Два государя в сказе Н. С. Лескова «Левша». Что можно сказать о каждом из них?



См. Билет №3

Формулировки разные,но содержание одно и то же.

 

Билет №10

Трагическая судьба талантливого русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша». Кто, по-вашему, виноват в гибели героя?

  Одним из лучших произведений Н.С. Лескова считается известная сказка «Левша». Именно в ней автор сумел создать образ талантливого русского человека, который отличается своим трудолюбием и чувством юмора. Таким образом, Лесков показал не отдельную личность, а целый народ, ведь, на самом деле, Россия всегда славилась своей смелостью и самобытностью.

   В первую очередь следует заметить, что вся сказка пропитана глубоким патриотизмом и верой. Каждый человек просил Божьего благословения перед любым делом. Автор также показывает, что русский народ славы не любит, а только всеми силами старается сохранить свою честь. Трагичность судьбы таких людей показана в том, что многие из них были попираемы и гонимы.

  Левша, как яркий представитель талантливого человека на Руси, спокойно приходит к государю в старой одежде, которая уже давно изжила себя. Он не пытается как-то льстить вышестоящему лицу. В нем нет ни капли угодничества. Все вокруг стали удивляться, когда он говорил с государем просто и безмятежно. Да, Левша понимал, что говорил с высшим человеком, но это никак не повлияло на его характер. Он остался самим собой. Толпа старалась намекнуть ему, как следует себя вести, но не смогла добиться ничего от этого простого русского человека. Даже сам правитель сказал: «Оставьте..., пусть отвечает как он умеет».

  Главная задача Лескова в этом эпизоде была в том, чтобы показать ничтожество манер, лести и внешнего вида перед настоящим талантом. Ведь любого прохожего можно красиво одеть и научить его разным изящным словам, а талант – это то, что дано от природы. Это то, что никто и никогда не сможет покинуть.

   Черты патриотизма в Левше проявлялись на протяжении всей сказки. Англичане всеми силами старались как-то подбить его на то, чтобы тот изменил свое поведение, но так и не смогли добиться желаемого. Постоянно слышим мы такие фразы, которые только подчеркивают любовь к Родине: «Мы все к своей родине привержены», «У меня дома родители есть», «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки».

  Левша оказался среди изобилия, которое могло увлечь бы многих. Но на героя все это влияет совсем по-другому. Чем больше удобств, вкусной еды и одежды, тем сильнее он тосковал по Руси: «Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить...».

  Судьба Левши действительно трагична. Он вернулся на родину, но вместо добродушного приема, получил настоящее безразличие. Его гибель бессмысленна. Такое очень часто случалось в истории русского народа. Таланты гибнут, будучи пренебреженными своими современниками. И только потомки своими горькими слезами и воспоминаниями еще удерживают память о таких великих людях.

  Как бы страшно ни звучал этот отрывок, но он в точности передает правду жизни: «Везли Левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать — все роняют, а поднимать станут — ухи рвут, чтобы в память пришел. Привезли в одну больницу — не принимают без тугамента, привезли в другую — и там не принимают, и так в третью, и в четвертую — до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился».

  Даже, будучи на смертном одре, Левша переживает за свой народ: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни Бог войны, они стрелять не годятся».

   Левша – это поистине символ русского народа, который богат на талантливых умельцев, которые терпеливы и честны.


 

Билет №11

Осмеяние самоуничижения и чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

  В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе.
  Так, например, в рассказе «Толстый и тонкий» изображаются два чиновника, которые ранее, еще в гимназические годы, были хорошими друзьями. Они долго не виделись и вот случайно встре­тились на вокзале. Описание их встречи и составляет сюжет этого небольшого рассказа. Из этой встречи мы не только многое узна­ем о героях, но и видим, какие качества в человеке автор ценит больше, а какие высмеивает. В данном рассказе осуждается само­уничижение человека и чинопочитание.

  Прилагательные «тонкий» и «толстый» очень верно характе­ризуют двух друзей. Толстый внешне упитан, живет хорошо, может позволить себе обеды в ресторане, также преуспевает на службе, имеет должность тайного советника и высокие награды. Тонкий же худ, живет скромно, кое-как перебивается, вынужден подра­батывать, не имеет постоянного места службы, переезжает из города в город. Как видим, люди перед нами во многом разные. Но их объединяют общие воспоминания.
  Когда встречаются приятели, которые долго не виделись, они бурно проявляют свою радость. Также и толстый с тонким. При встрече они «троекратно облобызались, и были приятно ошеломлены». Тонкий обращает­ся к другу по-приятельски, как к родному человеку. Называет его «душонок», «щеголь», задает вопросы, но, не дождавшись ответа, сам быстрее стремится поведать о себе. То есть ведет себя по отношению к толстому как к равному, такому же, как он. Но ситуация в корне меняется, когда дело касается вопросов службы. С толстым, к удивлению, не происходит никакой перемены, его действительно волнуют воспоминания, старые гимназические проделки. Но что случилось с тонким? Узнав, что толстый занимает одну из высших должностей, тонкий резко меняет свое поведение. Лицо его сразу же поблед­нело, очевидно он ужаснулся тому, как мог так себя вести с вы­шестоящим лицом. Тонкий “вдруг побледнел, окаменел”, “съежился, сгорбился, сузился”? Почему его радостное до этого лицо “искривилось во все стороны широчайшей улыбкой”? Что сталось с его речью?

  Искрен­няя радость на лице сменяется благоговением, сладостью и по­чтительной кислотой. Называть толстого он стал не по имени, а по должности, обращаться на «вы», услужливо хихикать. Тут же тонкий пытается угодить толстому, называя ещ внимание «живи­тельной влагой». И даже второй раз начинает представлять свою семью, только теперь официально Таким образом видно, что для тонкого должностное звание человека важнее, чем простые при­ятельские отношения между людьми.

  Отношение же толстого к приятелю остается неизменным. На него никак не влияет знание должности друга. Он не пытается возвыситься, показать свою значимость, а наоборот, даже говорит тонкому, что нужно отбро­сить официальный тон, ведь «мы с тобой друзья детства». Но тонкий так привык всю жизнь кланяться и угождать, лебезить и выслуживаться перед начальством, что даже не может себе пред­ставить других отношений, человечных и дружественных. Миха­ил понимает, что тонкий неисправим, советника «стошнило» от наигранных любезностей, ему стало неприятно общаться с та­ким человеком и он стал быстро прощаться.

  Только что тонкий обнимал толстого, лобызался, а теперь «поклонился всем туло­вищем, .как китаец». Таким же угодливым растет и его сын Нафанаил. Не зная должности толстого, Он сначала неохотно снимает шапку, не хочет подойти ближе и прячется за спину отца. А в конце рассказа «вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки сво­его мундира», а на прощание «шаркнул ногой».

  Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения.
  Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание – это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.

 

Билет №12


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!