Иллюстративно-аналитическая наглядность



Наглядность на уроке литературы: графическая и иллюстративно-аналитическая. Приёмы работы с наглядностью на уроке.

Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения.

Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели. На уроке наглядность полезна лишь тогда и в той мере, в какой она помогает углубить восприятие учащимися литературного произведения.

Одним из действенных методов преподавания литературы в школе традиционно является наглядность. Главная функция наглядности на уроке литературы - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся. Вопрос о необходимости использования наглядности на уроках, видах и приемах подобного рода деятельности достаточно часто оказывается в центре внимания ученых - методистов.

На уроках литературы, где подавляющий поток информации идет в устной форме, для повышения качества усвоения материала наглядность приобретает особую значимость. В.В. Голубков в монографии «Методика преподавания литературы» выделяет три вида наглядности: «1) наглядность словесно-образная: умелое использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров – средствами выразительного чтения, декламации и художественного рассказывания; 2) наглядность художественно-изобразительная: демонстрация портретов, снимков с картин, с рукописей и т.п. Учитель может принести эти картины в класс, может в соответствующих случаях организовать экскурсию в местный музей, может воспользоваться проектором; 3) графическая наглядность: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, диаграмм, а еще лучше – создание этих схем преподавателем тут же, в классе, на глазах аудитории и при активном ее участии». Данная классификация наглядных средств на уроках литературы остается актуальной и на современном этапе.Вместе с тем наряду с традиционными видами наглядности в практику преподавания литературы в школе активно внедряются информационные технологии, различные виды работы с персональным компьютером, обеспечивающие появление новых форм, методов и приемов.

Е.Н. Колокольцев в статье «Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия…» раскрывает разнообразие средств наглядности в изучении литературы. Автор выделяет несколько видов наглядности: непосредственную, образно-опосредованную, словесно-графическую (зрительную), словесную (слуховую).

К непосредственной наглядности можно отнести изображения и фотографии достопримечательных мест, картины, рисунки, как правдивые свидетельства об эпохе, публикации музейных фондов в печатных изданиях и т.д.

Образно-опосредованная наглядность основана на тесном взаимопроникновении и взаимосвязи литературы с другими видами искусства. Помимо иллюстраций и картин на литературные сюжеты, зрительная наглядность дополняется эскизами декораций, костюмов, афишами спектаклей.

К слуховой наглядности целесообразно отнести музыкальные произведения, написанные на литературные сюжеты, образцы художественного чтения, звукописи фрагментов спектаклей, а также образцов художественного чтения или отрывков из произведений в исполнении актеров. Знакомство с черновиками, письмами, воспоминаниями, дневниками включено в содержание словесной наглядности.

Словесно-графическая (зрительная) наглядность включает в себя синхронистические таблицы, карты путешествий писателя, схемы, таблицы по теории литературы, планы литературных произведений, афиши выступлений писателей и поэтов и т.п.

Уроки, на которых используются разного рода наглядные средства, имеют, несомненно, больший результат. Однако обращение к наглядности не есть самоцель, а активное рациональное включение в учебный процесс наглядных помощников.

В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, записи и радиопередачи и т.д. Каждое из этих средств принадлежит к определенному виду наглядности: зрительной, слуховой и синтетической.

Зрительная наглядностьимеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.д.

Хорошо, конечно, если весь арсенал имеющихся изобразительных средств становится привычным на уроке литературы, но снимки, помещенные в хрестоматии, как справедливо заметил еще давно В.В. Голубков, - это минимум того, с чем следует ознакомиться учащимся.

Наборы открыток называют обычно раздаточным материалом. В этом названии достаточно точно передано их назначение: учитель может раздать ученикам разные открытки, а, следовательно, и учесть интересы и возможности каждого. Вместе с тем результаты труда отдельных учеников могут влиться в общую работу, так как каждая отдельная открытка является частью общей серии.

