Член Символа веры. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.



План-конспект огласительных бесед

 

Беседа 1

1.Вступление.

Приветствие. Пояснение для чего нужны эти встречи. Разъяснение структуры беседы.

Бог создал человека по своему образу и подобию: три составляющих образа Божьего в человеке: бессмертная душа, разум, свободная воля.

Для чего нужно Крещение – оно дает возможность человеку стать «Человеком с большой буквы», то есть обрести свой смысл жизни, отличный от смысла жизни животного (поиски еды, самосохранение, размножение).

Свобода человека: ограничивает ли Церковь свободу человека? Да, если подразумевать под свободой вседозволенность. Но подобную вседозволенность ограничивают и законы государств, воспитание детей тоже есть своего рода ограничение свободы. Желания одних людей часто препятствуют желаниям других, что приводит к конфликтам и нестроениям. Вседозволенность губительно отражается на душе человека, что показывает множество примеров из Истории. Стремление к своей маленькой «правде» и приводит ко всем войнам и конфликтам, так как если любой конфликт между людьми подробно разобрать, то выяснится, что каждая из сторон по-своему права. Для этого и существует Церковь, основная роль которой заключается в проповеди Божественных Законов – той Абсолютной Морали, Абсолютной Истины, которая должна стать общей для всех людей. То есть Церковь на самом деле не ограничивает свободу человека, а наоборот, помогает её реализовать, дает нам свободу от своих страстей, которые порабощают нас, пусть даже ограничивая себя в некоторых желаниях, но мы с помощью Божественных Законов достигаем истинного смысла жизни - стяжание Царства Небесного.

Суть религии».

Основой учения любой религии является Бог. Разные религии имеют различный взгляд на первооснову своего учения.

Откуда же можно узнать о существовании Бога, раз мы не можем увидеть его? Как мы узнаем о существовании воздуха, не видя его своими глазами – по его проявлениям, воздух дает жизнь нашему телу, хоть мы можем и не обращать на это внимания. Так же и о Боге мы можем узнать по его действию на каждого человека в отдельности и на весь мир в целом.

Как нам познать Бога? Богопознание может осуществляться тремя путями: первый – через окружающий мир, величие Вселенной, сотворенной Богом. Изучение законов природы многих ученых приводило к мысли о существовании Единого Творца. Второй путь: Через познание самого себя. Поскольку человек является образом Божьим, то, изучая свою собственную душу, мы видим этот самый образ. По словам преподобного Антония Великого, «кто познал себя - тот познал Бога». И третий путь Богопознания – через анализ человеческой Истории, в которой присутствует множество примеров того, как Божественный Промысел влиял на судьбы как отдельных людей, так и всей человеческой цивилизации.

В Православии есть чёткое понимание, что познать Бога полностью невозможно, хотя что – то о нём знать мы можем. Хорошо это выразил Иоанн Дамаскин, сказав следующие слова: Итак, что Бог есть, ясно. А что Он есть по существу и природе – это совершенно непостижимо и неизвестно» - и «Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и воплощении как не всё неизреченно, так и не всё может быть выражено речью; не всё недоступно познанию, и не всё доступно ему»

Источником наших конкретных знаний о Боге является Богооткровение. Оно состоит из Священного Предания – знаний, передаваемых людьми из поколения в поколение, и Священного Писания – Библии – книг, написанных святыми людьми – пророками и апостолами, по вдохновению Святого Духа. Богооткровение является не столько самим Знанием, сколько руководством к жизни человека, его целью является спасение души, потому там мало сведений об устройстве материального мира, изучение которого является задачей науки.

Прежде всего, Православная Церковь учит, что Бог – это Личность, это значит, что с Ним можно вступить в контакт, к Нему можно обращаться и получать ответ. 

Что же такое религия? - от лат. Religere- «Восстановление утраченной связи с Богом» Человек до своего грехопадения жил в раю и находился в постоянном общении с Богом, будучи совершенным Его творением,  но после того, как он совершил грех, его природа повредилась, и эта связь была разрушена.

Человек издревле общался с Богом (первые следы богопочитания можно обнаружить уже в каменном веке, порядка 50 – 100 тыс. лет назад, по некоторым данным прарелигией был монотеизм). Но со временем, из-за «вселенской катастрофы», своего грехопадения, человек начал искажать свои представления о Боге, он начал отходить от общения с Ним, теряя ясное представление о «Собеседнике». Именно это и привело к появлению множества религий, множественному взгляду на Бога.

Но истина сохранилась…. И что бы ясно говорить о ней, чтобы определённые люди не извратили её, по ходу человеческой истории, было осмысленно, что эти знания о Боге нужно законсервировать – выразить в чётких, недвусмысленных формулировках – догматах.

Догма – от греч. Δόγμα «Думать, веровать» - это основа христианской веры. Все христианские догматы – Богооткровенны. Как путь, по которому мы идем должен быть перед нами отчетливым, так и мировоззрение должно быть конкретным.

Символ веры.

Основные догматы выражены в Символе веры – тексте, принятом 1, 2 Вселенскими соборами (всемирным собранием духовенства христианской церкви). Можно не соглашаться с догматами, изложенными в этом выражении веры, но, не соглашаясь с ними, человек перестаёт быть православным христианином, т.к. теряет христианское мировоззрение.

 

член Символа веры. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

(Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого).

