Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.



  Тема этого рассказа - обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. А начинается эта история с появления в школе, далеко не образцовой, учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Отличался он от них тем, что «его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым», как узнаем мы из текста рассказа. Само имя учителя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают». Отчество, по всей видимости, автор тоже выбрал неспроста: Диоген – известный древнегреческий философ, так что автор, вероятно, хотел обратить внимание на мудрость Харлампия Диогеновича.
  С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». Это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

  Манера вести уроки у него была своеобразная: Харлампий Диогенович никогда не читал нотаций, не ругался и не кричал. Он старался с юмором подойти к ситуации, ставя мальчишек в смешное положение (привести в пример эпизоды, в которых учитель подшучивает над ребятами).

  Когда кто-то из учеников опаздывал на урок, учитель подбегал к нему, кланялся, как большому человеку, встречал, как драгоценного гостя. Мальчишка тут же стыдился, краснел и чувствовал себя неловко. Он усваивал этот урок надолго, поскольку не хотел больше оказываться в таком нелепом положении.

  Во время контрольной работы преподаватель подсмеивался над Шуриком Авдеенко, который упорно пытался списать у соседа. Он вытягивал шею и пытался рассмотреть тетрадь одноклассника, но Харлампий Диогенович это замечал и называл Шурика лебедем. Конечно же, это вызывает смех одноклассников, но шутки были добрыми и позволяли увидеть себя со стороны.

   Не избежал этой участи и сам рассказчик: он не справился с задачей по математике. Вместо того чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. из-за страха получить двойку за нерешённую задачу он солгал медсестере, делавшей уколы 5-м классам, что их класс на следующем уроке пойдёт в музей, так что уколы надо ставить сначала им. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу (пересказать эпизод «Ответ у доски») , то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

  Ребята не обижаются на шутки Харлампия Диогеновича, так как он хочет преподать им урок и высмеять не самих учеников, а их недостатки.

Автор рассказа, став уже взрослым, благодарит своего учителя за то, что тот научил их ответственно относиться к делу и не терять в нужные моменты чувство юмора. С его помощью ребята научились относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором и более ответственно относиться к себе и к жизни.

 

Билет №8

Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

  Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей. Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в рома­не. Секрет этого в том, что он умело мог использовать художествен­ную деталь.

  Художественная деталь — это выразительная подробность, ко­торая помогает нам лучше представить предмети его отличия от дру­гих. Как правило, в своих рассказах А. П. Чехов не дает очень под­робных описаний портретов своих героев, событий, которые с ни­ми происходят, окружающей обстановки. У каждого предмета, яв­ления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий.

 

  Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подерну­тые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хере­сом и флердоранжем». Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.

  Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был на­вьючен чемоданами...пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверж­дают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Ока­зывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым.

 

  Толстого звали Геростратом. Это человек, который из же­лания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере тол­стого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он лю­бил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед началь­ством, угождая ему и донося на других.

 

  Когда выясняется, что дол­жность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивле­ние и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по дол­жности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождаю­щий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно пред­ставить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.

  Таким образом, благодаря художественной детали в рамках ко­роткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведе­нии главных героев. Художественная деталь помогает нам почув­ствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осужда­ет чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все ос­тальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.

 

 

Билет №9


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 6100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!