В альбомах же приводится не только изобразительный, но и документальный материал - отзывы и высказывания как самого писателя, таки его современников, и последователей, фрагменты писем и т.д. Такое сочетание изобразительного и документального материала позволяет использовать альбомы как на уроке, в коллективной работе, так и для самостоятельных индивидуальных заданий.

По своему педагогическому назначению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия - диафильмы и диапозитивы. Диафильмы носят обзорно-биографический характер либо посвящены отдельным произведениям. Первые включают портреты писателя и близких ему людей, документальные материалы, картины историко-бытового плана, а также иллюстрации к его главнейшим произведениям.

Слуховая наглядность.Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического. И здесь на помощь учителя может прийти слуховая наглядность.

Музыка и художественное чтение открывают широкие возможностидля активизации процесса преподавания литературы. Бывают даже случаи, когда записи просто необходимы на уроке литературы. Нужно, например, не просто прочитать, но и услышать в исполнении сказителей сказку, былину. Одновременно нельзя забывать, что запись все же «вторичная» наглядность и, наряду с целым рядом преимуществ (прежде всего - профессионализм исполнения), технические средства уступают живому учительскому чтению в плане установления контакта с аудиторией. Актерское чтение может многое открыть ученику, но если оно начинает вытеснять чтение учителя и ученика, то может, по-видимому, быть одной из причин, почему некоторые учителя вообще отказываются от актерского чтения, что, конечно, тоже не разумно. Слуховая наглядность, как, впрочем, и любая, требует от учителя меры и такта.

Синтетические средства наглядности.Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Богатые возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок, содержание и длительность которых не может регулировать учитель, подчас увеличивает те трудности, которые возникают перед учителем на уроках с применением технических средств.

Иллюстративно-аналитическая наглядность

Современный учитель располагает рядом учебных фильмов. Прежде всего это фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал - портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей (например, Л. Толстого, В. Маяковского, А. Фадеева и др.). Эти фильмы не без основания критикуют за иллюстративность, разноплановость и растянутость (некоторые из них имеют 4 и даже 6 частей), поэтому их целесообразно использовать не целиком, а лишь фрагментарно, например, хроникальные кадры или редкие портреты писателей и т.д.

Другой вид учебных фильмов - киноэкскурсии по памятным местам. Экран как бы переносит учеников в Михайловское, Ясную поляну, Спасское-Лутовиново и т.д. Конечно, кинофильм не заменяет экскурсии, но в какой-то мере создает эффект присутствия.

Кроме того, в распоряжении учителя находится целая серия постоянно обновляемых телевизионных учебных передач.

Таким образом, можно утверждать, что современный словесник располагает достаточно разнообразным наглядным фондом.

Планируя урок с применением наглядности, учитель, прежде всего, должен определить ее дидактическую функцию в системе уроков в целом и на каждом уроке в частности.

На заключительном этапе изучения произведения наиболее распространены задания сопоставительного характера, которые помогают ученикам вновь воспринять литературное произведение целостно, оценивая его одновременно с нового для них угла зрения.

Слушая, например, «Смерть поэта» в исполнении В. Яхонтова, ученики ощущают ораторский пафос поэзии Лермонтова, а исполнение того же стихотворения А. Остужевым заставляет их собственно почувствовать глубину трагического звучания поэзии Лермонтова.

Если дидактическая функция наглядности не продумана, то эффективность урока бывает значительно ослаблена, а в отдельных случаях такой урок может оказать даже отрицательное воздействие на преподавание литературы.

В соответствии с поставленной на уроке задачей учитель отбирает необходимый наглядный материал. При этом он должен учесть его качество и точно выверить его дозировку, а также прояснить для себя концепцию авторов произведений смежных искусств, которые предполагает демонстрировать на уроке.

Во всей системе уроков по теме и даже иногда на одном уроке целесообразно использовать разные виды наглядности комплексно. Например, на вступительном уроке по теме «Творчество В.В. Маяковского» вполне уместно показать кинокадры, запечатлевшие поэта, и послушать запись воспоминаний современников о нем, а на уроке о жизни А.А. Фадеева - рассмотреть его портрет и послушать голос писателя.

