Понятие «декоративность» в условиях станковой живописи



 

В настоящее время термин «декоративность» широко используется во всех видах изобразительного искусства, архитектуре и дизайне. С.Г. Кузнецова отмечает, что декоративность – это фундаментальное понятие, объединяющее качество всех видов пространственно-временных искусств.

Так сложилось, что, вероятно, именно по причине дифференциации искусств, термин «декоративность» имеет совершенно разные трактовки. К.В. Федосеев и Н.В. Горбатенко, исследуя этот вопрос, установили, что одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, вторые признают декоративность в качестве дополнительного свойства произведения искусства, другие – вообще отвергают декоративность на том основании, что декоративная условность якобы затмевает содержание произведения искусства и усложняет его понимание, третьи – видят в активном использовании приёмов декоративности перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства, в частности живописи [22, С. 3].

В.И. Кукенков определяет «декоративность» как особое качество произведений искусства, отличающихся изысканностью, украшением окружающей среды человека, тщательной обработкой деталей, как художественное свойство, которое дополняет художественный замысел произведения. Картина призвана не только рассказывать нам о каком-то событии, раскрывать определенные смыслы и образы, но и украшать пространство жилища, общественного здания посредством нарядности и богатства своего колорита. Декоративную – «украшательскую» – задачу вполне осознанно может ставить и решать живописец [1, С. 143].

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

 

Декоративные приемы в станковой живописи

 

Художественные приёмы, обусловливающие декоративность станкового произведения, богаты, многообразны и специфичны. Сосредоточив внимание на декоративных приемах живописи, усиливающих общие выразительные качества композиции, мы, возможно, научимся иначе воспринимать картину, понимать ее язык и ее смысл [15, С. 60]. Выбор того или иного приема зависит от творческого замысла художника. Говоря о декоративных приемах в станковой живописи, важно понимать значение терминов «приемы» и «средства». Очень часто данные понятия отождествляются. К художественным средствам относятся: композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т.д. [25, С. 122]. Прием же, это способ использования художественных средств.

Проявлением декоративных тенденций в станковой живописи принято считать обобщенность, плоскостность, лаконизм, «ковровость». Станковая живопись, как и монументальная, могут иметь общие черты декоративности, такие как стилизация – обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приёмов, упрощения или деформации рисунка и формы, цвета и объёма [5, С. 98]. Степень декоративности в пейзажной живописи может выражаться по-разному в зависимости от применяемых приемов передачи декоративности и интенсивности их использования.

Проблема отбора, декоративных приемов в живописи тесно связана с овладением метода творческой интерпретации натуры. Метод творческой интерпретации натуры заключается в преднамеренном отказе от отдельных деталей и качеств натурных постановок (например, объемности, материальности и т.д.) и выявлении других существенных для художников качеств (орнаментально-ритмический строй живописного произведения, трактовка цвета средствами «ограниченной палитры», силуэт форм различных элементов натурных постановок и другие качества) [10].

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

 

Выводы по первой главе

 

 


Глава 2. Проявление декоративных качеств живописи в творчестве художников

 

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

 

Использование декоративных приемов в пейзажах отечественных художников

 

Жанр пейзаж начинает активно развиваться в России только со второй половины XIII века. В это время в искусстве царит классицизм, который затянулся в России вплоть до середины XIX века.

Одним из первых русских художников, в чьем творчестве ярко прослеживаются декоративные тенденции, является А.И. Куинджи Именно по этой причине творчество данного художника занимает несколько обособленное место в пейзаже второй половины XIX века. Передача эффектов освещения, повышенных контрастов цвета, обобщенная, несколько декоративная трактовка форм природы становятся излюбленными приемами в творчестве А.И. Куинджи [16, С. 77]. Идеи передвижников ощутимы в творчестве художника 1870-1875 гг. Такие пейзажи данного периода как «Забытая деревня», «Осенняя распутица выражают исключительно гражданские чувства автора, его палитра несколько монотонна, построена на тоновых переливах серого цвета. Однако с 1876 года, когда художник выходит из состава передвижников, начинается новый период его творчества, который ярко отражен в пейзаже этого же года «Украинская ночь» (Приложение 1, Рисунок 1) построенном на оригинальной декоративной системе. В картине «Березовая роща» (Приложение 1, Рисунок 2) новаторские искания А.И. Куинджи воплотились наиболее ярко. Резко акцентированная симметрия, четкое разграничение пространственных планов, уплощенная трактовка темного массива деревьев дальнего плана аппликативным силуэтом, обобщенно написанные в два тона стволы берез – все это превращает станковую картину в подобие театральной декорации в момент открытия занавеса [9, С. 253].

Таким образом,

Итак

Подводя итог вышесказанному

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!