Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей  старшего возраста



Социально-культурная деятельность- самостоятельная подсистема социализации личности на основе включения человека в творческий процесс самореализации и освоения ценностей культуры в условиях свободного времени.

Культурная деятельность- это все формы социально-позитивной деятельности, в процессе которой человек производит себя как человека, формируя, развивая свой физический и нравственно духовный потенциал и потенциал тех людей, которые причастны к результатам этой деятельности.

Технология СКД- это средства, методы и формы СКД, которые используются определенным образом и в определенной последовательности, с целью достижения конкретных результатов деятельности.

По классификации Всемирной организации здравоохранения, население в возрасте от 60-ти лет отнесено к пожилым людям. Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с производством, однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.

Основные характеристики пожилого возраста: отсутствие необходимости участвовать в трудовой деятельности; отрыв от коллектива, стремление к общению, как с людьми своего возраста, так и с молодежью, потребность передать жизненный опыт другим людям; особое внимание к здоровью.

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полноценной. В этом смысле полезно привлекать людей старшего поколения к работе в различных общественных организациях, к работе с детьми и молодежью и т. д.

СКД должна предложить формы социализации в новом статусе,чтобы человек смог почувствовать себя полноценным членом общества, например:

1. Организация клубов, таких как «Кудесница», «Играй гармонь», «Кому за...», «Романсиада», «Любителей пения» и др. Основная задача заключается в том, чтобы удовлетворить разнообразные духовные потребности пожилых людей. Такие мероприятия как «Тропа здоровья», «А ну-ка, бабушки», «А ну-ка, дедушки» выполняет функцию соц. защиты (дружба, взаимопомощь, увлекательный досуг). Программа занятий должна быть спланирована и приспособлена к потребностям старшего поколения. Вовлечение пожилых людей в социально-культурную деятельность несет оздоровительный эффект, изменяются личностные установки, возникает более оптимистическое восприятие себя и других.

2. Старшее поколение – носители уникальных знаний, опыта, поэтому этот культурный потенциал может быть реализован в условиях деятельности СК организаций, при воспитании подрастающего поколения.

3.Организацию досуговой деятельности людей пожилого возраста важно вести комплексно, в союзе с местными общественными и административными органами, социальными службами. Духовная наполненность СКД людей старшего возраста - главное условие их творческой жизнедеятельности и долголетия.

Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой

Культурно-досуговая программа как исторически сложившийся социально-художественный феномен, является одной из форм социально-художественной практики общества, призванной создавать, сохранять, восстанавливать и распространять общекультурные духовные ценности, формировать позитивную эмоциональную атмосферу культурной среды.  

Любое культурно-досуговое мероприятие основывается на социальном или коммерческом заказе, что и определяет форму и содержание программы. Как правило, в заказе определяются: цель мероприятия, форма и жанр, пространственные условия, временные рамки, целевая аудитория, технические возможности и др.

Руководствуясь вышеизложенными позициями, режиссер «рождает» замысел будущего действа. Режиссерский замысел это – неосуществлённое решение, задумка будущей постановки.

1. Замысел, реализуется через все сценические компоненты. Предметное, действенное воплощение замысла называется режиссерским решением - это овеществлённый замысел.

Замысел должен содержать в себе идейное толкование, то есть выражать позицию режиссера по отношению к заданной теме, а также замысел должен обладать действенным содержанием, то есть содержать конфликт неких позиций.

Основные компоненты замысла:

1) Мотивировка выбора темы и социально-педагогическое значение этой темы для предполагаемой аудитории.

Личный мотив и актуальность (зачем беру)

2) Идейно-тематическое толкование будущей постановки (тема, идея, конфликт)

- действенное содержание: определение сверхзадачи, сценарно-режиссерского хода, эпизодного построения, жанра; определение сценических задач исполнителя; определение основных мизансцен.

           Особенности формирования замысла:

           (в отличие от театральных спектаклей)

  - в начале, определяются все компоненты (обязательно)

     - сценарно-режиссерский ход

- эпизодное построение

- определение сценических задач каждому персонажу (действие, цель; как, что делать, для чего это делать)   

2. Сценарий -это подробная литературная разработка всего массового мероприятия в строгой последовательности. Излагается тема, даны примерные направления выступления реального героя (по Генкину Д.М.).

Сценарий – это запись того, что зритель должен видеть и слышать во время театрализованного действа (по Борисову С.К.).

   Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач - создание художественного образа. ( по Борисову С.К.).

Воплощение замысла.

   3 этапа.

1) Застольный периодсвязан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки

- распределение ролей

- характеристика персонажей

- режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его - знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров.    Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.

Данный этап строится в форме диалога Актёр – режиссер.

2часть застольного периода – выстраивается логика и последовательность какой-то сцены, разбор по эпизодам, читка по ролям уточнение интонаций.

Корректируется замысел, проводится «разведка действием» и «разведка умом». Данный этап не имеет резкой границы с последующим.

2) «Разводка»репетиция в выгородке»). Характерной чертой этого периода являются поиски мизансцен. Он самый продолжительный по времени.

       Режиссер на этом этапе пользуется рядом заданий.

Формы заданий:

Словесное объяснение (рассказ)

-Показ Опасность – обезличивание актёра, механическое слепое копирование. Преимущество – может быстро синтетически выразить мысль (идею) режиссера Режиссер эмоционально может заразить своим показом. Плюс в том, что это экономит время.

Более безопасен этот метод, когда актёр уже состоялся как творческая личность, это значит, что механического копирования можно не опасаться.

  Должен быть намёк на будущего исполнителя Показ – исходя из индивидуальности исполнител.

Подсказ.Направление актёра по методу действия, а не чувства.

3) Этап прогонных репетиций- окончательная шлифовка, отделка, уточнение, закрепление. Все элементы сценической выразительности соединяются воедино. Прогоны бывают:

· Монтировочный - свет, музыка шумы, реквизит, костюм, перестановки.

· Сводная репетиция – соединение разных коллективов, подготовка сводных номеров, репетиция пролога и финала

· Черновой прогон- воплощение всех технических средств.

· Генеральный прогон;

· Этап сдачи, проверка на зрителя.

· Премьера

 

Литература: 

1. Жарков, А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. – М., 1989.

2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – М., 1978.

3. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение,1982.

4. Товстоногов, Г. А.Зеркало сцены. В 2-х т. / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1984.

5. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1976.

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!