земли — клер. Однако об­рабатывался этот клер не спартиатами, а зависимым населением — илотами. Илоты жили на участке со своими семьями, не могли с него уйти, часть произведенного должны были отдавать в качестве государственного налога условным собственникам — спартиатам. Причем нельзя было требовать более установленной властями нор­мы. Илоты были лишены каких-либо прав, даже право на жизнь не было безусловным, поскольку по решению властей периодически проводились «чистки» всегда готового восстать населения.

Другую группу неполноправного, но более свободного, чем илоты, населения Спарты составляли пэриэки. Они жили по ок­раинам страны, вели самостоятельное хозяйство и с него платили государственные подати; их также привлекали к военной службе. Пэриэки обладали собственным самоуправлением, но в общегосу­дарственных делах подчинялись спартанским царям. Пэриэкам, в отличие от спартиатов, дозволялось не только трудиться на земле, но и заниматься ремеслами, торговлей, которые вообще были слабо развиты, в том числе из-за традиционной политики дорийцев, направленной на всемерное сохранение родового равенства и земле­дельческого уклада.

Такой довольно странный и безусловно нежизнеспособный в длительной исторической перспективе социальный порядок мог со­храняться только в условиях особого единства верхушки общест­ва — спартиатов. Это не могло быть достигнуто без специальных политических и правовых институтов, которые бы сдерживали со­циальное размежевание малочисленного спартанского общества, с одной стороны, а с другой — предоставили бы спартиатам особые права и особое место в государстве, выражавшем бы их общие инте­ресы. Решение этих проблем было найдено путем преобразований, приписываемых спартанскому законодателю-реформатору Ликургу, которые законсервировали уклад спартанского общества и сформировали в нем подлинное государство.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 708; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!