Эпизодическое, как, впрочем, и чрезмерно обильное, введение в урок наглядности педагогически не оправдано. Нецелесообразно, например, включать в урок всего один -два диапозитива или несколько кинокадров.

Однако и перенасыщение урока наглядностью не только не приносит пользы, но даже может оказаться вредным. Содружество искусств на уроке должно быть тактичным, а используемые произведения смежных искусств обладать высоким художественным уровнем. Если на уроке проводятся спорные трактовки, то нужно, чтобы им сопутствовал серьезный анализ. При изучении, например, «Евгения Онегина» оправдало себя привлечение музыки П.И. Чайковского, причем не только арии Татьяны, где литературная и музыкальная трактовки образа едины, но и арии Онегина и Ленского, героев, которые существенно переосмыслены в опере Чайковского.

Привлекая на уроке литературы другие виды искусства, словесник должен считаться с тем, что перед ним произведения, имеющие свои средства выражения и живущие по своим законам.

Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке.

Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом:

1. Произведения живописи

· портреты писателей (О.А. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина", К. Брюллов "Портрет баснописца И.А. Крылова", Н. Ге "Портрет Л.Н. Толстого");

· произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (И. Левитан "Весна - большая вода", П. Федотов "Завтрак аристократа", И. Крамской "Осмотр старого дома");

· полотна, созданные на основе литературных произведений (К. Васильев "Плач Ярославны", Ю. Непринцев "Отдых после боя", М. Врубель "Царевна – лебедь", В. Серов цикл "Кому на Руси жить хорошо").

 

2. Музыкальные произведения

· произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (П.И. Чайковский "Времена года", Людвиг ван Бетховен "LargoAppassionato");

· произведения, созданные на основе литературных произведении (Н. Римский – Корсаков "Сказка о царе Салтане", П.И. Чайковский "Евгений Онегин", Р. Щедрин "Чайка");

· произведения определённого периода, соответствующие аналогичной изучаемой тематике (русские народные песни, песни о Великой Отечественной войне, песни о Родине, о маме и др.).

 

3. Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина).

 

4. Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников.

 

5.Театр или киноискусство (спектакли "Ревизор", "Алеко и другие"; С. Бондарчук "Война и мир", В. Бортко "Мастер и Маргарита", С. Ростоцкий "Белый Бим – Чёрное ухо" и др.).

Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятельности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит учащимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терминологией на уровне школьной программы.

Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.

Эффективность урока находится так же в прямой зависимости от того, насколько умело осуществляется конкретная методическая работа с иллюстрациями, музыкой, кинофильмами и т.д.

Чтобы осмыслить произведения смежного с литературой вида искусств, ученику нужно обладать хотя бы элементарными знаниями об этом произведении. Поэтому принято начинать разговор о музыкальном и живописном и другом произведении с краткой справки об авторе и его произведении.

В V-VIII классах целесообразны вопросы, которые последовательно и постепенно учат школьников всматриваться в иллюстрацию, вслушиваться в музыку, определять не только тему и идею произведения, но и художественные средства, характерные для того, или иного вида искусства.

Например, «Как показал художник Алфеевский стремительность движения Снежной королевы и Кая?».

Смежные виды искусств на уроках литературы - не сама цель, а средство проникновения в литературное произведение. Поэтому, после того как ребята рассмотрели иллюстрацию, прослушали музыку и т.д., нужны также вопросы, которые помогли бы соотнести иллюстрацию, музыку, экранизацию с литературным произведением.

Рассматривая, например, с классом иллюстрации художника Алфеевского к сказке Андерсена «Снежная королева» учитель предлагает учащимся найти цитаты, которые можно было бы подписать под рисунками.

В V-VIII классах задания оценочного характера еще сложны, но вполне уместны вопросы, которые становятся отправной точкой для сопоставительного анализа.