С самых первых строк человек, читающий это исповедание, возглашает, что он верит во единого Бога! Если немножко знать христианское вероучение, можно заметить мнимое противоречие. Как можно говорить, что Бог един, если христианство проповедует троичность Божества (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой)? Тут нет противоречия, православные христиане верят, что Бог один, но в трёх лицах. Этот догмат непостижим для человеческого разума, хотя существуют некоторые аналогии, которые, хотя далеко не в полной мере, но пытаются объяснить понятие Триединства. Одна из природных аналогий — это солнце и исходящие от него лучи и свет, подобно тому, как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух. Другой подобный же пример — огонь, который дает свет и тепло, имеющие между собой единство и различие. Эти аналогии очень далеки от выражения сущности троичного догмата, так как заимствуются из области, далекой от духовно-личностного бытия.

Это единый Бог является Творцом материального мира (людей, природы) и духовного (ангелов, демонов).

Но стоит сразу заметить, что Бог не творил демонов – демонами. Создавая ангелов, людей, Бог вложил в них свободную волю, эти существа могут сами решать идти за Богом или нет. Так вот, демоны - это есть отпавшие, воспротивившиеся Божеству, ангелы.

Из самого факта творения всего сущего вытекает одна мысль, хорошо выраженная в церковном песнопении: «Ибо у Тебя источник жизни». Действительно Бог не просто сотворил мир и забыл о нём, он своими энергиями содержит мир, именно поэтому страшно отпасть от Бога, отпадая от Него, человек отпадает от источника бытия.

 

2 член Символа веры. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено);

То, о чём говорится во втором члене Символа веры, является краеугольным камнем христианского миросозерцания, мы и называемся христианами, что верим в Божество Иисуса Христа. Недаром анафема 1 Вселенского собора гласит: «Тех же, кто говорит: Было время, когда Его [Иисуса Христа] не было»…, или кто провозглашает, что Сын Божий - иной субстанции или иной сущности или, что он подвержен изменению, кафолическая и апостольская Церковь отлучает от сообщества верных». В действительности, Православная Церковь учит, что вторая ипостась Святой Троицы Иисус Христос ничем не отличается от Бога - Отца, Бога - Духа, кроме того, что «один только Отец нерождён, …и один только Сын рождён…. И один только Дух Святой - исходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца». Исходя из этого мы утверждаем, что Иисус Христос также Творец мира, также Источник Жизни и т.д..

 

3 член Символа веры. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася;

(Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком);

 Православная Церковь учит, что Господь воплотился, т.е. воспринял человеческую плоть, оставаясь истинным Богом и истинным человеком. Зачем произошло это событие? На этот вопрос отвечает Иоанн Дамаскин: «Вочеловечение Бога - Слова было для того, что бы само согрешившее и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана». Эта фраза ставит перед сознанием человека ряд вопросов…. Почему естество названо падшим, согрешившим?

На самой заре человеческой истории произошла «вселенская катастрофа», человек, созданный непричастным злу, нравственно добрым, свободным от забот, но одарённым свободной волей, выбирает путь нарушения заповедей Божиих. Адам – первый человек нарушает единственную заповедь Божию о невкушении определённых плодов, и, нарушая эту заповедь, человек отпадает от источника жизни - Бога, повреждая свой внутренний духовный мир. Человек стал подвержен болезням, он стал более склонен к злу, нежели к добру, но самое неприятное, ужасное человек стал смертен. И чем дальше развивалось человечество, тем дальше оно отклонялось от Бога, тем больше становилась пропасть между источником жизни – Богом и человечеством.

Со временем люди начали понимать, что их мировоззрение, которое на самом деле отдалено от Бога, отдалено от Истины, а соответственно есть заблуждение…. Именно с этим страшным осознанием и связанно появление философии, которая пыталась дать некоторый импульс к жизни, понять причины миробытия, его конечные цели…. И именно в это время, время всеобщего разочарования в политеизме, приходит в мир Спаситель, что бы освятить человеческую жизнь, что бы человек опять смог стать Человеком, что возможно только совместно с Богом….

По словам святителя Афанасия Александрийского «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», то есть Христос дает людям путь к совершенству, вновь открывает для них утраченный рай.

Так Иисус Христос называется новым Адамом, основоположником новой главы в истории человечества.

 

4 член Символа веры. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

(Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного);

Но Господь не просто приходит на землю, Он страдает и умирает по человеческому естеству, освящая и разрушая даже смерть…. Этот факт у многих людей вызывает недоумение. Кажется невероятным, что Бог – Творец мира, Вседержитель терпит издевательства от своего же творения. Но «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть своими страданиями и смертью Христос искупает человеческие грехи.

 

5 член Символа веры. И воскресшаго в третий день, по Писанием;

(И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

Господь разрушает смерть своею смертью, Он воскресает и тем самым для нас смерть уже не страшна. Очень сильно выражают это слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Теперь смерть – третье рождение, рождение в вечность, но, вот, в какую вечность…. В вечность с Богом или вечность без Бога зависит только от нас…. Иными словами, Бог сделал шаг навстречу падшему человечеству, теперь человеку предоставляется выбор: сделать шаг навстречу Богу или остаться в стороне, на обочине жизни….

 

6 член символа веры. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца;

(И восшедшего на небеса и седящего одесную (по правую руку от) Отца);

По воскресении своём Христос восходит на небеса, показывая тем самым, что в самой плоти человеческой нет греха, оно как творение Божие свято и совершенно. И мы призваны хранить святость нашего тела, сохраняя его от грехов. Замечательно сказано в Священном Писании по этому поводу: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога…».  

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!