Понятие исторический субъект.



исторический субъект- индивид и общность, которые принимают в нём непосредственное участие;

народные массы:

· социальные общности,

· признаки- определённая территории, единый менталитет, культура, традиции и обычаи, создание материальных и духовных ценностей:

социальные группы и общественные объединения;

социальные группы:

· социальные общности,

· признаки – возраст, пол, профессия, религия и т.д.;

· виды- классы, сословия, страны;

· общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы.

личность:

· влияние на исторический процесс,

· исторический деятель: тот, кто осуществляет власть,развивает науку, культуру и искусство.

Проанализируйте понятие исторический субъект:

Понятие Родовой признак Видовой признак
Исторический субъект    
Народные массы    
Социальные группы    
Личность    

 

Ступени человеческой истории.

Научныеподходы к определению ступеней (стадий) -  фактор общественного развития.

Линейно-стадиальная теория:

Теория марксизма:

учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое (К. Маркс и Ф. Энгельс):

базис -решающий фактор общественного развития-способ производства как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений,

надстройка-фактор,зависящий от способа производства - политическая структура и духовная сфера общества,

движущая сила исторического развития- противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, социальная революция,

цель исторического процесса в марксизме - коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунг: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям”

пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм),

идея стадиального развития:определённые ступени (стадии) развития всего человечества.

Теория постиндустриального общества:

Идея стадиального развития,

ступени развития:доаграрное общество – аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество.

Теория модернизации:

Идея стадиального развития,

Традиционные и современные общества,

модернизация– переход традиционного общества к современному,

основной фактор модернизации - замена конкретных отношений традиционного общества формально-рациональными отношениями современного общества.

признаки традиционного общества:

· тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление;

· важная роль традиций;

· сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”;

признаки современного общества:

· индивидуальная свобода личности;

· свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве;

· незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности.

Сравните традиционное и современное общество:

Признаки сравнения Традиционное общество Современное общество
Отношение человек-природа    
Отношение человек-общество    
Отношение человек - государство    
Отнощение человек - культура    

 

Сравните формационный и цивилизационный подход – определите признаки сравнения:

Признаки сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития. В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.
2. Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.
3. Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой. Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.
     

Ответ: 1. - объект изучения, 2.- главный фактор развития общества, 3.-понимание развития(роль прогресса).

Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.

Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.

Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

Однако надо отметить, что внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций.

Определите признаки формационного(А) и цивилизационного(Б) подходов:

А:

Б:

1. В центре изучения – человек. Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и других видов деятельности.

2. Главное внимание уделяется изучению объективных, независимых от человека закономерностей развития.

3. Общество – это совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

4. Общество рассматривается как движение от более низкой ступени развития к более высокой.

5. Определяющее значение имеют мировоззрение, система высших духовных ценностей, ядро культуры.

6. Решающая роль отводится в истории общества материальным факторам, прежде всего производству.

Сравните линейно-стадиальную теорию цивилизаций вформационном и цивилизационном  подходе:

Сходство

Различие

Формационный подход Цивилизационный подход
     

 

Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций рассматривают общество сквозь призму цивилизаций-стадий. Отличие данной трактовки истории общества от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.

Ответ: сходство – стадии, различие – критерии: материальное производство – культурные ценности.

Цивилизационный подход:

понятие “цивилизация”:

теория линейно-стадиальных цивилизаций:

· многозначность, разные смысловые контексты;

· XVIII век ряд - периоды дикости, варварства и цивилизации(высшие достижения человека и человечества);

· античная цивилизация, средневековая цивилизация, современная цивилизация(исторические периоды);

· ступени-цивилизации:

Космогенная цивилизация. Природа (космос) определяет формы жизнедеятельности данного общества (цивилизация древности и средневековья).

Техногенная цивилизация (индустриальная) определяется развитием науки и техники, машинного производства.

Антропогенная цивилизация (информационная, постиндустриальная) основана на развитии информационных технологий и приоритете прав человека.

теория локальных цивилизаций- А. Тойнби:

всемирная история - совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций,

стадии развитиякаждой цивилизации: возникновение, рост, надлом и разложение, гибель, уступка места другой цивилизации,

цивилизация – это некий организм, развивающийся в определённой культурно-географической зоне, обладающей неповторимым своеобразием и уникальной исторической судьбой,

признаки локальной цивилизации: единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип (т.е. совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения);

архетип - совокупность осознаваемых и неосознаваемых установок и стереотипов индивидуального и коллективного поведения;

менталитет (ментальность) – это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом;

пример локальной цивилизации - российская цивилизация, ядро цивилизации - система высших духовных ценностей:духовность, вера в особое предназначение, коллективизм и общинность, максимализм в решении проблем и т.д.

факторы развития цивилизации:

изнутри, через естественные изменения собственно культуры и системы ценностей,

извне,под влиянием других цивилизаций.

Проблема  соотношения цивилизационного и формационного (стадиального) подхода к развитию общества:

1. каждый тип цивилизации нужно рассматривать как самостоятельный, имеющий собственные этапы развития, не надо пытаться загнать цивилизации в прокрустово ложе стадий-ступеней (например, в развитии российской цивилизации никогда не было рабовладельческого этапа, феодальная и капиталистическая стадии развития хронологически не совпадают с западноевропейскими и обладают специфическими чертами);

2. формационный подход отражает глобальность изменения истории человечества. Внутри каждой формационной модели можно выделить отдельные локальные цивилизации (например, в рамках рабовладельческой общественно-экономической формации существовали древнегреческая, древнеримская, эллинистическая цивилизации и др.);

3. устойчивые цивилизации в их пространственных рамках как бы рассекаются формационными эпохами с их хронологическими рамками. При всей своей несхожести каждая цивилизация проходят универсальные стадии-ступени, выделяемые с учётом целого комплекса экономических, социальных, политических, духовных факторов (например, в рамках развития российской цивилизации выделяются стадия феодализма, капитализма, современного общества).

Сформулируйте смысл каждого похода:

1.

2.

3.

Ответ:


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 355; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!