Особенности возникновения и развития государства в Междуречье.



Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (м-у реками Тигр и Ефрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации.Древнейшим населением страны были Шумеры. От народа получило получило название государство Шумер. Одним из опорных пунктов страны (после захвата её кочевниками-амореями, около II тысяч. До н.э.) стал Вавилон. При царе Хаммурапи Вавилон стал столицей государства.После смерти царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. Древневавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Вавилоном около 400 лет.Новый подъем Вавилона приходится на VII-VI вв. до н.э. - период Ново-Вавилонского царства. В этот период происходит рост крупного землевладения, ремесла, торговли, строились грандиозные храмы,оборонительные и ирригационные сооружения. В III в. до н.э. после смерти Навуходоносора Вавилон фактически прекращает свое существование, поскольку он был завоеван персидским царем Киром.

 

З-ны Хамурапи как памятник древневавилонского права. Причины создания, общая характеристика законов, основные институты и отрасли права.

Основным источником права Древнего Вавилона считаются Законы царя Хаммурапи, принятые в XVIII в. до н.э. Причина их принятия лежит в сфере экономических и социальных противоречий, приведших богатые и бедные слои общества к противостоянию.

Совокупность указанных причин и вызвала необходимость разработать и принять новый крупный нормативный акт, который бы, во-первых, несколько уменьшил социальную напряженность в обществе; во-вторых, укрепил общественный порядок, в том числе и правопорядок, с учетом новых экономических и социальных процессов; в-третьих, содействовал в конечном итоге более действенной правовой защите существующего государственно-политического режима.

Условно свод Хаммурапи подразделяют на 282ст.

В вавилонском праве нет деления на гражданское и уголовное, но статьи сгруппированы – различают нормы о собственности, царской службе, браке и семье, обязательственных отношениях и т.д. Нормы уголовного права (направленные на предотвращение преступлений через жестокие наказания) чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения. К основным институтам можно представить человека и собственность.

В кодексе содержатся несколько норм публичного права (регулируют положение царя и жрецов). В Кодексе хорошо проработано частное право, особенно договор аренды. Тогда уже существовала защита добросовестного покупателя от пороков вещи. Достаточно подробно разработаны отношения найма, займа, дарения, купли-продажи и договор поклажи.

Почти все нормы носят материальный характер. Ряд положений закреплял старые обычаи родового строя: коллективная ответственность общины за преступления на ее территории, самосуд, др.

Основные институты и отрасли праваГражданское право по Законам Хаммурапи. К основным институтам гражданского права относятся лица, собственность, вещи, обязательства, договоры и др. Большое внимание в памятнике права уделено и такому важному институту гражданского права, как собственность. В собственности могло быть как движимое (зерно, раб, лодка, оружие, драгоценности и т.п.), так и недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.). ва, как договор брачно-семейные отношения имели большое значение и основные его институты регулировались в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э. светским нормативным актом. институт, как ответственность общины за преступление, которое совершено на ее территории, но преступник не найден (ст.ст. 23, 24), т.е. законодатель использовал в карательной политике принцип коллективной ответственности и ответственности без вины. институты уголовного права,

Основные черты государственного и общественного строя Месопотамского общества

Гос.строй:В Месопотамии наиболее ранней формой государственной организации были города-государства. Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некоторых случаях низвергали правителей, но и определяли объем их полномочий, наделяя большими или меньшими правами в военной и законодательной областях. Лугаль, видимо, и отличался от энси большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен, всякого рода сборов), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.

Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании.

Общественный строй: Свободное население: 1) Мушкенумы (неполноправные) 2) Авилумы (полноправные): профес.разделение: придворные служащие, военнослужащие, храмовые служащие, чиновничество, купцы (ремесленники, врачи и т.д.)
Несвободное население (рабы): царские, храмовые, частновладельческие


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1705; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!