Гамма «до мажор» в одну октаву
Начинаем играть в I –ой позиции, со 2-ой струны, с ноты «ля» на 1-ой струне переходим в V – ую позицию и ставим 1-ый палец, то есть приступаем к позиционной игре в левой руке.
«Песенка про кузнечика»
Понятие – «затакт» объяснить. Во 2-ой части – припеве – аппликатура подобна гамме «до мажор», начиная с ноты «ля» смена позиции левой руки.
Высчитываем паузу «четверть» и длительности = «восьмым».
Игра с басами: обратить внимание – «р» всегда на опоре, «апояндо», остальные щипком.
«Этюд№1»
Игра с басами – нужно поиграть разными вариантами чередования последовательностей пальцев правой руки, так называемые «переборы»:
p-i-m-a
p-i-m-a-i-m
p-i-m-i-m
p-i-m-a-m-i и тому подобное.
«Этюд№2»
Появляется до-#. Обычно дети играют данное упражнение легко и свободно, здесь пальчики левой руки освобождаются от некоторой скованности, возникающей при игре «апояндо», отрабатываем «щипок».
«Этюд№3»
В «Этюде№3» появляются ноты на 3-ей струне ля, соль-# . Ноту – ля , то есть 2-ой палец, нужно оставлять на 2-ом ладу, не поднимать, пока пальцы правой руки извлекают другие ноты(1-ый – 2-ой такты, 4-ый – 5-ый – 6-ой такты). Это трудно, но этого нужно добиваться, так как решается несколько технических задач:
укрепляются пальцы левой руки;
тренируется независимое друг от друга движение пальцев левой руки;
тренируется координация движений обеих рук;
вырабатываются экономные движения для пальцев левой руки.
|
|
Прелюдия №2»
Здесь нужно обратить внимание ученика, что каждый последующий такт повторяет предыдущий, идёт как бы закрепление каждого такта – это развивает внимание ученика. И тогда он пытается найти подобные вещи при изучении других произведений.
«Репетиции»
С этой пьесы начинаем играть по двум струнам одновременно – i-m, «р» стоит на 6-ой струне. Задача: слушать, чтоб пальцы играли вместе, и под пальцами левой руки отзывались две ноты. С игры по двум струнам одновременно легко усваивается приём «тирандо» щипок пальцами левой руки.
«Восточная мелодия»
Здесь и игра с басами, и по две ноты в левой руке, как в «Репетициях».
«Шарманка»
По освоении этой пьесы у ученика появляется некоторая свобода и с нотным текстом, и с владением инструментом. Можно начать изучать предлагаемый репертуар из «Нотного приложения».
Глава III. Нотное приложение.
Нотное приложение является дополнением к развитию какой-либо темы из главы «Знакомство с нотами». Здесь представлены «Этюды» и «Пьесы», расширяющие и углубляющие изучаемый в данный момент элемент освоения игры на гитаре.
Этюды.
Предлагаются этюды на развитие различных видов техники правой руки. На первых этапах игры на гитаре ребёнку сложно ориентироваться на инструменте:
|
|
гриф расположен не перед глазами (как, например, клавиатура на фортепиано);
6 струн находятся в одной плоскости, а правая и левая руки – в другой;
пальцы в каждой руке имеют своё название, отличное друг от друга;
не сразу разберёшься, когда правая рука играет «апояндо» на опоре на нижнюю струну, а когда – «тирандо» щипком.
Этюд№1
Правая и левая руки играют «апояндо». Есть пауза – восьмая, которую необходимо выдерживать, строгое чередование пальцев в левой руке i-m.
Этюд№2
Здесь по басовым струнам «р» играет на опоре «апояндо», причём после звукоизвлечения остаётся на месте, на нижней струне. Указать на особенность второго такта: большой палец «р» после игры по басу поднимается вверх, а не остаётся на струне, так как 4-ая струна и 3-я струна расположены рядом.
Пальцы – i-m – играют щипком – «тирандо» по 1-ой и 2-ой струнам.
Этюд№3
В подобного типа упражнениях отрабатывается захват двух струн одновременно, можно сказать, что идёт подготовка к аккордовой технике. Для учеников младшего школьного возраста очень важно количество исполняемых произведений. Произведения, как правило, очень похожи друг на друга, но имеют небольшие отличия, усложнения, что в целом развивает технику владения инструментом.
|
|
Этюд№4
Данное упражнение имеет многофункциональное значение:
закрепляет знание нот;
мелодическая линия выстроена октавами;
вырабатывает свободу движения рук в I – ой позиции.
Обратить внимание учащегося на аппликатуру правой руки:
по 3-ей струне играет палец – i
по 2-ой струне играет палец – m
по 1-ой струне играет палец – a
Это правило (в некотором роде) важно, так как способствует развитию логического мышления маленького гитариста.
Способ звукоизвлечения правой руки:
ü большой палец «р» играет на опоре – «апояндо»
ü i-m-a играют щипком – «тирандо»
Этюд№5
Работа на развитие 3-его пальца левой руки. Ученик после этого «Этюда» хорошо соотносит 3-ий лад на гитаре с басовыми струнами. Появились первые трёхзвучные аккорды. Обратить внимание: большой палец правой руки – «р» играет на опоре, «апояндо», должен двигаться подвижно, легко и свободно.
Пьесы.