Завершая, например, знакомство учеников с иллюстрациями к «Муму», можно сказать ребятам: «Тургенев любил Герасима и сочувствовал ему. Как это отношение писателя передано художником Ушаковым в каждом из трех его иллюстраций к «Муму»?».

Очень важно, чтобы ученики соотносили иллюстрации с произведением писателя вдумчиво и грамотно, помня, что перед ними произведение художника, в котором отразилось его понимание произведения, его «суждение» о нем, и главное - подросток должен понимать, что у каждого искусства свои возможности, свой язык.

Во всех классах чрезвычайно полезно привлекать самих ребят к созданию наглядных пособий, причем не только копий, но и требующих серьезных творческих усилий.

Сфотографировать понравившееся детям дерево («Кладовая солнца»), нарисовать собственную иллюстрацию к произведению, записать на магнитофон выразительное чтение товарища, выполнить таблицу «Стихотворные размеры», подготовить радиопередачу о писателе или произведении - вот далеко не полный перечень заданий, выполнение которых не только способствует пополнению наглядными пособиями кабинета литературы, но, что гораздо важнее, - стимулирует эстетическое развитие учащихся, способствует развитию их самостоятельности.

Когда учитель придумал конкретное задание, он встает перед необходимостью «вписать» его в урок. И здесь вновь возникает ряд существенных моментов. Наиболее «свободен» учитель, когда он использует художественные или графические материалы и диапозитивы; однако кинофильмы в значительной степени программируют его деятельность на уроке.

Следует отметить, что успех урока с наглядностью во многом зависит не только от общего его методического решения, но даже от того, какие слова учитель скажет перед тем, как познакомить ребят с иллюстрацией, музыкой, кинофильмом, и как он вновь перейдет к разговору о литературном произведении.

Наглядность оказывает значительное действие на совершенствование и умножение методов развивающего обучения и является весьма перспективной областью методики. Не случайно в последние два десятилетия в связи с интенсивным развитием технических средств и смежных искусств (особенно кино и телевидения) заметно активизировалось включение в урок иллюстраций, музыки, кино и т.д. Это в целом отрадное явление, однако далеко не всегда оно само по себе обеспечивает эффективность урока литературы. Поэтому подготовка урока с применением наглядности и технических средств требует от учителя мастерства и такта.

 

 

Графическая наглядность

Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения.

Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Работу с опорными конспектами можно включить во все уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке.

Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: мультимедийной презентации Power Point, компьютерной графики, рисования и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Она должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.

В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их.

Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материал, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе.

Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные.


Еще один вид работы на уроке литературы – составление таблицы. Таблицы на уроке литературы являются результатом аналитической деятельности.

Существуют разные цели использования таблиц, среди которых можно назвать следующие:

• структурировав материал, упростить его подачу;

• облегчить процесс усвоения сложных понятий и способствовать их быстрому запоминанию;

• дисциплинировать процесс мышления (анализ, синтез, сравнение);

• выработать навыки самостоятельной работы учащихся с материалом большого объема;

• облегчить планирование уроков литературы и т.д.

Используемые в практике преподавания литературы таблицы по своемуназначению делят на 3 группы:

1.Таблицы, которые содержат информацию (сведения из истории и теории литературы, биографии и творчества);

2. Таблицы, которые содержат сравнительно-сопоставительную характеристику двух источников (двух текстов одного автора или разных, двух героев);

3. Таблицы, которые содержат результаты аналитического прочтения текста.

Место данного вида работы в уроке: таблицы заполняются в процессе изучениятемы, чтения и анализа художественного текста на уроке или дома.

«Плюсы» такой формы работы: таблицы содержат систематизированный материал, дают возможность многократного его повторения, позволяют использовать знания как в устной, так и в письменной речи, развивают аналитико-синтетические умения.

«Минусы» заключаются в том, что они требуют много времени для записи.

С введением ИКТ в процесс образовательной деятельности работа с таблицей упрощается: можно заранее на компьютере подготовить для учащихся шаблон таблицы и напечатать часть необходимого материала, чтобы сэкономить время на уроке.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1034; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!