Глава I. Донотный период обучения



Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 

Руденко Елена Витальевна

 

 

«Первые шаги на шестиструнной гитаре»

Методическое пособие для студентов

 

 

 

Челябинск, 2018

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

 

Руденко Елена Витальевна

 

 

«Первые шаги на шестиструнной гитаре»

Методическое пособие для студентов

 

Челябинск, 2018

Руденко Е. В. «Первые шаги на шестиструнной гитаре» / методическое пособие для студентов. –Челябинск, 2018-

 

 

В представленном пособии в той или иной степени отражены все вопросы по обучению игре на гитаре: устройство инструмента, выбор, уход, краткая история развития. Большое внимание уделено описанию таких понятий как звук и лад; посадке гитариста, постановке обеих рук, звукоизвлечению, а также всем техническим приемам игры на гитаре. Представлен ряд фотографий. Многочисленные подготовительные упражнения, а также аккорды даны в наглядном схематическом виде. Подробно даны методические рекомендации по устранению и предотвращению ошибок,а также по проведению домашних самостоятельных занятий.

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

Глава I. Донотный период обучения……………………………………….

- Начало обучения на гитаре;

- Виды гитары, общее устройство гитары;

- Обозначение пальцев;

- Постановка правой и левой руки;

Глава II. Знакомство с нотами……………………………………………..

- Параметры звука;

- Громкость;

- Длительность, темп

Глава III. Нотное приложение……………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………..

 

 

Введение

Данная работа представляет методический материал и музыкальные примеры, применяемые автором в освоении игры на шестиструнной гитаре с учащимися дошкольного и младшего школьного возраста. Классические школы игры на гитаре – М. Каркасси, Э.Пухоль, П. Агафошина, А.Иванова-Крамского рассчитаны на учеников более старшего возраста и на начальном этапе сложны для малышей 6-7лет, которые подчас не умеют читать и писать, а играть на инструменте желают с первых уроков. Существуют более современные сборники для начинающих, как, например, «Букварь гитариста. Пособие для начинающих. (шестиструнная гитара)» под редакцией Бочарова О.А. или «Уроки мастера для начинающих» Дмитрия Агеева. Но они предназначены скорее для взрослых «любителей» игры на гитаре, чем для малышей. Охватывают период с первых шагов до игры в музыкальных группах, имеют объёмный исходный материал различного обучающего характера, в них используется для обучения в основном гитарная табулатура и прочие символы, что неприемлемо для музыкальной школы. Обучение в школе основано на нотной грамоте и учеников с первых уроков стоит обучать культуре обращения с нотным материалом. Исходя из этого, то есть дифицита обучающих нотных примеров облегченного характера, возникла потребность в создании такого рода методического пособия. Сначала рассматривается донотный период обучения, затем по мере постепенного изучения нот – усложнение материала с добавлением всё новых и новых элементов. В обучении используется основной дидактический метод – от простого к сложному через повторение пройденного. В процессе обучения следует постоянно требовать от учащихся точного и правильного выполнения всех помещённых в нотах указаний, а также всемерно развивать самоконтроль, необходимый для успешных домашних занятий.

 

Нотный материал, упражнения – всё имеет название, так как помогает малышу в развитии образного мышления.

В работе не рассматриваются вопросы посадки, постановки, способы звукоизвлечения на гитаре, так как это имеет место в профессиональной подготовке каждого преподавателя.

Глава I. Донотный период обучения

Данный период в обучении юного гитариста ни в коей мере не подразумевает «игру с рук». Предполагается, что учитель записывает нотный материал ученику в нотную тетрадь, а ученик по этим записям играет и выполняет задачи по соблюдению пальчиков в правой и левой руках, ладов на грифе и тому подобное.

При первом ознакомлении с инструментом – гитара шестиструнная – следует объяснить наименование пальцев правой руки:

P большой палец;

i указательный палец;

m средний палец;

а – безымянный палец.

Мизинец в правой руке – не участвует в звукоизвлечении, и cуществует правило для правой руки – обязательное чередование пальцев: «Мы не имеем права играть одним пальцем!». Для сравнения можно предложить ученику пройтись на одной ноге и спросить его об ощущениях: удобно ли это, много ли можно так проскакать?

Далее объясняю ноту «ми», то есть 1-ую струну:

-где пишется на нотном стане,

-где играется на гитаре.

Затем показываю серию упражнений на чередование пальцев правой руки, записываю графически – играем:

Упражнение №1

 

Упражнение №2

Целесообразно также сразу дать понятие длительностей и с первых уроков приучить ученика считать вслух – это поможет в дальнейшем избежать проблем с ритмом:

Ещё одно гитарное правило: одноголосную мелодию исполняют приёмом «апояндо». Пальцы правой руки играют, опираясь на следующую струну.Далее начинаем освоение различных хроматических последовательностей по 1-ой струне.

Упражнение «Качели».

Сначала показываю ребёнку чередование пальцев левой и правой рук одновременно, работают одинаковые пальчики – без игры. Мотив, как на качелях – вверх-вниз, вверх-вниз. Затем записываем графически и исполняем на инструменте:

«Качели»

Усложняем задачу:хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,левая рука – 1-2 пальцы, правая рука – чередование i-m.

2) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,

с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,

левая рука – 1-2-3 пальцы, правая рука – чередование i-m-a

3) хроматическая гамма от ноты «фа» по всему грифу по 1-ой струне,

с 1-ого лада по 13-ый в восходящем и нисходящем движениях,левая рука – 1-2-3-4 пальцы, правая рука – чередование i-m, причем при восходящем движении, дойдя до 12-ого лада, сдвигаем 4-ый палец на 13-ый лад, а при движении вниз, дойдя до 2-ого лада первым пальцем левой руки, сдвигаем этот палец на 1-ый лад:

«Ветерок»

Пьеса на хроматизм, где играют четыре пальца левой руки в восходяще-нисходящем движении, три раза подряд, пальчик левой руки соответствует ладу на грифе. Попутно объяснить: понятие «крещендо-диминуэндо» усиление-затихание звука, понятие «реприза» повторение

Повторение – очень важный элемент в исполнительской практике, так как заставляет ученика мобилизоваться на проигрывание одного и того же момента по нескольку раз, что не всегда получается.


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!