Заполните таблицу: Соотношение подходов к изучению общества, основные ступени человеческой истории



Признаки I.ступень – первобытность(примерно 3 – 2,5 млн. лет назад – IV тыс. до н.э.) II.ступень – древность(примерно IV тыс. до н.э. – V в. н.э.) – III. ступень– средневековье (примерно V -ХV в.в.) IV. ступень – новое время (примерно начало XVI – начало XX в.в.) V. ступень – современность, новейшее время (начало XX в – начало XXI в.)
1.линейно-стадиальная теория          
2.Теория локальных цивилизаций          
3.Отношение человек-природа          
4.Отношение человек-общество          
5.Отношение человек - государство          
6.Отнощение человек - культура          
           

 

Изучение основных ступеней человеческой истории и знакомство с локальными цивилизациями позволяют сделать вывод о многообразии путей и форм общественного развития.

 

Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

 

Понятие прогресс.

Прогресс (от латинского движение вперёд ) – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от простых к более сложным и совершенным формам, что выражается в более высокой организации, в росте эволюционных возможностей. Прогресс – это то, что приводит к позитивным сдвигам в жизни общества.

Проанализируйте понятие прогресс:

Понятие Родовой признак Видовой признак
Прогресс    

 

Понятие регресс.

Понятию прогресса противоположно понятие регресс (от латинского возвращение ), для него характерно обратное движение – от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям, т.е. всё, что приводит к негативным последствиям в жизни общества.

Проанализируйте понятие регресс:

Понятие Родовой признак Видовой признак
Регресс    

 

Разные точки зрения о направленности общественных изменений и истории человеческой мысли существовали

Заполните таблицу:

Название теории Содержание Направление развития Время возникновения Критерий развития
Теория “золотого века”        
Концепция циклического развития общества        
Христианство        
К.Маркс, У.Ростоу        
Г.Ф.В.Гегель        

Так теория “золотого века” строилась на положении о том, что в начале существовало справедливое общество, лишённое противоречий, а затем общество регрессировало по пути обострения этих противоречий и ухудшения жизни людей. Библейская история об изгнании из рая первых людей близка к этой концепции.

 

Ещё в античности возникла концепция циклического развития общества, согласно которой общество движется как бы по кругу, повторяя одни и те же стадии развития. Идея прогрессивного развития человечества также появилась ещё в античности и получила наиболее полное развитие в учении французских философов-просветителей XVIII века.

 

В христианстве критерием прогресса выступало внутреннее совершенствование, приближение к божественному идеалу, расширение числа избранников божьих. Ряд исследователей в качестве ключевого условия прогресса рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (К.Маркс, У.Ростоу и др.). Г.Ф.В.Гегель рассматривал прогресс как саморазвитие мирового разума.

В XX веке оказалось, что прогрессивные изменения в одних областях сопровождаются регрессом в других. Стала явной противоречивость общественного прогресса . Так, в экономически развитой Америке, гордящейся своей социальной структурой, обеспечивающей равные возможности для всех людей, быстро растёт преступность, что свидетельствует о нравственном регрессе.

Заполните таблицу Критерии общественного прогресса:

Название критерия Содержание критерия Оценка критерия
Примат общества    
Примат личности    
Новый гуманизм    

 

При всём разнообразии мнений можно выделить два подхода к критериям общественного прогресса (исходя либо из примата общества, либо личности). В первом случае критерием прогресса признаётся становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как целого, что и определяет положение человека. При втором подходе, более реалистичном и гуманистичном, критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, счастья, в социальном самочувствии и цельности личности, степени её индивидуализации. Личность в таком случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако новый гуманизм, который и является универсальным критерием прогресса, должен решить проблему и абсолютного индивидуализма, и абсолютного коллективизма. Необходимо изменение человека к себе и другим, становление культурного универсализма.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 608; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!