«Полечка»
Развивает навыки пьесы «Зайчик» из предыдущей главы. Мелодия одноголосная. Играют по двум струнам, приём звукоизвлечения правой руки – «апояндо», чередование – i-m . Следить, чтобы после долгой ноты – половинной – в правой руке менялся палец. Особенность этойпьесы – лады на грифе и пальцы в левой руке одни и те же, а струны – разные.
|
|
«Кукольный вальс»
Игра с басовыми открытыми струнами. Закрепляем в памяти учащегося их расположение на нотном стане и на инструменте. Звукоизвлечение правой руки: «р» играет «апояндо», i-m играют щипком. Название пьесы предполагает определённые художественные задачи: «кукольный» значит «ненастоящий», поэтому нужно исполнять как бы механически, но легко и свободно. Несложный нотный материал позволяет с такими задачами справиться.
«Кукушка»
Своего рода полифоническая пьеса. Символически можно разбить на две части: I- ая часть верхняя строчка и II- ая часть – нижняя строчка.
ая часть – мелодическая линия гаммообразного характера, на два такта, повторяется на разной высоте звучания. Сначала в 1-ой октаве на трёх верхних струнах, затем на октаву ниже – на трёх басовых струнах. Всё играть «апояндо». ая часть – как бы подражаем голосу кукушки «ку-ку» и слушаем в ответ эхо. «Ку-ку» извлекать щипком, а «р» с опорой на нижнюю струну. Пьеса достаточно образна и при знакомстве с ней ученика можно представить пьесу в виде музыкальной загадки, исполнив на инструменте. Дети, как правило, с лёгкостью отгадывают название и потом сами с удовольствием играют.
«Вечерняя песенка»
В игре участвуют все струны. В правой руке можно предложить 2 варианта аппликатуры:
ü две ноты одновременно извлекают пальцы – i-m
ü сначала одновременно играют i-m , затем – a-m – и тому подобное.
Второй вариант звукоизвлечения нужно применять с более подвинутыми учениками.
«Танец»
Новая ступень в обучении:
ü Усложняется ритмический рисунок в правой руке;
ü Впервые начинаем применять малое «баррэ» на две струны в левой руке;
ü Пьеса достаточно большая по объёму;
ü Звукоизвлечение пальцев правой руки уже знакомо и не вызывает вопросов.
«Зарисовка»
Пьеса на развитие техники большого пальца правой руки – «р». Мелодия построена на басовых струнах. Здесь пальцы левой руки соответствуют ладам на грифе, поэтому ученик может исполнять эту пьесу, не изучив ноты на 6-ой, 5-ой, 4-ой струнах. Достаточно указать на какой струне играть и каким пальцем в левой руке.
«Велосипед»
Произведение двухчастной формы. Повторяющиеся мотивы.
В I-ой части – элемент хроматической гаммы, репетиции на четыре пальца левой руки. В правой руке – i-m – «апояндо».
Во II-ой части – игра с басовыми струнами, нужно считать вслух, чередование – i-m – целесообразнее исполнять щипком, «тирандо».
«Хоровод»
Эту пьесу следует дать ученику во втором полугодии, когда сформируется навык чтения нот с листа. Здесь мелодия прослеживается на басовых струнах, а двузвучные аккорды, поддерживающие гармонию, меняются с каждым басом. Ребёнок должен знать достаточно хорошо ноты на гитаре в I-ой позиции, чтобы точно соблюдать аппликатуру, указанную в нотном тексте.
Заключение
Подобранный материал доступен к пониманию учащихся 6-7 лет, несложен в исполнении на гитаре. Развиваются положительные эмоции на уроках специальности, у ученика возникает чувство лёгкости и свободы, которые нужно умело поддерживать и развивать на протяжении всего периода обучения. Если раньше музыкальная школа должна была готовить будущих музыкантов-профессионалов, осуществлялся жёсткий отбор приёмными комиссиями, был в наличии конкурс среди желающих «учиться музыке», то в наше время музыкальная школа работает со всеми, кто приходит, без отбора на наличие музыкальных данных. И это правильно, человек должен развиваться и совершенствоваться во многих областях, несмотря на то, что природа не наделила его способностями и сверхталантами. Всех желающих детей можно научить играть на любом музыкальном инструменте в объёме мукыкальной школы, преподавателю нужно набраться терпения и помочь в достижении каких-то результатов.
Автор рекомендует пройти с каждым учеником все музыкальные примеры данного пособия.
Попутно педагог решает задачи звукоизвлечения, качества исполняемого музыкального материала. Названия упражнений дают простор детской фантазии. Это подготовит учащихся к освоению репертуарных сборников и пьес уже известных гитаристов-классиков и современных композиторов. Для работы с малышами можно использовать сборник В. Ярмоленко «Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ». Здесь собрано очень много народных мелодий и наиболее часто исполняемый репертуар для гитары из многих известных сборников.
Список литературы:
Агеев Д. Гитара. Уроки мастера для начинающих. – СПб: Питер, 2009.
Бочаров гитариста. Пособие для начинающих. ‑М.: Аккорд, 2002.
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. ‑М.: Престо, 1999.
Иванова . Развитие навыков музицирования в работе с начинающими по классу фортепиано. (ДШИ №1, г. Челябинск). ‑Челябинск, 2000.
Иванов-Крамской игры на шестиструнной гитаре. ‑М.: Музыка, 1979.
Колотурская . Аккомпанемент. (ДШИ №5, г. Челябинск).
‑ Челябинск, 2000.
Михайлусь . Развитие навыков музицирования (подбор по слуху, аранжировка, импровизация) в 1-7 классах ДШИ. (ДШИ №12, г. Челябинск).
‑ Челябинск, 2000.
Фетисов шаги гитариста. Тетрадь №1. ‑М.: ИздательскийДомВ. Катанского, 2005.
Ярмоленко В. Хрестоматия гитариста для учащихся 1-7 классов ДМШ. – М., 2010.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!