Глава II. Знакомство с нотами.
По мере освоения упражнений «донотного» периода нужно начинать изучение нот на 1-ой струне в I –ой позиции, с дальнейшим закреплением каждой новой ноты в нотном материале в виде различных попевок:
«Топ-топ»
Считать вслух, при проигрывании обращать внимание на постановку левой руки – все пальцы ставить круглыми, держать над грифом, в правой руке – большой палец «р» поставить на 6-ую струну, а остальные пальчики играют под ним.
«Попевка»
В данном примере по сравнению с предыдущим есть чередование длинных нот – половинных, и коротких нот – четвертных, то есть усложнение ритмического рисунка. Стоит обратить внимание ученика.
«Ступеньки»
Добавилась для изучения нота «соль», которая расположена на 3-ем ладу на 1-ой струне.
«С горки»
До сих пор ученик играл мелодии, подобные друг другу, добавлялись лишь новые ноты. А в данном примере и начинается мелодия не с открытой струны, и ноты играют не по две одинаковых, а последовательно с «соль» вниз. Обратить внимание ученика на эти нюансы и ещё акцентировать – на чередовании – i-m – в правой руке.
«Два кота»
В работе начал принимать участие 4-ый палец левой руки – мизинец. С этого момента участвуют в игре все пальцы левой руки, следует обратить внимание учащегося на точное соблюдение аппликатуры, так как до ноты «ля» пальцы левой руки совпадали с ладами на грифе:
нота «фа» 1-ый лад – 1ый палец;
нота «фа-диез» 2-ой лад – 2-ой палец;
|
|
нота «соль» 3-й лад – 3-й палец;
нота «соль диез» 4-ый лад – 4-ый палец,
а теперь такое совпадение необязательно.
«Во поле береза стояла»
Первые уроки – играть простые (в ритмическом отношении) пьески, упражнения на одной струне, чтобы закрепить основные навыки и приёмы игры на инструменте, как-то «апояндо», чередование – i-m . По мере освоения – добавить 2-ую струну и изучить ноты на ней.
«Паровоз»
С детской песенки «Паровоз» начинаем активно играть по 2-м струнам. Здесь нужно обратить внимание ребёнка, что ноты «до» и «ре» играются на 2-ой струне на таких же ладах, как ноты «фа» и «соль» на 1-ой струне.
Сложность – поступенное движение пальцев левой руки, а не по 2 одинаковых ноты, как было в примерах ранее. Отрабатываем гаммообразное восходящее движение. В припеве: чередование долгих нот половинок и относительно коротких нот – четвертных.
Можно одновременно играть и петь со словами, что тоже очень полезно для развития речевой моторики, слуха, координации рук с голосом:
Едет-едет паровоз,
Две трубы и сто колёс,
Две трубы, сто колёс
Машинистом – рыжий пёс!
Две трубы, сто колёс
Машинистом – рыжий пёс!
«Зайчик»
Пьеса на 3-ий палец левой руки. Здесь имеют место скачки со 2-ой струны на 1-ую. При этом 3-й палец обязательно снимаем с одной струны и ставим на другую. 3-ий палец всегда играет в этой пьесе – m.
|
|
«Колыбельная»
Приём игры в правой руке – a-m-i – играют «щипком» последовательно по трём струнам, начиная с 1-ой струны, «р» стоит на 6-ой струне, при исполнении слушаем мелодию, которая выстраивается на 1-ой струне и выделяем ноту под «а», добиваемся legato в верхнем голосе.
«Прелюдия №1»
Игра по 3-ём струнам поочерёдно в определённой последовательности пальцев правой руки – i-m-a-m , щипком. Обратить внимание на положение большого пальца правой руки: «р» находится на 6-ой струне, а остальные пальцы играют под ним.
Объяснить длительность «восьмая», понятие вольты.
«Мишка с куклой»
Обучающие моменты данной детской песенки:
игра по двум струнам;
сочетание различных длительностей – четвертных-восьмых-половинных;
есть повторения, которые нужно грамотно исполнять;
соблюдение аппликатуры;
существует текст песенки, которые можно петь под свой аккомпанемент.
Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!