Технология социально-культурного проектирования



Изменение механизмов хозяйствования в отрасли культуры обусловило адаптацию к ним механизмов управления данной сферой, сочетающей классическую теорию управления с междисциплинарной методологией менеджмента.

В современной теории и практике менеджмента учреждений культуры утверждается проектный - ситуационный подход к управлению, который ориентирован на оперативное управление в зависимости от особенностей ситуации, которая в сфере культуры характеризуется такими свойствами, как эксклюзивность, динамичность, способность к самоорганизации, постоянное обновление(информации, ярких впечатлений), эвристичность и т.д. Проект предполагает детальный анализ проблемной ситуации и предлагает конкретный способ ее решения.

В социально-культурной сфере метод проектирования нашел отражение в научных разработках А. П. Маркова, Г. М. Бирженюка, Г. А. Аванесовой, В. М. и В. В. Чижиковых, Т. П. Степановой и др.). Г. Аванесова относит проектирование к разновидности производственно-экономической деятельности, направленной на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно-значимых продуктов, технологий, необходимых связей, приоритетных художественных и духовных ценностей.

Проектный менеджмент – это профессиональная деятельность человека, суть которой состоит в оперативной и оптимальной интеграции в стремительно развивающиеся и изменяющиеся условия внешней среды; в выявлении проблем; в использовании самых современных знаний, методов, средств, технологий решения данных проблем. Метод проектов позволяет установить связь «здесь и сейчас» между живой реальностью и специалистами управленческой деятельности социально-культурной сферы.

Проект – это что-либо, что задумывается или планируется; это временное предприятие или команда, предназначенная для создания уникальных продуктов или услуг, существенно отличающихся от других аналогичных продуктов и услуг. «Временное» означает, что любой проект существует ограниченное время – от начала до завершения - достижения поставленных целей (проведение фестиваля, например).

Прoeкт может входить в coциaльнo-культурную прoгрaмму кaк ее cocтaвнaя чacть, направленная на решение частной задачи данной программы (например, программа поддержки семьи может быть конкретизирована разработкой проекта фестиваля семейного творчества). Вместе с тем проект может быть самостоятельной разработкой, направленной на решение какой-либо социально-значимой проблемы (к примеру, отдельный проект, связанный с организацией досуга людей третьего возраста и т.д.).

Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, направленных на достижение желаемого состояния объекта (или сферы проектной деятельности), а также в разработке способов и средств достижения поставленных целей; это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов решения социально-значимых задач.

Технологический алгоритм работы над социально-культурным проектом:

1. Характеристика региональных, муниципальных особенностей поселения (территориально-географических, экономических, демографических особенностей; специфики культурной среды; возможно, уникальных характеристик, культурно-досуговых занятий, хобби различных групп населения и т.д.).

2. Анализ конкретной социально-культурной ситуации, выявление основные проблем культурного развития данного территориального образования, характеристика различных социально-демографических групп населения.

3. Определение конкретных социально-культурных проблем, которые призван решить данный проект.

4. Определение аудитории проекта (адресата проекта).

5. Обоснование актуальности проекта (его значимости в решении социально-значимой проблемы данного территориального образования (города, поселка); в создании его позитивного имиджа, в культурном развитии различных групп людей).

6. Обоснование замысла проекта – его оригинальной, уникальной идеи.

7. Формулировка цели проекта (его стратегии – конечного планируемого результата ).

8. Постановка задач проекта (определение этапов, тактики достижения цели).

9. Прогнозирование результативности реализации проекта (культурно-развивающие, возможные экономические эффекты, значимость его реализации для развития региона, конкретной территории).

10. Создание команды проекта, назначение (выбор) координатора проекта, распределение ролей обязанностей между членами команды.

11. Планирование, определение содержания, форм, методов реализации проекта (конкретных мероприятий, оригинальных по содержанию, вариативных по формам).

12. Обоснование (и расчет) затрат и определение источников финансирования проекта (разработка бизнес-плана).

13. Определение партнеров реализации проекта (учреждений, организаций, предприятий, общественных фондов и т.д.). Установление с ними контактов, заключение договоров о сотрудничестве и т.д.

14. Разработка прoмoутeрcкой чacти прoeктa (ocнoвных видов, форм, методов, содержания инфoрмaциoннo - рeклaмнoй дeятeльнocти).

15. Мониторинг (контроль над реализацией проекта, коррекция ).

16. Завершение проекта, подведение итогов.

Таким образом, проективная деятельность в социально-культурной сфере носит универсальный, всеобъемлющий характер. В основе практики социально-культурного проектирования расположены принципы высокой степени рефлексии современного контекста развития общества, «разрыва шаблонов» в понимании социокультурной динамики, генерации оригинальных идей, инициирования нестандартных решений, пробы творческих сил, умения защиты авторской позиции, создания нового, уникального опыта, направленного на развитие культуры человека.

Литература:

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2. Дуликов, В. З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учеб. пособие / В. З. Дуликов. – М.: МГУКИ, 2003.

3. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. – СПб.: СПбГУП, 1997.

4. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт,
Ф. Хедоури. – М.: Дело, 1992.

5. Степанова, Т. П. Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии: моногр. / Т. П. Степанова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2011.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 460; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!